Исправительные работы как вид уголовного наказания исполняется
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исправительные работы как вид уголовного наказания исполняется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства. То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.
Комментарии к ст. 39 УИК РФ
1. Исправительные работы как вид наказания предусмотрены в российском законодательстве с первых лет советской власти. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), менялись правоограничения, но в основе своей данное наказание оставалось неизменным: осужденный проживает дома, с семьей, работает в обычном трудовом коллективе.
Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ существенно изменил регламентацию наказания в виде исправительных работ. С введением его в действие это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в местах, отбываемых по указанию органов, исполняющих наказание. Но в то же время действовал также другой вид наказания в виде исправительных работ — исправительные работы по месту работы, которые на практике применялись достаточно редко. Новая регламентация исправительных работ вызывает опасение дальнейшего сокращения применения этой меры, так как в большинстве своем исправительные работы применяются за преступления небольшой или средней тяжести, виновные в которых чаще всего работают и поэтому не могут быть подвергнуты этому наказанию. Между тем не следует забывать, что ныне исправительные работы — одна из немногих альтернатив лишению свободы.
Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).
Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Рассмотрение перечня категорий осужденных, которым не могут быть назначены исправительные работы, показывает, что он не может быть признан исчерпывающим. Например, законодатель не упоминает в ч. 5 ст. 50 УК РФ мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, которые считаются нетрудоспособными по возрасту.
Поскольку ст. 63 ТК РФ установила, что лица моложе 16 лет, как правило, не принимаются на работу, к исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние только начиная с этого возраста.
Если санкция статьи, по которой осуждается военнослужащий, содержит наказание в виде исправительных работ, военнослужащему может быть вместо этого в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначено наказание в виде ограничения по военной службе.
Рассматриваемое наказание назначается на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями.
Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного.
Это понятие применялось в ИТК РСФСР при регламентации исправительных работ в иных местах. Статья 91 ИТК РСФСР указывала, что данный вид исправительных работ отбывается «в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства».
Применение рассматриваемой нормы в наше время выявило серьезные трудности по трудоустройству осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства. Кое-где на практике в целях трудоустройства осужденных стали расширительно понимать понятие места жительства (как известно, в условиях местного железнодорожного сообщения за несколько часов можно приехать даже в соседнюю область).
Не вносит ясности и ориентация на административный район. В некоторых случаях в соседний район можно добраться за несколько десятков минут, но есть районы протяженностью в сотни километров (например, в Красноярском крае). Видимо, этот вопрос должен решаться индивидуально применительно к каждому случаю.
Известно, что трудности с трудоустройством явились одной из основных причин минимального применения данного вида исправительных работ, назначаемых по указанию органов, исполняющих наказание.
2 — 3. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России и ее органов на местах. После вступления приговора в законную силу суд, вынесший приговор, направляет две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция вызывает осужденного, проводит с ним ознакомительную беседу, ставит на учет и предлагает ему устроиться на работу в одно из мест, которое определено органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно осужденному разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. В процессе отбывания наказания инспекция проводит с осужденным воспитательную работу, с участием сотрудников милиции контролирует поведение осужденных. При необходимости осужденные приглашаются в инспекцию, а в случае неявки они могут быть подвергнуты приводу. Если осужденный скрылся и его местонахождение неизвестно, проводятся первоначальные мероприятия по розыску в течение одного месяца. Если установить местонахождение осужденного не удается, инспекция готовит и передает в аппарат криминальной милиции материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.
Осужденные ставятся уголовно-исполнительной инспекцией на один из следующих видов учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.
На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства и наказание в отношении которых исполняется нормально.
На предварительном учете состоят осужденные:
— не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);
— уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения;
— не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.
Основание назначения такого вида наказания – совершение преступлений, относящихся к небольшой и средней тяжести, если исправление виновного лица предполагается возможным без полной изоляции от общества.
Внимание! Исправительные работы не могут быть назначены осужденному в качестве дополнительной меры наказания.
Срок привлечения к исправительному труду составляет от 2-х месяцев до 2-х лет. Прохождение наказания осуществляется по официальному месту работы при ее наличии или в специально созданных исправительных центрах.
В государственную казну с начисляемой виновному лицу заработной платы ежемесячно удерживается сумма в размере 5-25% (определяется приговором суда и не может быть изменена впоследствии). Оставшуюся сумму заработка гражданин вправе расходовать по собственному усмотрению.
Постановление судами обвинительных приговоров и назначение наказания должникам не всегда имеет положительный эффект. Только незначительная часть осужденных погашает образовавшиеся по исполнительным производствам задолженности и осуществляет систематические выплаты алиментов.
За четыре месяца текущего года к уголовной ответственности по ст.
157 УК РФ органами дознания Управления привлечено 543 должника, из которых в отношении 510 должников уголовные дела направлены в суд для рассмотрения по существу, в отношении 11 должников уголовное преследование прекращено на стадии дознания. Из них 78 должников привлекались к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ неоднократно.
Мировой судья судебного участка № 00 г. А-ка и А-го района 26.12.2011 постановил обвинительный приговор по ч. 1 ст.
Ограничение свободы является одним из основных видов наказаний. Оно появилось в российском законодательстве только с принятием УК РФ 1996 г., хотя имеет много общего с существовавшим ранее условным осуждением к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» наказание в виде ограничения свободы должно применяться после его введения в действие в 2005 г. Однако до сего времени оно еще не введено в действие.
Сущность рассматриваемого наказания выражается и помещении осужденного, достигшего 18 лет к моменту вынесения приговора, в специальное учреждение без изоляции от общества, но в условия надзора за ним (в исправительный центр).
Важная роль данного наказания предопределяется тем, что оно, с одной стороны, содержит достаточно серьезный карательный элемент (осужденный проживает вне дома, в определенном месте, выбор которого от него не зависит, ограничены его трудовые права, так как он не вправе выбирать место работы и ее характер, ограничены его возможности общения с родственниками и иными лицами, проживает он, как правило, в общежитии и т.д.), а, с другой стороны, он все же не помещен в места лишения свободы, не содержится под стражей, работает совместно не только с осужденными, но и с иными гражданами.
Ограничение свободы назначается за совершение умышленных преступлений лицам, не имеющим судимости, на срок от одного года до трех лет, а за совершение неосторожных преступлений (независимо от наличия судимости) — на срок от одного года до пяти лет. Кроме того, оно может применяться при замене лишения свободы более мягким наказанием (ст. 80 УК РФ), при такой замене в порядке амнистии (ст. 84 УК РФ) или помилования (ст. 85 УК РФ), при отсрочке отбывания наказания осужденным женщинам, беременным или имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ), при замене штрафа (ст. 46 УК РФ), обязательных работ (ст. 49 УК РФ) и исправительных работ (ст. 50 УК РФ) при злостном уклонении от их отбывания. В последних случаях рассматриваемое наказание играет роль фактора, стимулирующего положительное поведение либо предупреждающего отрицательное поведение осужденного.
Исполняет ограничение свободы исправительный центр, входящий в УИС ФСИН России, куда осужденный направляется по предписанию, которое выдает уголовноисполнительная инспекция в течение десяти дней с момента получения распоряжения суда и копий приговора и определения кассационной инстанции. Как правило, осужденный прибывает в исправительный центр самостоятельно, но за счет государства. Лица, которые находились к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, освобождаются и также следуют к месту отбывания наказания самостоятельно.
Если осужденный уклоняется от получения предписания или не прибывает в исправительный центр в срок, установленный предписанием, он задерживается и при отсутствии уважительных причин направляется к месту отбывания наказания по постановлению суда в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы. Суд может при вынесении приговора или определения с учетом личности и поведения осужденного постановить о направлении его к месту отбывания наказания под стражей. По прибытии в центр осужденный освобождается из-под стражи.
Если будет установлено, что осужденный, которому разрешено следовать к месту отбывания наказания самостоятельно, уклоняется от отбывания наказания в виде ограничения свободы, его наказание может быть в соответствии с ч. 4 ст. 53 УК РФ заменено лишением свободы.
Порядок отбывания ограничения свободы определяется УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров, которые должны быть утверждены Минюстом России по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.
Осужденные, отбывающие ограничение свободы, обязаны выполнять названные Правила, а также предписания законов. Они должны работать там, куда будут направлены администрацией исправительного центра, и выполнять ту работу, которая будет им поручена, независимо от того, соответствует ли она их специальности. Кроме того, осужденные обязаны бесплатно участвовать в работах по благоустройству территории и зданий исправительного центра. Эти работы проводятся, как правило, во внерабочее время, не более двух часов в неделю.
Осужденные не могут покидать территорию исправительного центра без разрешения администрации. Как правило, они должны проживать в специально оборудованных общежитиях, не покидая их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра. Такое разрешение может быть выдано в связи с направлением осужденного в командировку, выездом в отпуск либо в учебное заведение, где он учится.
При положительном поведении и наличии жилищных условий им может быть разрешено проживать с семьей на арендуемой или принадлежащей им жилой площади. Эти лица, проживающие вне территории исправительного центра, должны являться в центр для регистрации до четырех раз в месяц, в зависимости от их поведения. Периодичность явки устанавливается постановлением начальника исправительного центра; она может меняться в зависимости от поведения осужденного.
Личные документы осужденного хранятся в его деле в специальной части исправительного центра. Взамен ему выдается документ установленного образца. При необходимости паспорт может быть выдан на руки, например для получения на почте посылки, после чего вновь сдается в специальную часть центра.
Среди осужденных к ограничению свободы могут быть лица, обладающие разной степенью общественной опасности, осужденные за умышленные и неосторожные преступления (среди последних могут быть лица, имеющие судимость). Во избежание отрицательного влияния на впервые осужденных лица, совершившие преступления при рецидиве содержатся отдельно от других осужденных; как правило, раздельно должны содержаться и совершившие преступление в соучастии. Не могут содержаться в одном исправительном центре также осужденные к ограничению свободы по приговору суда и направленные в эти центры в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким.
Отбывающие наказание должны подчиняться ряду режимных требований. Так, Правила внутреннего распорядка должны устанавливать перечень предметов и веществ, которые осужденным запрещено приобретать, хранить и использовать. Эти ограничения установлены для предотвращения совершения преступлений и других правонарушений. К их числу в первую очередь относятся предметы, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в гражданском обороте по прямому указанию закона в соответствии со ст. 129 ГК РФ (наркотические и сильнодействующие вещества, оружие и др.).
Если такие вещества обнаруживаются у осужденных, они подлежат изъятию. Малоценные предметы уничтожаются. Другие предметы сдаются на хранение и возвращаются осужденному при освобождении. Если за хранение таких веществ или предметов установлена уголовная ответственность (огнестрельное оружие, наркотики и пр.) — они передаются прокурору или в органы внутренних дел для возбуждения уголовных дел против виновных.
Администрация исправительного центра обязана проводить с осужденными воспитательную работу, разъяснять им порядок и условия отбывания наказания, организовывать их трудовое и бытовое устройство, применять меры поощрения и взыскания.
Кому данное наказание не назначается
Как следует из ч. 5 ст. 50 УК РФ, суд не вправе назначать исправительные работы гражданам следующих категорий:
- лицам, имеющим подтвержденную инвалидность 1-й группы;
- женщинам, находящихся на момент постановления приговора в состоянии беременности;
- женщинам, на воспитании которых находятся их собственные или усыновленные дети не старше 3 лет;
- гражданам, исполняющим воинский долг по призыву;
- военнослужащим-контрактникам, имеющих воинские звания рядовых и сержантов (если к дате вынесения судебного приговора они еще не отслужили срока, который установлен для военнослужащих по призыву).
Проблема назначения этого вида наказания как средства достижения раскаяния в содеянном в виде конечной цели, на сегодняшний день достаточно актуальна. Этот тип приговора носит двоякий характер и обычно вызывает разночтение у правоведов. Самый мощный момент воздействия на человека — взгляды на него людей, которые являются авторитетными для правонарушителя. Большинство современников весьма дорожат мнением коллектива. Сотрудники, подчиненные, коллеги по работе имеют существенное воздействие на психологию преступившего закон.
Влияние всех факторов в комплексе на псих тип человека, оказываемое сильным психологическим воздействием, позволяет исправляться, пересматривать собственные, даже весьма устоявшиеся взгляды на социальное окружение, сообщество и собственно на самое себя. В подавляющем большинстве случаев отбывание срока ИР назначается непосредственно по месту основной работы, где провинившегося все знают.
Особенности назначенных по ст. № 50 УК РФ работ исправительного характера связаны также и с иными, достаточно противоречивыми факторами.
Исправительные работы – это, как уже было анонсированы выше, вид уголовного наказания, который не предусматривает отчуждения осуждённого от общества или ограничений на свободу и общение, а заключается в привлечении нарушившего закон человека к принудительному труду с вычетом в доход государства определённой части официального заработка. Целесообразность данного вида наказания ставится многими под вопрос из-за определённого психологического воздействия на приговорённое лицо.
Связано это в основном с тем, что осуждённый остаётся на свободе, но всему его окружению становится известно о его проступке, с чем придётся мириться не только самому преступнику, но и коллегам по работе. Что соответственно накладывает особый отпечаток и на период отбывания исправительных работ, и на последующую трудовую деятельность.
Проверки уголовно-исполнительной инспекции
Контроль над своевременностью удержаний и переводов в бюджет государства осуществляет уголовно-исполнительная инспекция. К этому процессу они могут дополнительно привлекать финансовые и налоговые службы. Проходят проверки не реже, чем раз в полгода. Если срок наказания менее шести месяцев, то не менее одного раза на протяжении всего наказания.
Инспекция обязана проверить:
- Правильность и своевременность удержания и перевода денежных средств из зарплаты осуждённого в пользу государства.
- Соответствие расчётов заработной платы с фактической оплатой труда приговорённого.
- Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника, согласование с его работодателем.
- Информацию о причинах пропуска рабочих дней.
- Информацию о нарушениях, которые допустил приговорённый, о санкциях и поощрениях к нему, поступление этих сведений в оперативном порядке от работодателя.
- Сведения о переводе работника на другую должность или его увольнении.
- Проведение работодателем воспитательной беседы, контроль над его поведением.
Как было отмечено выше, уголовная политика Российского государства в современный период ознаменована сокращением применения наказания в виде лишения свободы и существенным расширением применения альтернативных видов наказания, среди которых важнейшее место занимают исправительные работы.
Изучение института исправительных работ показывает, что при исполнении данного вида наказания существуют проблемы теоретического и прикладного характера, которые требуют скорейшего разрешения. Необходимость решения некоторых вопросов правового характера обусловила выбор рассматриваемой темы.
Исправительные работы по действующему уголовному законодательству являются основным видом наказания и предполагают дихотомическое деление осужденных на лиц, имеющих основное место работы и не имеющих его на указанный в приговоре суда срок с удержанием в доход государства части заработной платы (ст. 50 УК РФ).
Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ), несовершеннолетним осужденным -на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ).
Следует отметить, что согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» не рекомендуется назначение исправительных работ несовершеннолетним, продолжающим обучение по очной форме, так как реальное отбывание рассматриваемого наказания может создать определенные препятствия для его успешной социализации[17].
Положения данного постановления имеют спорный характер: если ребенок находится в криминогенной среде, растет среди лиц отрицательной направленности, то о какой успешной социализации может идти речь? Более того, если не применять и так гуманный вид наказания в виде исправительных работ к несовершеннолетним, то это приведет к безнаказанности и в дальнейшем к пограничному состоянию личности потенциального преступника, который может «балансировать» между законопослушным и преступным вариантами поведения.
О спорности правовой позиции Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует криминологическое исследование С.И. Кириллова, который среди криминогенных факторов, детерминирующих преступность несовершеннолетних, выделяет проблему обеспечения досуга[18]. Как правило, отмечает автор, свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований, по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Так, из числа подростков, имеющих за день 2-3 часа свободного времени, на учете в милиции (полиции) состояло 15 %, 5-7 часов — 47 %. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений[19].
Среди значимых факторов при назначении уголовного наказания выделяют: вид исправительных работ, который определяется с учетом трудоспособности осужденного, имеющейся у него специальности; расположение рабочего места, которое должно находиться в том населенном пункте, где он проживает.
На практике данная проблема актуализируется в условиях сельской местности. Действительность такова, что из-за ограниченного количества штатной численности работников не всегда имеется возможность принять на вакантные должности законопослушных граждан и исключений в отношении осужденных не предусматривается. В сложившихся условиях сотрудникам инспекций приходится прибегать к различным способам при решении задач по трудоустройству осужденных.
В одной из инспекций Пермского края попытались выйти из положения следующим образом. Некоторые сельские поселения находятся в 3-5 км от города, между ними налажено нормальное транспортное сообщение. Были случаи, когда осужденных устраивали для отбывания наказания в городскую местность, согласуя место отбывания с главой поселения и сотрудниками инспекции. Однако впоследствии вмешивалась прокуратура и выносила представления, указывая на то, что не соблюдается законность исполнения исправительных работ, то есть наказание отбывается не по месту жительства осужденного[20].
Действующее уголовно-исполнительное законодательство не устанавливает ограничений на отбывание наказания в организациях с определенной формой собственности. В настоящее время осужденные могут отбывать наказание на предприятиях любых форм собственности, предусмотренных Конституцией РФ.
В результате такого подхода могут сложиться парадоксальные ситуации. Так, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда было принято решение в отношении П., который был осужден по приговору Красноярского краевого суда от 10 февраля 2016 г. по ч. 2 ст. 297 УК РФ к одному году исправительных работ с удержанием 5 % из заработной платы, а на основании ст. 70 УК РФ — по совокупности приговоров — к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Судебная коллегия изменила приговор, смягчив назначенное П. по ч. 2 ст. 297 УК РФ наказание до штрафа в размере 50 тыс. руб., при этом на основании ст. 70 УК РФ назначила 3 года 11 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 50 тыс. руб. В обоснование своего решения о смягчении назначенного П. наказания Судебная коллегия сослалась на обстоятельства, согласно которым П. работал в ООО, учредителем и директором которого он являлся, в связи с чем ему не могло быть назначено наказание в виде исправительных работ[21].
Процесс исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ подразумевает вступление осужденных в специфические трудовые отношения путем заключения трудового договора. Трудовой договор может заключаться с лицами четырнадцати- (при согласии одного из родителей (опекуна, попечителя) и органов опеки), пятнадцати- и шестнадцатилетнего возраста (ст. 63 ТК РФ). В свободное от учебы время такие осужденные могут заниматься легким трудом, не причиняющим вреда их здоровью и не нарушающим процесса обучения.
В ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указывается: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается»[22]. Таким образом, исполнять наказание в отношении четырнадцатилетних подростков затруднительно и проблематично.
Следует обратить внимание на субъективную позицию Р.Ф. Галиевой в рамках вопроса об особенностях регулирования труда несовершеннолетних осужденных. Так, согласно Конвенции Международной организации труда № 138 (1973) «О минимальном возрасте для приема на работу» возраст, с наступлением которого физическое лицо признается обладающим общей трудовой правосубъектностью, не должен быть ниже 15 лет. Действующее российское законодательство о труде, допуская в порядке исключения возможность приема на работу учащихся по достижении ими 14 лет с согласия одного из родителей, отступает от международных норм[23].
Процесс исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает осуществление комплекса различных организационных, правовых и иных средств, применяемых инспекцией, в случаях нарушения установленного порядка исполнения наказания.
Однако, как указывает И.А. Елисеева, большинство осужденных предпочитают изначально злостно уклоняться от отбывания наказания с целью последующей замены им исправительных работ лишением свободы, так как предлагаемые виды работ часто являются для осужденных унизительными. Кроме того, при замене наказания более строгим один день лишения свободы считается за три дня исправительных работ, то есть при сроке исправительных работ в 1 год в места лишения свободы осужденный направляется лишь на 4 месяца.
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2015 N 6-ФКЗ, от 30.12.2016 N 7-ФКЗ, от 05.02.2017 N 2-ФКЗ, от 21.07.2018 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2018, с изм. от 16.07.2019) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2019) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198,
4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 20.04.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, N 33, ст. 1316.
5. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 (ред. от 20.01.2019) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, N 42, ст. 4109.
6. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 31.05.2019) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, N 43, ст. 5544.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г.. № 683 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной деятельности численности» // Собрание законодательств Российской Федерации. – 1999. – № 10. – Ст. 1228.
8. Определение Верховного Суда РФ № 11-о05-21 от 15.03.2005 // Правовая информационная система «Консультант Плюс».
II. Специальная литература:
9. Бриллиантов А. Изменения законодательства о наказании //Российская юстиция. – 2019.- № 5. – С. 35-40.
10. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества. Методическое пособие / Под ред. Ю.И. Калинина. – М.: PRI, 2018. – 137 с.
11. Егоров В.С. Система наказаний по уголовному праву России. – Воронеж: НПО «МОДЭК, 2018. – 48 с.
12. Зубков А.А. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 217 с.
13. Инструкции о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания.
14. Колоколов Н.А. Исправительные работы: критерии эффективности //Юридическая газета. – 2018. — № 17. – С.4, 14.
15. Колоколов Н.А. УК РФ: проблемы назначения наказания // Российский судья, 2019. — № 2. – С. 15-17.
16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под ред. В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 2017. – С. 127.
17. Лебедев В.М. О некоторых вопросах назначения судом уголовного наказания //Бюллетень ВС РФ. – 2018. — № 9. — С. -10.
18. Михлин А. Понятие наказания в виде исправительных работ и история его возникновения в российском праве // Уголовное право. – 2017.- № 4. – С.56-59.
196. Типовая методика воспитательной работы с осужденными без изоляции от общества для изучения и практического применения в служебной деятельности. – Казань. 2016. — 6 с.
20. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. – М.: Юристъ, 2017. – 512 с.
21. Уголовное право. Общая часть /Под ред. И.Я. Казаченко. – М.: Инфра-М-НОРМА, 2017. – 516 с.
22. Уголовно-исполнительное право /Под ред. М.К. Кислицына. – М.: НОРМА, 2017. – 272 с.
23. Уголовно-исполнительное право России /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Юристъ, 2018. – 321с.
24. Угольникова Н.В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 369 с.
25. Уголовное право России. Общая часть: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под. ред. проф. Кругликова Л.Л.. – М.: Волтерс Клувер, 2016.
Обязательные работы являются новым для России видом уголовного наказания. Они начали применяться только с 1 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч. 1 ст. 49 УК РФ).
Перечень видов и объектов обязательных работ устанавливается органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта в уборке и благоустройстве территории, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работах. Эта обязанность может возлагаться на администрации муниципальных образований.
Исходя из наличия объектов труда, уголовно-исполнительная инспекция определяет конкретный вид общественных работ для осужденного с учетом его личности, трудовых и профессиональных навыков, а также возможности осуществлять контроль за поведением осужденного и отношением к труду. При определении вида обязательных работ учитываются пожелания осужденного, если для этого есть соответствующие условия. Трудоустройство осужденных может осуществляться как группами, так и по одному.
Обязательные работы устанавливаются для взрослых на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. Время обязательных работ не может превышать 4 часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни – 2 часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – 4 часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.
В отношении несовершеннолетних обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении посильных для них работ и исполняются ими в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – 3 часов в день.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» скорректирована ч. 3 ст. 49 УК РФ, в которой определяются лица, которым обязательные работы не назначаются. К ним относятся: лица, признанные инвалидами I группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Обязательные работы применяются только в качестве основного вида наказания, порядок и условия их исполнения (отбывания) регламентируются гл. 4 УИК РФ. Полномочия уголовно-исполнительных инспекций по исполнению данного вида наказания регламентируются в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729, а также в ведомственном нормативном акте – Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. № 38.
Согласно ст. 25 УИК РФ осужденный привлекается к отбыванию указанного наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Уголовно-исполнительные инспекции согласно ч. 3 ст. 25 УИК РФ организуют исполнение наказания и контроль за осужденными (табл. 4).
В связи с тем что осужденные непосредственно отбывают обязательные работы на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, ст. 28 УИК РФ содержит обязанности администрации таких организаций (см. табл. 4).
Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.
В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.
В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы выполняются осужденными на безвозмездной основе. Труд осужденных является бесплатным как для них самих, так и для организаций, где они работают.
За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета 1 день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за 8 часов обязательных работ.
Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа – это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.
Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).
Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.
Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.
Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам
1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.
2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.
3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.
4. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.
6. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.
7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.