Налоговая декларация что это и как правильно составить по статье 80 налогового кодекса РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая декларация что это и как правильно составить по статье 80 налогового кодекса РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правильному заполнению деклараций следует уделить особое внимание, ведь именно на их основе исчисляются и уплачиваются налоги. А это является предметом контроля со стороны государства, поскольку именно налоговые платежи составляют основу госбюджета.
На основании ч. 20 ст. 1 ФЗ №63 от 15.04.2021 внесены изменения в порядок подачи налоговой декларации (ст. 386 НК). В соответствии с новым распорядком с января 2021 года налогоплательщики больше не предоставляют расчеты по авансовым платежам — достаточно подать налоговую декларацию (п. 1 ст. 386). Статья дополняется п. 1.1, который регламентирует следующие аспекты:
- лица, состоящие на учете в разных налоговых подразделениях в отношении нескольких подконтрольных объектов имущества, вправе обратиться в любое из указанных ведомств независимо от местонахождения или регистрации;
- уведомление о порядке подачи декларации направляется не позднее 1 марта налогового периода;
- перечисленные условия не действуют в отношении сборов, предполагающих отчисления в региональные бюджеты.
Будет упразднен предыдущий порядок предоставления расчета по авансовым платежам в течение 30 дней с окончания отчетного периода.
Юридические лица, зарегистрированные в реестре ЕГРЮЛ, также не будут предоставлять отчеты по авансовым платежам.
Ограничение на перерасчет транспортного налога физлица (в т. ч. ИП)
Напомним, граждане (в т. ч. ИП) уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления от ИФНС.
Причем направление налогового уведомления (в т. ч. в связи с перерасчетом ранее исчисленной суммы налога) допускается не более чем за три налоговых периода (года), предшествующих календарному году его направления (п. 2.1 ст. 52, п. 3 ст. 363 НК РФ).
С 01.07.2021 налоговая инспекция не вправе пересчитывать гражданину транспортный налог, если это повлечет увеличение ранее уплаченной налогоплательщиком суммы налога (пп. «а» п. 10 ст. 1, п. 4 ст. 9 Закона № 374-ФЗ). Соответственно, если на момент перерасчета налог еще не уплачен, налоговый орган вправе пересчитать налог в большую сторону. Аналогичное правило применяется в настоящее время по земельному налогу и налогу на имущество, которые уплачиваются физлицами.
Bapиaнты пoдaчи oтчeтa в нaлoгoвyю cлyжбy
Cтoит oтмeтить, чтo пoлyчeниe нaлoгoвoгo вычeтa пpeдocтaвляeтcя вoзмoжным тoлькo зa пocлeдниe 3 гoдa. Нaпpимep, ecли cтyдeнт в кoнцe пятoгo кypca peшил oфopмить нaлoгoвый вычeт, тo oн cмoжeт вepнyть дeньги зa 3, 4 и 5 кypcы включитeльнo.
Ecть тpи вapиaнтa пoдaчи дeклapaции в нaлoгoвyю инcпeкцию:
- Личнo oбpaтитьcя в нaлoгoвyю пo мecтy житeльcтвa и вpyчнyю зaпoлнить блaнк.
- Пoдгoтoвлeннyю дeклapaцию в элeктpoннoм видe пoдaть чepeз личный кaбинeт нaлoгoплaтeльщикa нa caйтe ФНC.
- Oтпpaвить нaлoгoвyю дeклapaцию пиcьмoм c oпиcью coдepжимoгo пo пoчтe.
Baжнo знaть, чтo дeклapaцию имeют пpaвo пoдaть тpeтьи лицa. Ecли дoкyмeнт пoдaeтcя дpyгoм, знaкoмым, poдcтвeнникoм, тo дoлжнa имeтьcя eщe зaвepeннaя y нoтapиyca дoвepeннocть. Ecли дeклapaцию пoдaют poдитeли, тo нyжнo дoкyмeнтaльнo пoдтвepдить poдcтвo c peбeнкoм.
Комментарий к статье 80 НК РФ
Комментируемая статья регламентирует особенности представления декларации.
Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, в связи с чем положения статьи 80 НК РФ занимают одно из центральных мест в НК РФ.
Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.
Налоговый расчет авансового платежа — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме авансового платежа подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления авансового платежа.
Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) — это документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.
Существует два варианта представления налоговой и бухгалтерской отчетности:
— на бумажном носителе;
— в электронной форме.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе.
Налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.
Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).
Датой подачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.
Для сдачи отчетности не обязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.
Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.
Представление отчетности в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.
ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.
Преимущества данного способа представления:
— нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат);
— не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях;
— сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности);
— оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде);
— гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки);
— защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами;
— возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.
Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:
— если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
— если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников превышающая 100 человек;
— если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу. С 01.01.2014 данная действует в отношении налога на добавленную стоимость.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
Пункт 2 статьи 80 НК РФ регулирует ситуации, в которых налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налога, — налоговые декларации (расчеты) в таких случаях в налоговые органы не представляются.
В ситуации же когда налогоплательщик практически не осуществляет деятельность, т.е. не осуществляет операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеет объектов налогообложения, Кодекс возлагает на него обязанность представить единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Указанные в пункте 2 статьи 80 НК РФ обстоятельства следует отличать от ситуаций, когда у налогоплательщика отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях по этому налогу, но осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках.
Например, если у организации, признаваемой налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, отсутствуют операции, подлежащие отражению в налоговых декларациях по этому налогу, но осуществляются операции, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках, то оснований для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации не имеется.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 05.07.2012 N 03-07-15/69.
Следовательно, лицо, признаваемое налогоплательщиком, не имеющее объектов налогообложения, не освобождается от обязанности представления налоговых деклараций.
Согласно пункту 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
На это также обращено внимание в Письме Минфина России от 28.04.2011 N 03-02-08/47.
Следовательно, НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от представления в налоговый орган декларации в случае, если он не осуществляет деятельность в налоговом (отчетном) периоде.
Например, организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения и не осуществляющая предпринимательскую деятельность, не освобождается от обязанности представлять налоговые декларации в налоговый орган по месту учета.
Управление ФНС России по г.Москве в Письме от 05.05.2011 N 16-15/044301@ пришло к аналогичным выводам.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ; от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ; от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ; от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 229-ФЗ; от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ; от 03.07.2016 № 243-ФЗ)
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. (В редакции федеральных законов от 30.12.2006 № 268-ФЗ; от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ; от 03.07.2016 № 243-ФЗ)
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки. (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ)
Порядок представления налоговой декларации
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
На каждом документе принятой налоговой декларации (титульном листе) проставляются сведения о представлении налоговой декларации в налоговый орган. В случаях сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиком лично (через представителя) на остающихся у него копиях налоговых деклараций налоговый орган по просьбе налогоплательщика проставляет отметку о принятии и дату ее представления.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
Однако в соответствии с приказом МНС РФ от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468 «Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками» должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме, утвержденной федеральными, региональными органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Если такая отчетность поступила по почте, отдел работы с налогоплательщиками, получив ее из отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), считает ее не принятой, не регистрирует и в 3-дневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме. При отправке уведомления по почте на втором экземпляре должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками ставится отметка об отправке документа по почте.
Кто обязан принять жалобу на налоговую структуру?
Согласно пункту 1 статьи 139 НК РФ, жалоба на ИФНС оформляется на имя вышестоящего налогового органа, но направляется в инспекцию, которая совершила неправомерное действие (бездействие) или вынесла необоснованное решение. После подачи заявления отвечающая сторона перенаправляет документ в вышестоящую инстанцию.
Иными словами, при фиксировании нарушений, допущенных региональными отделениями, заявление подается первоначально в местный орган, а затем жалоба поступает в Управлении ФНС по городу (в Федеральную налоговую службу).
Также жалобы принимает:
- Суд. Инстанция имеет право выносить решение по любым искам от любых заявителей. Подача заявления в суд имеет один существенный недостаток — длительность процедуры. Поэтому к нему прибегают в 97% случаев юридические, а не физические лица;
- Прокуратура. Орган власти РФ отслеживающий корректность работы всех государственных структур. Но его деятельность распространяется только на правонарушения, носящие уголовный характер. Поэтому в налоговые споры орган власти вмешивается довольно редко.
Уточненная декларация
После представления декларации налогоплательщик может обнаружить неполное отражение сведений или ошибки, приводящие к занижению (завышению) налоговой базы. Если обнаружится занижение налоговой базы, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию, представив в налоговый орган соответствующее заявление.
Упомянутые изменения и дополнения могут значительно либо несущественно влиять на суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет. Самостоятельное исправление ошибок в поданных декларациях — это обязанность налогоплательщика, но только в случае «недоплаты». Таким образом, если бюджет теряет налоговые поступления вследствие ошибок в декларации, то налогоплательщик обязан внести в нее соответствующие коррективы.
В иных случаях искажение сведений в указанном документе, внесение необходимых уточнений — это право налогоплательщика, которое закрепляется на законодательном уровне путем внесения изменений в абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, вступающих в силу с 1 января 2007 г.
Налоговая декларация по УСН (КНД-1151085)
Индивидуальные предприниматели обязаны предоставить в ГНИ налоговую декларацию за истекший календарный год с пограничным сроком — 30 апреля. За определенный период (например, квартал, полугодие) сдают отчетность до 20 числа следующего месяца.
Налоговая декларация по упрощенной системе содержит информацию: ФИО (ИНН в том числе) предпринимателя или название организации; налоговый период; налоговая ставка; код ОКВЭД; ОКАТО; код бюджетной классификации (КБК); сумма страховых взносов. Предоставляется ГНИ в единственном экземпляре.
Нулевая налоговая декларация упрощенка, если не было движения денежных средств в отчетном периоде, заполняется следующим образом: титульный лист; строки 001, 010, 020, 201; остальное – прочерки. Сдается ежеквартально.
Налоговая декларация для физических лиц
Подается в следующих случаях:
- заполнение налоговой декларации физического лица предусматривается в случае получения дохода от продажи имущества;
- налоговыми резидентами РФ, не проживающими на территории страны в течение последних двенадцати месяцев или 183 дней; исключение – военнослужащие, проходящие службу и получившие доход за пределами России;
- физическими лицами, получившими в течение года какие-либо доходы, но не заплатившие по различным причинам налоги;
- физическими лицами, получившими выигрыш в лотерее, тотализаторе, казино или игровых автоматах;
- наследниками или правопреемниками научных трудов, литературных произведений т.д.;
- физическими лицами, получившими гонорар;
- налоговая декларация при дарении заполняется лицами, получившими доходы от иных физических субъектов в денежном эквиваленте или натуральной форме;
однако, если подарок получен от близких родственников, декларация не подается.
Как отчитаться перед ФНС
В большинстве случаев у налогоплательщиков есть выбор между подачей декларации на бумаге, в том числе посредством Почты России, и предоставлением ее в электронной форме. Но есть исключения.
Так, декларация по НДС должна направляться налогоплательщиками строго в электронной форме посредством электронного документооборота с ИФНС, осуществляемого через операторов. Для крупных работодателей, у которых среднесписочная численность работников за прошлый год составила 100 человек и более, также установлена обязанность подавать налоговую отчетность в электронном виде. Правило действует и на компании, организованные в текущем году, если численность работников в них 100 и более человек.
На нашем сайте вы можете найти пошаговый порядок заполнения большинства налоговых деклараций:
Следует обратить внимание, что каждая декларация имеет собственный срок и периодичность представления. Некоторые из них, например, декларация 3-НДФЛ, декларации по УСН, подаются 1 раз в год. Но есть и декларации, которые следует подавать за каждый квартал (например, декларация по НДС, по ЕНВД) либо за каждый месяц (для некоторых плательщиков это декларация по налогу на прибыль).
Сроки представления деклараций и расчётов для специальных налоговых режимов
Отчетность по ним проще, чем по налогам на ОСНО — расчёты за отчётный период сдавать не нужно. Сдается только декларация, и то не по всем налогам.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Декларация — до 31 марта следующего года (ст. 346.10 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (УСН). Декларация — до 31 марта следующего года для юрлиц, до 30 апреля следующего года для ИП (ст. 346.23 НК РФ).
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Здесь нет своей налоговой декларации, потому что нет отдельного объекта налогообложения (ст. 346.40 НК РФ).
Патентная система налогообложения (ПСН). Декларацию сдавать не нужно (ст. 346.52 НК РФ).
Порядок предоставления отчетности
НД передается в налоговую службу только по месту постоянной регистрации и прописки, при этом действительное место жительства, обучения или работы на это не влияют. Однако, если у вас нет постоянной регистрации, справку нужно подать по месту регистрации временной, а перед подачей прийти в фискальный орган и встать на учет.
Подать НД о доходах можно как лично, так и удаленно. Есть три способа: личный, в отделении ИФНС по месту регистрации, заказным письмом с описью содержимого, а также онлайн – в личном кабинете на сайте ФНС, доступном только после регистрации.
Также подать декларацию разрешено через родственников или знакомых, однако для этого потребуется доверенность, заверенная у нотариуса. Родители, предоставляя НД за своих детей, могут подтвердить родство, предоставив соответствующий документ.