Штраф за просроченное ОСАГО в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за просроченное ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.

Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?

Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.

Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!

Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.

Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!

Штраф за невписанного в страховку водителя

По закону управлять автомобилем могут только те лица, которые указаны в страховке. Если за рулем находится человек, чье имя не вписано в страховой полис, в соответствии с частью 1 статьи 12.37 КоАП водитель получит штраф за езду без страховки на чужой машине. При этом не имеет значения находится хозяин авто, указанный в ОСАГО, рядом или управление авто осуществляется в отсутствии владельца.

Штраф за невписанного водителя в страховку ОСАГО составляет 500 рублей.

Исключение – вождение только приобретенного автомобиля без страховки. В таком случае закон разрешает управлять автомобилем человеку, который не вписан в полис ОСАГО, в течение 10 дней с момента оформления сделки. Но только если при нем есть документ, подтверждающий факт купли-продажи или дарения.

Что делать, если совершили ДТП, но признаны потерпевшей стороной?

В данном случае действия сразу после аварии все те же, как если бы это была ваша машина:

  1. остановить и не перемещать автомобиль и другие предметы, связанные с ДТП,
  2. выставить аварийный знак,
  3. включить аварийную сигнализацию,
  4. решить, можно ли оформить европротокол (вы должны быть вписаны в действующую страховку) или звонить в ГИБДД,
  5. и другие обязанности в зависимости от наличия пострадавших или погибших (пункты 2.5-2.6.1 Правил)

Однако, разница в данном случае будет в дальнейшем урегулировании убытков, причинённых вследствие такого ДТП. Так, вы будете потерпевшей стороной в данной аварии в любом случае.

Однако, за возмещением ущерба – как в страховую компанию при наличии у виновника действующего ОСАГО, так и при прямом требовании возмещения в случае отсутствия страховки – обращаться будет либо только собственник, либо вы вместе. Это зависит от характера ущерба:

  • если вред причинён только чужому автомобилю, которым управляли вы, то в данном случае выгодоприобретателем выступает исключительно собственник, так как его имуществу причинён ущерб,
  • если же в результате ДТП нанесён вред вашему здоровью, тогда и вы являетесь выгодоприобретателем (здоровье то ваше).
Читайте также:  Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС

Во втором случае нужно писать 2 заявления в страховую компанию (обращаться по ОСАГО нужно к страховщику виновника). Либо, если у виновника не было страховки, то непосредственно причинителю вреда предъявляется 2 требования: от вас и хозяина автомобиля.

Езда на чужой машине без страховки: разбираемся в нормах законодательства

Но передача руля водителю, не вписанному в страховку ОСАГО, не влечёт в 2021 году никакого наказания для хозяина автомобиля, даже если он сидит рядом и допускает такое нарушение.

Кстати, ранее административное наказание выносилось до «устранения причины запрета эксплуатировать транспортное средство», а правонарушителю давались сутки для приобретения полиса. В 2020 году такие положения утратили силу, а значит, — начало движения каждый раз образует новый состав правонарушения.

Это может быть родственник, знакомый, арендатор, а также водитель, который садится за руль, имея на руках доверенность на управление.

До 2013 года за аналогичное правонарушение автоинспекторы имели право снимать с машины регистрационные знаки, сейчас положение не имеет юридической силы.

Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2023 году?

До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.

Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.

В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).

В 2023-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.

Разъяснение Верховного Суда РФ

Еще одним «пруфом» в пользу езды на машине без ОСАГО в 10-дневный срок с момента заключения ДКП является мнение Верховного Суда. Речь идёт о решении ВС РФ № АКПИ12-205, от 17.04.2012 года, в котором рассматривался вопрос о признании части пунктов ПДД недействующими.

Вот выдержка из данного решения:

Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Как видно, Высшая инстанция подтверждает законную возможность ездить на автомобиле без полиса ОСАГО, если с момента заключения ДКП еще не прошло десяти дней. Следовательно, в этот период к новому владельцу машины не могут применяться меры наказания за отсутствие страховки.

А есть ли новый закон?

Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.

Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!

19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.

В частности, депутаты предложили:

  1. ввести 3 часть в статью 12.37, которая будет предусматривать штраф 5 000 рублей или лишение прав за повторную езду без полиса ОСАГО,
  2. внести в другие соответствующие статьи Кодекса поправки касательно того, что по новой норме дела уполномочены рассматривать судьи и начальники ГИБДД.

Посмотреть официальный текст нового проекта закона, а также его карточку на официальном сайте законодательной деятельности.

Читайте также:  Льготы по транспортному налогу в Москве в 2023 году для инвалидов 3 группы

Езда без страховки, штраф в 2021 году [с доп. от 01.01.2021]

Однажды остановил меня сотрудник ГИБДД, представился и попросил полис ОСАГО для проверки, я говорю, да нет проблем и открываю бардачок, чтобы достать документы, смотрю и меня аж пот прошиб, документов нет – я их забыл дома и права, и полис ОСАГО, и свидетельство о регистрации.

И хорошо, что сотрудник ГИБДД пошел на встречу и дал возможность родственникам привести документы. Иначе штрафа за езду без страховки мне бы не избежать, да, что лукавить, эвакуировали бы мое авто и пришлось бы мне потом побегать. Документов — то не было вообще никаких.

Но даже если при Вас есть документы на авто и права на управление транспортным средством, но отсутствует страховка, штрафа все равно не избежать. Размер его зависит от вида правонарушения.

Когда закон разрешает наложить штраф за отсутствие ОСАГО

Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2023 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.

Штраф без полиса ОСАГО в 2023 году не выписывается таким категориям граждан:

  • Автомобили оформлены за пределами Российской Федерации при наличии «зелёной карты»;
  • Транспортное средство не является колёсным (имеет санный, гусеничный либо полугусеничный ход);
  • Конструктивно максимальная скорость езды ТС не превышает 20 км/ч;
  • Владельцы прицепов для легковых автомобилей.

ДТП с просроченной страховкой

Попадание в ДТП с просроченной страховкой приводит к таким последствиям, как судебное разбирательство и большие финансовые затраты. Оформить аварийную ситуацию по Европротаколу и без присутствия сотрудников правоохранительных органов в данной ситуации не получится. Весь ущерб пострадавшей стороне виновник происшествия будет выплачивать самостоятельно, столкнувшись с такими затратами:

  • компенсация имущественного вреда – до 400 тыс. руб.;
  • выплаты за нанесение вреда жизни и здоровью – до 500 тыс. руб.;
  • компенсация средств, затраченных на похороны в случае ДТП со смертельным исходом – 25 тыс. руб.

Если ДТП несерьезное, водитель с просроченными документами все равно понесет значительные убытки в среднем размере 100 тыс. руб. Вдобавок ему выпишут штраф за то, что срок, на который был осуществлен выпуск полиса, истек.

Случаи, когда штраф можно оспорить

В некоторых случаях привлечение к ответственности за езду без страховки неправомерно. Если водитель не согласен с тем, что допустил правонарушение, он вправе отразить соответствующее мнение при составлении протокола. Впоследствии судебное постановление, принятое по данному поводу, можно оспорить в течение 10 дней от даты подписания решения суда.

Дата будет указана в уведомлении, направленном автовладельцу.

Решение о назначении штрафных санкций необоснованно при следующих обстоятельствах:

  • машиной управляет иностранный гражданин, оформивший зеленую карту, — этот документ освобождает иностранцев от полиса ОСАГО, предоставляя временную гражданскую защиту;
  • речь идет о новом автомобиле, купленном не больше десяти дней назад — этот срок законодательство предоставляет владельцу для заключения договора автогражданки; дата сделки купли-продажи указана в соответствующем соглашении, которое водитель обязан иметь при себе;
  • у водителя есть сканированная копия электронного полиса.

Распространенные мифы об ОСАГО

Слухи и ошибочные мнения быстро передаются от одного водителя к другому и приводят к нарушениям. Чтобы избежать лишних штрафов, нужно проверять услышанную информацию в более надежных источниках.

Вот список распространенных мнений, которые являются ошибочными:


  1. «После завершения срока действия полиса можно ездить еще 30 дней» — этот закон отменен еще в 2008 году, однако некоторые водители до сих пор об этом не знают.
  2. «Если управляешь машиной по доверенности, штраф за отсутствие ОСАГО не получишь» — если автомобилем без ОСАГО управляет не собственник, то штраф получат сразу оба лица: и владелец, и водитель.
  3. «За вождение без ОСАГО, автомобиль могут эвакуировать» — если инспектор обнаружит автомобилиста без полиса, то он составит протокол об административном нарушении и просто отпустит его.

При оформлении полиса с минимальным коэффициентом ограничения (1) необходимо помнить, что в документ должны быть вписаны все лица, имеющие право ездить на указанном транспортном средстве, так как действие полиса распространяется только на фиксированный круг лиц, которые могут находиться за рулем.

Читайте также:  Как расторгнуть договор ОСАГО и вернуть деньги за неиспользованный период?

Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, а не пассажире, поэтому в 2023 году, если сотрудники ГИБДД проверят документы, а за рулем окажется человек, не вписанный в полис водителю выпишут штраф за езду без ОСАГО, даже если рядом как пассажир сидит застрахованный хозяин.

Если вы точно знаете, что за рулем может оказаться кто-то, не указанный в перечне разрешенных лиц, лучше изначально не экономить, а оформлять полис без указания конкретного водителя, что поднимет коэффициент ограничения до значения 2,32, но избавит от многих проблем в будущем.

Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году

Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.

Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.

Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.

Каждая страховая компания предлагает клиентам не только индивидуальные условия страховки, но и сроки ее действия. Ведь кого-то может устроить совсем небольшой срок, порой не достигающий и шести календарных месяцев, а кто-то напротив заинтересован в длительном сотрудничестве.

ВНИМАНИЕ: Стандартный договор на страхование ОСАГО заключается на срок в один год. Поэтому ежегодно граждане меняют свои страховые документы. Минимальный срок действия страхового полиса ОСАГО всего лишь три месяца.

В ряде ситуаций допускаются соглашения между сторонами, которые предусматривают оформление полиса ОСАГО на более длительный период. Например, подобное касается корпоративных клиентов, которые приобретают страховку по форме ОСАГО сразу на несколько автомобилей и на несколько лет вперёд.

Фотофиксация езды без страховки или техосмотра

Еще с 2015 года начали обсуждать создание электронной системы, позволяющей объединить несколько электронных баз (РСА – наличие полиса, ЦОДД – считывание номера и определение владельца и ГИБДД – выписывание штрафа). Но на практике реализация данного проекта откладывается уже несколько лет. Тестовую версию запустили только в 2019 году, и первые водители получали обычные уведомления, в которых констатировался факт отсутствия ОСАГО. Никаких штрафов выписано не было.

На данный момент система находится еще на подготовке к запуску, и первой испытывать нововведение будет Москва. Что же касается сроков ввода в эксплуатацию системы, то они еще не определены. Как показал тестовый запуск системы, для отслеживания случаев езды без ОСАГО нужно полностью сканировать все движущиеся авто под всеми камерами, затем исключать миллионы дублей, посылать миллионы запросов в РСА, сервера которой тоже не смогут выдержать такой поток запросов. Поэтому окончательный запуск системы отложен.

Зачем покупать полис ОСАГО?

Ни один автомобилист, даже самый опытный, не застрахован от попадания в ДТП. Именно для этих целей законодатели создали полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности). Он нужен, чтобы защитить водителей от материальных затрат в случае ДТП.

Имеющий страховку ОСАГО виновник ДТП будет сам ремонтировать свой автомобиль, однако ему не придется тратить деньги на возмещение ущерба пострадавшему – это сделает страховая компания. Пострадавшая в ДТП сторона гарантировано получит страховое возмещение, и не придется взыскивать убытки с виновника аварии через суд (это в теории, а на практике иногда водители вынуждены судиться). Однако у страховки ОСАГО есть и ограничения. Максимально по ОСАГО можно получить на восстановление автомобиля до 400 тысяч рублей. Если ремонт обошелся дороже, то далее взыскивать средства надо уже с виновника аварии.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *