Малый бизнес определение в законодательстве РФ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый бизнес определение в законодательстве РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Государственный реестр и категории МСП: основные критерии
Единый перечень малого и среднего бизнеса существует с середины 2016-го, когда и были приняты соответствующие законодательные акты. Посмотреть его без труда каждый может на портале Федеральной налоговой службы (ФНС). В него включены все зарегистрированные на территории Российской Федерации представители такого предпринимательства.
Вносятся в него все позиции автоматически, после того как они регистрируются в ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также по подаче отчетности налоговикам. Информация, которая обычно имеется в свободном доступе:
- Данные о кодах деятельности по ОКВЭД.
- Полное имя любого ИП или же название юрлица.
- ИНН налогоплательщика.
- Место жительства или нахождения.
- Наличие лицензии, если подкатегория занятости относится к лицензируемым.
Однако это только обязательные пункты. По желанию самого лица или организации в реестр могут быть внесены также иные сведения:
- Полная контактная информация, по которой можно легко связаться с руководством.
- Описание производимых товаров (продуктов), в соответствии критериям инновационных и/или высокотехнологичных показателей.
- Контракты по госзакупкам.
- Партнерства с государственными заказчиками.
Добавляется информация только после прохождения процесса авторизации на специальном сервисе для передачи, для чего необходимо иметь квалификационную усиленную электронную подпись.
Особенности деятельности предприятия: подведем итоги
В отличие от других государств, в России малый бизнес имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать заранее:
- Низкая легитимность. Огромное количество таковых до сих пор находиться в «тени» и используют «серые схемы» в своей работе.
- Незначительная доля венчурной специализации. Инновации занимают всего 6% от общего производства, остальное отходит к коммерции и торговле.
- Значительная неустойчивость, возникающая ввиду нехватки финансов и жесткой конкуренции.
- Небольшой индивидуальный капитал, который приводит к плохому финансированию бизнеса.
Таким образом, мы разобрались, что значит расшифровка терминов, имеющих отношение к объектам и субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), а также ознакомились со списком особенностей таковых. Развиваться им приходится в достаточно непростых условиях, поэтому государственный аппарат и предусмотрел вышеописанные льготы, чтобы сделать такое дело намного более конкурентоспособным и привлекательным для множества людей.
Поддержка МСП периодически вызывает нарекания со стороны бизнес-сообщества.
«Через крупнейшую площадку для поддержки малого и среднего бизнеса — корпорацию МСП — можно ждать одобрения (кредита для малого и среднего бизнеса. — Прим. «Секрета») до полугода. Для подачи заявки в большинство банков нужно собрать огромный пакет документов, и даже если менеджер говорит: «Вам предварительно одобрили кредит на такую-то сумму», — то ждать всё равно месяц-полтора», — рассказал «Секрету» гендиректор компании «ТД Зевс» Илья Ильинов.
По мнению Счётной палаты, институт развития «Корпорация МСП» почти не помогает малому и среднему бизнесу (хотя ради этого и создавался). При этом руководство ставит перед собой в качестве целей невысокие показатели, легко перевыполняет планы и выплачивает за это себе неадекватно высокие зарплаты.
Формулировки в законе
Закон N209-ФЗ
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая. Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев: (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; (п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 238-ФЗ)
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.
3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
6. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
7. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
8. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Господдержка малого и среднего предпринимательства
Основные отличия малого и среднего бизнеса – это не только низкие административные барьеры, но и еще целый ряд налоговых послаблений, субсидии, выдаваемых как для открытия, так и для развития бизнеса. С начала действия закона о малом и среднем предпринимательстве государство предоставило следующие льготы таким предприятиям:
- Малые и средние предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, освобождаются от уплаты налога на имущество.
- Фирмы, работающие в сфере образования и здравоохранения, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых 9 лет работы.
- Льготы при приватизации у государства арендуемой недвижимости.
- Существуют специальные социальные программы получения субсидий на открытие и развитие малого бизнеса.
- За исключением некоторых видов деятельности (медицинское обслуживание, фармацевтика, образование) малые и средние предприятия освобождаются от внеплановых проверок — при условии, что при проведении плановых проверок в прошлом не было выявлено нарушений.
Перед тем как начать собственное дело, сопоставьте все плюсы и минусы для различных экономических масштабов. Например, вот основные минусы малого бизнеса:
- большой уровень экономического риска;
- зависимость от более крупных игроков на рынке;
- высокое влияние персонала на конечный результат;
- невысокий профессионализм управленцев;
- сложности при получении кредитов и субсидий.
Имеет значение и размер первоначального капитала. Чем выше накопления, тем больше шансов продержаться во время кризиса и не обанкротиться.
Недостатки среднего бизнеса:
- жесткая конкуренция и угроза поглощения крупными предприятиями;
- трудности при получении лицензий и патентов;
- периодическая нехватка денежных средств в обороте.
Риски владения крупной компанией:
- избыточная экономическая концентрация;
- локализация хозяйственных отношений;
- блокировка горизонтальных коммерческих связей, отсутствие возможности выйти за рамки конкретного предприятия.
Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.
Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:
- снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
- реализации «надзорных каникул»;
- повышения качества мер поддержки;
- максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.
Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.
Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.
Форма (особенности) организации | Условия | Примечание |
Любые ООО | Условие 1: 1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%; 1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49% | ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6 |
Любые АО | Условие 2: Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики | — |
Условие 3: Акционеры – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций | — | |
Организации-«интеллектуалы» | Условие 4: Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) | Учредители (участники) – это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования |
Организации-«сколковцы» | Условие 5: Имеют статус «сколковца» | — |
Организации с «особенным» учредителем | Условие 6: Учредители (участники) – это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ | — |
Преимущества и недостатки малого бизнеса
Малый бизнес – это форма предпринимательства, которая имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести следующее:
- Полный контроль деятельности и небольшие финансовые затраты. Маленькую фирму легко открыть, обладая небольшими финансовыми возможностями. В некоторых случаях будет достаточно даже собственных сбережений. В такой форме предпринимательства нет необходимости согласовывать свои решения с кем-то еще – все решается самостоятельно и быстро.
- Простое управление. Малым бизнесом очень легко управлять. Владелец предприятия сам контролирует все процессы, знает все, что происходит, и быстро реагирует на малейшие изменения на рынке.
- Гибкость и мобильность. Небольшой бизнес намного проще подстраивать под малейшие изменения в экономической ситуации страны. В случае непредвиденных обстоятельств сменить месторасположение небольшой компании очень просто. Такая форма предпринимательства очень близка к конечному потребителю, поэтому тесно связана с его желаниями.
- Продвижение. Рекламировать малое предприятие проще, чем крупную организацию. Реклама в соцсетях, эффект сарафанного радио – все это эффективные способы привлечения внимания к компании.
Дополнительная информация. Мелкий предприниматель лично осуществляет контроль за доходами, расходами, способами и стоимостью доставки товаров.
Есть у такого бизнеса и свои недостатки:
- Ограничение капитала. Небольшой размер капитала в некоторых случаях может превратиться из плюса в минус. Может произойти такая ситуация, когда это станет ограничением в развитии. В результате возникнут проблемы в модернизации производства и улучшении качества продукции или оказания услуг.
- Конкуренция. Маленьким предприятиям всегда сложно конкурировать с крупными концернами. Так как последние могут пойти на значительное снижение цен, выгодные для покупателя акции, чтобы привлечь внимание к своему товару. Небольшое производство при таких действиях понесет убытки, которые могут оказать критическое влияние.
- Экономические риски. Во время ухудшения экономической ситуации в стране небольшим компаниям остаться на плаву значительно сложнее. Крупные компании всегда могут добиться ослабления налогового бремени или получить выгодный кредит. Мелкие предприниматели в этой ситуации оказываются в невыгодном положении.
Компании и ИП, подходящие под критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются в Единый реестр МСП. За его формирование и публикацию отвечает налоговая служба. Ежегодно она обновляет данные этого реестра с учетом актуальных сведений, в том числе тех, которые налогоплательщики подают в составе отчетности.
Данные реестра доступны для любого пользователя на сайте ФНС. В форме поиска достаточно ввести один из параметров – ИНН, ОГРН / ОГРНИП или название компании (ФИО предпринимателя). Минимальный набор данных о субъекте, показанных после обработки запроса, таков:
- наименование фирмы / имя ИП;
- ИНН, ОГРН или ОГРНИП;
- основной вид деятельности;
- к какой категории МСП он относится;
- дата внесения информации в соответствующий реестр;
- указание на то, является ли субъект вновь зарегистрированным, а также социальным предприятием.
Экономическое значение малого бизнеса
Без малого предпринимательства экономика не соответствовала бы определению рыночной. Предпринимательство ярче других факторов демонстрирует способность приспосабливаться к экономическим и политическим изменениям.
Малое предпринимательство активно участвует в решении социальных, экономических и научно-технических задач. Финансовый кризис 2008-го изменил его структуру – кто-то закрылся, а кто-то поучил дополнительный стимул для развития. Российское малое предпринимательство серьезно уступает бизнесу США, Японии, Канады по социальной значимости.
Появление и развитие малого бизнеса призвано качественно решать следующие задачи:
- Появление новых социальных и производственных структур;
- Самозанятость населения;
- Создание конкурентоспособных товаров и услуг народного потребления;
- Формирование здоровой конкурентной среды;
- Максимально эффективное использование природных ресурсов;
- Появление и внедрение технических новшеств;
- Адресное решение экологических проблем.
Малый бизнес плодотворно влияет даже на экономику стран с уже достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями, способствуя развитию народного хозяйства, увеличению рабочих мест и повышению доходов населения. Социальные вопросы решаются более оперативно и качественно. Законы, стимулирующие развитие малого предпринимательства в России, разрабатываются регулярно. Базовые нормативы приняты еще в 1991-м и с тех фактически ежегодно обновляются.
Проблемы малого бизнеса в России
Если вы решили организовать малый бизнес, будьте готовы решать некоторые проблемы. Они возникают на каждом этапе, начиная с оформления документов, поиска помещения, инвесторов и так далее. Одна из главных проблем, возникающих на начальном этапе – это поиск финансов для открытия и развития бизнеса. Банки требуют серьезные доказательства платежеспособности малых предприятий, поскольку слишком высок риск невозврата в этой сфере. А если кредит дается без лишних проверок, то, как правило, под внушительные проценты.
Количество товара, производимого малым бизнесом, ничтожно мало в сравнении с огромными масштабами рынка. Чтоб доставить товар на рынок, нужно понести немалые расходы, а так, как покупательная способность не всегда стабильна, можно быстро прогореть. Не стоит забывать и о внушительных ценах на аренду помещения и оборудования.
Все же анализ рынка показывает, что не только крупный, но и малый бизнес может приносить хорошую прибыль. Все зависит от правильно организованной работы предприятия, качества товара, конкурентоспособных цен и удачного территориального расположения.
Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны нельзя приуменьшать. Развитие малого бизнеса в России благотворно влияет на количество рабочих мест, реализацию творческих способностей населения, появлению новых услуг и качественного товара. Но активное развитие бизнеса невозможно без государственной поддержки. Поэтому были созданы программы, помогающие начинающим предпринимателям поставить свою фирму «на ноги». Воспользовавшись помощью государства, приложив трудолюбие и хорошую идею, можно без особых проблем открыть процветающий бизнес.
Сторонние проверки малых предприятий
Активно развивающиеся малые предприятия могут периодически попадать в поле зрения контролирующих и правоохранительных органов, в чьи обязанности входит выявление «серых» схем предпринимательской деятельности и фактов сокрытия доходов в целях занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.
В таких случаях востребован профессиональный анализ финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями Министерства финансов или иных контролирующих органов.
Есть правила, по которым осуществляются соответствующие проверки.
Наиболее эффективными считаются внезапные проверки, позволяющие вскрыть двойной бухгалтерский учет, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, факты выплаты заработной платы «в конвертах» и прочие махинации нечистых на руку предпринимателей.
Кто, когда и почему может исключить из реестра МСП.
Ранее, данные в реестре обновлялись один раз в год 10 июля после проверки на предмет соответствия критериям МСП. На основе отчетов ФНС проводит ревизию и исключает компании/предприятия/ИП и организации из реестра МСП. По новому закону сведения о предпринимателях и организациях, которые подходят под критерии МСП, вносятся в реестр на ежемесячной основе – 10-го числа каждого месяца.
Причиной выбытия из реестра МСП может быть не только несоответствие критериям (рост доходов или увеличение штата сотрудников), но и несвоевременная подача (или вовсе не предоставление) сведений в налоговый орган. Поэтому важно вовремя готовить и сдавать все отчеты.
При сдаче сведений в налоговую удобно пользоваться СБИС Электронная отчетность с использованием ЭЦП для подписи документов на сертифицированном носителе. ФСН самостоятельно изменяет «категорию» субъекта МСП, на основании поданных документов.
А для ведения учета используйте СБИС Бухгалтерия и Учет. СБИС подходит для начинающих и профессионалов, прост и понятен для использования. При возникновении сложностей на определенных участках бухгалтерских работ – воспользуйтесь Услугами по сдаче отчетности для организаций, входящих в реестр МСП в том числе. Поможем подготовить и сдать все необходимые отчеты вовремя.
Законодательное регулирование
Регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса в России начались с Указов президента о разработке специального законопроекта, в котором были бы четко прописаны критерии малого и среднего бизнеса, по которым их можно было бы определить и отделить от крупного предпринимательства. Так, в 2007 году на свет появился ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ». Впоследствии закон несколько раз редактировался с учетом экономических изменений в стране.
Другим законодательным актом, регулирующим деятельность малых и средних предприятий, является постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». В этом постановлении указывается один из трех основных критериев определения малого бизнеса, среднего и микропредприятий. Для микропредприятий максимальная планка дохода составляет 120 млн рублей дохода в год. Если оно зарабатывает больше, то его причисляют к малым.
Раньше, до принятия этого закона, фирмы, занятые таким видом деятельности, не имели каких-либо особенных условий и должны были вести налоговый и бухгалтерский учет наравне с крупными предприятиями. Для их регистрации также приходилось собирать внушительный пакет документов. Сегодня, благодаря принятому закону и постановлению, открыть бизнес стало проще. Снизились административные издержки, появилась возможность зарегистрироваться в качестве предпринимателя онлайн на сайте госуслуг.
Субъектом малого предпринимательства являются не только ИП, но и юридические лица. Среднегодовая численность сотрудников — не более 100 человек. Территориальная деятельность этих компаний небольшая. В список их сферы деятельности входят:
- магазины;
- фирмы с небольшим объемом производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- турфирмы;
- медицинские кабинеты (стоматологические и т. д.);
- образовательные и учебные курсы и т. д.
Для малого предпринимательства срок проведения проверок сокращен и ежегодно составляет не более 50 часов.
В 477-ФЗ от 29.12.2014 указано, чем отличается коммерческая деятельность малого предприятия — вновь зарегистрированным ИП предоставляются двухлетние налоговые каникулы. Новых предпринимателей не посещают Санэпидемнадзор и пожарная инспекция, у них не проверяют лицензирование деятельности. Возможность получения налоговых каникул есть у предпринимателей, которые:
- проходят регистрацию в первый раз;
- осуществляют производственную, социальную или научную деятельность;
- оказывают услуги населению.
По 2 части 10 статьи ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при поступлении жалований от потребителей на нарушение норм закона проводится ревизионная проверка.
Малые предприятия не нуждаются в подтверждении статуса. Необходимо придерживаться ограничений по доходу, количеству работников и доле участия в уставном капитале (ст. 4 209-ФЗ от 24.07.2007). Если вы превысите лимиты, вас не сразу лишат статуса МСП, а сохранят его в течение трех календарных лет.
Особенности бухгалтерского учета микропредприятий
Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.
Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.
[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.
Такой вид учета имеет смысл применять, если организация совершает множество разнообразных операций.
Для определения базы по налогам целесообразно использовать метод начисления.
[Б]. Сокращенная форма. Если операции фирмы имеют однообразный характер, то нет необходимости пользоваться большим количеством счетов, и некоторые однородные счета можно объединить в один.
Например, можно учитывать на двадцатом счете расходы не только по основному, но и по вспомогательному производствам и общехозяйственные расходы и так далее.
Все операции учитываются в одном журнале в хронологическом порядке двойной записью.
В качестве этого журнала рекомендуется применять книгу учета фактов хозяйственной жизни К-1МП.
Также будет полезно использовать ведомость по расчетам по заработной плате (8МП).
Для расчета налоговой базы лучше использовать кассовый метод.
[В]. Простая форма. Не применяется двойная запись.
Операции заносятся в хронологическом порядке в единый журнал – «К-2МП» или «КУДиР» (книгу учета доходов и расходов), если это ИП или предприятие на «упрощенке».
Выбранный метод учета закрепляется в учетной политике, как и формы соответствующих регистров с обязательными реквизитами (наименование, название организации, даты, ответственные за ведение лица и т.п.).
В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:
- признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
- нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
- не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
- не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
- учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
- делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
- не устанавливать кассовый лимит.
В качестве отчетности достаточно сдать баланс и отчет о финансовых результатах.