Как узнать о плановой проверке ИФНС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как узнать о плановой проверке ИФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Результат контроля — акт о налоговой проверке от инспектора. В случае с выездной проверкой такой его пишут всегда, независимо от того, были выявлены несоответствия или нет. Другое дело — камеральная проверка. По ее результатам акт составляют только при наличии нарушений.

Последствия и ответственность

Акты содержат информацию о выявленных несоответствиях и санкциях, которые применяются к налогоплательщику — штрафах и недоимках. В документе указывается, в каком размере и в какие сроки требуется доначислить налоги и сборы.

Бывает, что в ходе проверки сотрудникам ИФНС становится известно о совершении правонарушений. Частая ситуация — компания указывает в отчетности заведомо ложную информацию, чтобы заплатить меньше налогов. Если недоплата установлена в крупном размере, должностное лицо привлекается к уголовной ответственности.

Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

  • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

  • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
  • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
  • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Читайте также:  Возражения на апелляционную жалобу

Что из себя представляет выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.

Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Каковы цели выездной налоговой проверки:

  1. Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
  2. Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
  3. Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
  4. При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.

Ежегодные сводные планы проведения проверок субъектов предпринимательства на 2023 год, утвержденные прокуратурами регионов

  1. Сводный план на 2023 год на сайте Генпрокуратуры РФ

  2. План проверок на 2023 год в Москве

  3. План проверок на 2023 год в Санкт-Петербурге

  4. Планы проверок на 2023 год в республиках

  1. План проверок на 2023 год в Ленинградской области

  2. План проверок на 2023 год в Московской области

  3. План проверок на 2023 год в Нижегородской области

  4. Планы проверок на 2023 год в других краях и областях

Кого будет проверять налоговая

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. В 2021 году правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарной инспекции), Россельхознадзора, таможенных органов, а также ОВД (органов внутренних дел).

Мораторий продлен и на 2023 год. Распространяется только на субъекты малого и среднего предпринимательства. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

  • охрана здоровья;
  • социальная;
  • образование;
  • теплоснабжение;
  • электроэнергетика и энергосбережение;
  • производство, обработка и другие действия с драгоценными камнями и металлами.

Также под мораторий не подпадают предприниматели и организации, которые

  • заняты в сфере вредного и опасного производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
  • в течение последних 3-х лет получили административное наказание за грубые нарушения;
  • в течение последних 3-х лет столкнулись с дисквалификацией руководителя;
  • по решению надзорных органов приостанавливали деятельность в течение последних 3-х лет;
  • были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
  • работают на основании лицензий;
  • обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • используют атомную энергию.

Мораторий также не действует на мероприятия, которые проводятся по заявлению потребителей или третьих лиц.

Как оценить свои шансы на проверку?

Чтобы понять, как избежать налоговой проверки, нужно знать, что привлекает внимание налоговиков к потенциальной «жертве». Существуют критерии оценки налогоплательщиков с точки зрения рисков назначения проверки:

  • По данным отчетности фирма уже 2 или более года подряд работает в убыток. Если речь идет о молодой организации, скорее всего на этот момент налоговики закроют глаза. Однако когда убыточной оказывается компания со стажем, лучше подготовить документы, которые могут обосновать такое положение вещей.
  • Налоговая нагрузка, то есть соотношение выручки и уплаченных налогов, ниже среднего по отрасли.
  • Доля вычетов по НДС достигает 89% за период 12 месяцев. В такой ситуации налогоплательщик может быть вызван на комиссию для дачи объяснений по данному факту.
  • Средняя зарплата сотрудников ниже среднеотраслевого уровня в регионе. В связи с этим у налоговиков могут возникнуть подозрения о том, что фирма выплачивает «черную» зарплату.
  • Расходы увеличиваются быстрее, чем доходы. Налоговый инспектор может заподозрить умышленное завышение расходов с целью уменьшения выплат по налогу на прибыль.
  • Уровень рентабельности деятельности компании отличается от средних показателей в отрасли более чем на 10%.
  • Расходы почти равны доходам за календарный год. Доля профессиональных налоговых вычетов в сумме доходов не должна быть больше 83%.
  • Размеры показателей неоднократно приближались к предельным значениям, при которых в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик имеет право применять специальные налоговые режимы. То есть инспекторы могут заподозрить компанию в том, что она намеренно занижает финансовые результаты своей деятельности с целью сохранения за собой возможности пользоваться специальным налоговым режимом.
  • Работа с посредниками при отсутствии очевидной экономической цели. Если компания систематически пользуется услугами посредников, это почти наверняка заинтересует налоговиков. Однако проверку они, скорее всего, инициируют только при наличии других обстоятельств. Например, если среди посредников окажутся фирмы-однодневки.

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Плановые

Внеплановые

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

Периодичность

1 раз в 2 года.

По заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярно осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

  • отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

  • если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

  • обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

  • нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

  • обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

  • отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Читайте также:  Пособия и льготы малоимущим семьям в 2023 СПБ

Право на проведение налоговых проверок регламентировано главой 14 «Налоговый контроль»(статьи 87-105).

Статья 87. Налоговые проверки

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Статья 87.1. Утратила силу. — Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

Положения статьи 88 в ее конституционно-правовом истолковании не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета, при

том что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов (Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 266-О).

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 89. Выездная налоговая проверка

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Читайте также:  Куда отчисляется накопительная часть пенсии как узнать по СНИЛС

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Малый бизнес не будут проверять в 2021 году

Представителей малого бизнеса можно поздравить, ведь в текущем году они освобождены от всех проверок, кроме налоговых. Проще говоря, представители ФНС по-прежнему будут приезжать с выездными проверками или организовывать камеральные. Стоит помнить, что на внеплановые проверки ограничение не распространяется. Приведем пример. Ваш сотрудник обратился в надзорный орган с жалобой, что ему задерживают заработную плату. В этом случае ГИТ проверит ваше предприятие.

Какой малый бизнес не освобожден от проверок (неналоговые проверки):

  • те, кто используют упрощенную систему налогообложения и работают в сфере здравоохранения — это поликлиники, стоматологии, аптеки;
  • предприятия, оказывающие услуги в сфере образования. К ним относятся детские сады, школы, учебные центры, детские кружки и т.д.;
  • упрощенцы, оказывающие частные услуги, например, перевозки, сантехнические мастера;
  • компании и бизнесмены, которые ведут бизнес в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения;
  • также под мораторий не попадают компании, в биографии которых уже есть грубые нарушения за предыдущие три года. Представители надзорных органов вправе проверить устранение замечаний. Если нет, то предпринимателю грозит штраф или даже приостановка деятельности.

Как исключить себя из плана проверок

Как мы уже писали, может случиться так, что организация случайно попадет в сводный план проверок на 2021 год. Например, составитель не учел ограничения для субъектов малого предпринимательства. Чтобы исключить себя из списка, нужно подать заявление в контролирующий орган. Существует специальная форма, утвержденная постановлением Правительства в 2015 году. Направить запрос можно как в бумажной, так и в электронной форме. Как правило, рассматривают заявление в течении двух недель, а результат сообщают в письменной форме. Представитель контролирующего органа может удовлетворить просьбу или отказать. Помимо заявления следует приложить:

  • оригинал выписки из реестра акционеров, если компания является акционерным обществом;
  • отчет о финансовых результатах. Он может быть за любой год из трех последних. Подписать документ должен директор;
  • заверенная руководителем копия документа о численности персонала, работающего в организации.

Если владелец бизнеса не согласен с решением надзорного органа, то он может обжаловать решение в суде.

План проверок на 2021 год

Эти проверки получили статус плановых, потому что готовятся к ним заранее. Уже с сентября этого года российские надзорные ведомства и соответствующие министерства начали активно разрабатывать план и отбирать юридические лица для проверок на 2021 год. После этого документы направляются в Генеральную прокуратуру, а уже там данные публикуются на официальном сайте соответствующих ведомств. Важно помнить, что сотрудниками прокуратуры собираются данные для плановых проверок, но контроллеры могут нагрянуть и вне плана. Такое возможно в случае, если случится какое-то происшествие, или же органы получат жалобу от сотрудников или же потребителей.

На сайте Генеральной прокуратуры можно ознакомиться практически со всеми плановыми проверками контрольных мероприятий. Это пожарные, антимонопольные, лицензионные, миграционные и другие. Всего их более сорока видов. На сайте вы не сможете найти планы налоговых проверок, а причина кроется в том, что Налоговая служба никогда не планирует свой выезд заранее. Все происходит спонтанно. Ведомство занимается анализом налогоплательщиков в течение всего года, и когда соберется достаточное количество оснований, они выедут на предприятие.

Как узнать о выездной проверке в отношении вашей фирмы

Выездная проверка проводится непосредственно в вашем офисе. Но в редких случаях, когда налогоплательщик по разным причинам не может предоставить место для проверки, она может осуществляться в самой инспекции. Отметим, что это скорее исключение из правил и встречается очень редко.

В соответствии с законом, налоговики не обязаны предупреждать вас о том, что будет осуществлена проверка. Но на практике о предстоящих мероприятиях все-таки извещают.

Представитель налоговой может просто позвонить руководителю или главному бухгалтеру либо направить письмо в адрес компании.

Вы можете также узнать о проведении проверки самостоятельно, ничего противозаконного в этом нет.

По словам самих сотрудников ФНС, выездные проверки чаще всего грозят тем предпринимателям и компаниям, в деятельности которых ранее уже выявляли нарушения.

График выездных проверок нигде не публикуется, он носит конфиденциальный характер, а также может меняться на протяжении всего календарного года.

В любом случае на сайте ФНС можно ознакомиться с концепцией планирования, в которой отражены все критерии, по которым вы сможете проанализировать, ждать вам гостей из налоговой или нет.

А сейчас подробнее поговорим об уведомлении о выездной проверке.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *