Обгон на перекрестке штраф КОАП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон на перекрестке штраф КОАП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штраф за знак «Обгон запрещен» не будет назначен, если впереди движется тихоходный объект. К таким объектам относятся ТС, которые из-за своей конструкции не могут разогнаться быстрее 30 км/ч. Частый пример — трактор, который выехал с поля или проселочной дороги. Распознать их можно по специальному обозначению на кузове — равносторонний красный треугольник с желтой каймой. Если обозначение отсутствует, то ТС необязательно является тихоходным, даже если фактически едет медленно.
Рискованная обстановка для обгона
Автомобилисту следует контролировать не только свой транспорт, но и положение других ТС, намерения окружающих водителей. Если едущие попутно маневрируют или планируют маневр, обгонять нельзя. Предписание касается водителей ТС, едущих как спереди, так и сзади. В частности:
- Водитель включил левый поворотник или объезжает препятствие — обгонять его нельзя.
- Обгон другим автомобилем, мопедом, мотоциклом уже начался. Некоторые водители допускают обгон в несколько авто подряд, считая, что пристроиться за едущим впереди автомобилем безопаснее. Однако такой маневр несет двойной риск, особенно в сложной дорожной ситуации.
Не следует забывать и об обстановке на встречной полосе. Если она занята, идти на риск нельзя — это может привести к аварии.
Когда обгон под знак разрешен
Не имеют обозначений, однако обгонять разрешается:
- гужевой транспорт, запряженный одной или несколькими лошадьми;
- велосипеды;
- скутеры и двухколесные мотоциклы без прицепа.
Разъяснения Верховного Суда РФ
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд на полосу встречного движения)
Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
АвтоСуд / Выезд на встречную полосу (встречные трамвайные пути)
Практически любой выезд на полосу встречного движения является маневром, представляющим опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения. Движение же по встречной полосе в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью опасно вдвойне. За выезд на встречную полосу законом предусмотрено наказание вплоть до лишения прав.
Однако на практике за «встречку» далеко не всегда лишают прав грубых нарушителей Правил дорожного движения. Как ни странно это звучит, даже самый аккуратный водитель может быть привлечён к ответственности за подобное нарушение.
В 2007 году были приняты поправки Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, которые установили лишение водительских прав на срок от четырёх до шести месяцев за выезд на встречную полосу с нарушением Правил дорожного движения (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ). Это повлекло за собой повышенный интерес работников Госавтоинспекции к данным нарушениям.
В результате нововведения, с 2007 года резко возросло число водителей, в отношении которых были составлены Протоколы об административных правонарушениях за выезд на встречное движение. Можно сказать, что инспектора ДПС «почувствовали вкус» к этой статье.
С 2013 года действуют поправки, согласно которым был возвращен штраф за выезд на встречную полосу или встречные трамвайные пути, совершенные впервые. Однако за повторный выезд на встречную полосу или встречные трамвайные пути было введено лишение прав на срок один год.
На данный момент абсолютное большинство дел об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, рассматриваемых мировыми судьями, составляют именно дела о выездах на встречную полосу в запрещённых местах, а также о выездах на встречные трамвайные пути. При этом интересуют работников ГИБДД не только грубые нарушения Правил дорожного движения лицами, сознательно пренебрегающими безопасностью дорожного движения, но и формальные незначительные отступления от требований Правил обычными водителями.
Так, инспектора ДПС стали устраивать засады в тех местах, где в силу различных обстоятельств создавались условия для выезда в запрещённых местах водителей на встречную полосу. Подобными факторами, в частности, являются запутанная или неправильная организация дорожного движения, плохое состояние дорожного полотна, противотечение знаков дорожной разметке, места подъезда к трамвайным депо.
Не в пользу в водителей инспекторами зачастую трактуются так называемые «пограничные ситуации», при которых нарушение водителя не очевидно, однако формально подпадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП (выезд на встречную полосу в нарушение ПДД).
К примеру, согласно последней редакции Правил дорожного движения, обгон по встречной полосе в том месте, где имеется знак «Обгон запрещён» даже при наличии на дороге прерывистой линии дорожной разметки, может повлечь за собой лишение права управления транспортным средством.
Так, в соответствии с приложением к правилам дорожного движения, в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Распространены случаи, когда инспектора вменяют выезд на встречную полосу в тех случаях, когда выезд был совершен на прерывистой линии разметки, а возвратился водитель уже на сплошной линии разметки.
И это несмотря на указания Верховного суда РФ, который призвал не приравнивать во всех случаях подобные действия к выезду на встречную полосу движения, суды чаще всего выносят по таким ситуациями решения о виновности водителей.
Стоит учитывать, что не только заезд за сплошную линию разметки, но и даже сам факт нахождения на ней (наезд на сплошную), может стать причиной составления инспектором ГИБДД протокола за выезд на встречку. При этом, малозначительным подобное деяние, исходя из сложившейся судебной практики, в большинстве случаев не признаётся.
Сложные погодные условия в совокупности с неудовлетворительной работой коммунальных служб приводят к тому, что нанесённая линия разметки на дороге в определенные сезоны становится практически неразличимой. Как правило, этим также пользуются недобросовестные сотрудники ГИБДД, выполняя «план» по протоколам, связанным с выездом на встречную полосу.
На практике мало кто из инспекторов задумывается в вышеизложенной ситуации о том, что ответственность за выезд на встречную полосу должна наступать лишь в том случае, если потенциальный правонарушитель знал или должен был знать о наличии установленного запрета для совершения своего манёвра. Если водитель оказался на встречной полосе в том месте, где запрет на выезд не обозначен соответствующей разметкой, в т.ч. занесённой снегом или стёртой, то административная ответственность не должна наступать.
Распространены случаи, когда водителю инспектором вменяется выезд на встречную полосу и в тех ситуациях, когда совершённое правонарушение тянет лишь на штраф по другой статье. В таких случаях судья уполномочен, по результатам рассмотрения дела, переквалифицировать действия водителя на статью, предусматривающую менее строгое наказание (административный штраф или предупреждение).
За выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, или встречные трамвайные пути, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишения прав на срок от четырех до шести месяцев (часть 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
За повторный выезд на встречную полосу, или встречные трамвайные пути, предусмотрена ответственность в виде лишения прав сроком на один год (часть 5 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
В случае фиксации выезда в нарушение Правил на встречную полосу или на встречные трамвайные пути устройствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фотосъемки, на нарушителя может быть наложен лишь штраф в размере 5000 рублей.
Какой штраф за нарушение
Всем известно, что обгон, совершаемый на перекрестке, связан с большой опасностью в том, что можно попасть на штраф. При этом КоАП не имеет в тексте наказания за то, что автомобиль обгоняет там, где это запрещено на перекрестке. Кроме этого, именно за данный маневр наказания не существует, но есть выезд на «встречку» в нарушение Правил.
Существующая версия текста Административного кодекса содержит две меры взыскания за данное нарушение. Это зависит от следующих причин:
- Какое по счету это нарушение.
- Повторное ли это правонарушение в течение года. Время отсчитывается после полной выплаты штрафа, завершения срока лишения прав после первого нарушения.
Если Вы первый раз задержаны сотрудником ДПС или зафиксированы камерой автоматической фиксации, то Вас могут наказать штрафом 5000 рублей, лишить прав на срок от 4 до 6 месяцев – это будет решать судья. Данные меры наказания содержатся в статье 12.15 Административного кодекса в части 4.
Если запрещенный обгон выявлен камерой автоматической фиксации, то Вам выпишут только штраф.
Если нарушение выявлено инспектором ГИБДД на дороге, то водителя наказывают в следующем порядке:
- Сотрудник полиции прямо на дороге составляет протокол и отправляет его начальнику. Самостоятельно такие решения он принимать не может.
- Начальник на комиссии по разбору нарушений в ГИБДД назначает штраф или отправляет документы в суд для лишения прав. В последнем случае дело будет рассматриваться в присутствии водителя.
- После этого суд решает, какую меру наказания вынести. При этом большую роль играют отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также мнение судьи.
Применение штрафных санкций за нарушение правил обгона на перекрёстке регламентированы статьёй 12.15 КоАП РФ. Неправильный обгон в этом случае может рассматриваться как нарушение правил расположения ТС на проезжей части или выезд на встречную полосу.
В зависимости от ситуации, штраф за обгон на перекрёстке может составить:
Если обгон будет истолкован, как несоблюдение дистанции или бокового интервала. | 1500 рублей |
Если инспектор ГИБДД инкриминирует вам выезд на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления. | 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев |
Если водитель допускает нарушения правил обгона на перекрёстке не в первый раз, он может быть лишён водительских прав на срок до 1 года. Если подобное нарушение было зарегистрировано камерой видеофиксации, максимальное наказание – штраф в размере 5000 рублей.
Как накажут водителя за незаконный обгон?
За такое нарушение автомобилиста как минимум оштрафуют на 5000 рублей, как максимум, лишат прав на период до 6 месяцев. За повторное аналогичное правонарушение наказание будет еще более суровым – вплоть до лишения прав на 1 год. При рассмотрении дела судья примет во внимание все обстоятельства, историю предыдущих нарушений, потенциальную опасность правонарушения и вынесет решение.
Данные наказания предусмотрены пунктом 4 и 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Если повторное нарушение было зафиксировано камерой, водителя оштрафуют на 5000 рублей.
Если вы выехали на встречку для объезда препятствия, это не будет считаться обгоном. Автоштраф за такое нарушение ПДД составит 1000-1500 руб.
Что означает знак «Обгон запрещен»?
Знак «обгон запрещён» описывается в пункте 3.20 приложения 1 ПДД РФ. Внешне табличка представляет собой круг с красной окантовкой. На белом фоне размещены два автомобиля. Один из них красный, а другой черный.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Если присутствует знак 3.20 «обгон запрещён», в 2021 году запрещено выполнение обгона, за невыполнение требований грозит штраф или лишение водительского удостоверения. Обычно табличку размещают перед опасным участком дороги, на который распространяется ограничение. Иногда фон может быть желтым. Это говорит о временной установке. Обычно такое обозначение используется в местах проведения дорожных работ. Если предписания временных и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, в приоритете требования первых табличек на желтом фоне.
Разрешен ли обгон через сплошную по ПДД?
Основную проблематику мы увидим сразу же, попытавшись сформулировать, а что, собственно, такое «обгон через сплошную»?
Обгоном через сплошную линию называют маневр во время движения транспортных средств, во время которого, по тем или иным причинам, происходит выезд на полосу встречного движения или на участки дорожного полотна, ограниченные для движения в данный момент соответствующей разметкой.
В заглавной статье, посвященной всем случаям пересечения сплошных линий, подробно разобраны типы данной разметки. Чтобы не повторяться, здесь лишь кратко напомним основные ее типы:
Случаи пересечения:
- Разметки 1.1 и 1.3 всегда являются нарушениями, однако наказания за них будут зависеть от обстоятельств, которые мы подробно разберем далее.
- Линии 1.2.1 , которой обозначается обочина (край проезжей части) — ее пересечение возможно для парковки или выезда с нее (если это допустимо знаками или их отсутствием), но запрещена во всех прочих случаях.
- Линию 1.11 допустимо пересекать в одном направлении, и возвращаться в рамках действия этой разметки.
Разумеется, все эти случаи требуют детального разбирательства, чем мы и займемся далее, но сначала пару слов о разметке 1.4 (желтая сплошная).
Штраф за обгон под знак «обгон запрещён» в 2021 году
Отдельно обозначим ситуацию, когда обгонять нельзя в силу особых конструктивных особенностей дороги. Они перечислены в таблице ниже:
Штраф за обгон на пешеходном переходе |
Есть на переходе светофор или нет, теперь неважно. Любой пешеходный переход запрещает обгонные маневры |
Штраф за обгон на перекрестке |
Регулируемые перекрестки запрещают обгон, а нерегулируемые — обгонный маневр при движении по второстепенной дороге. Даже если обгон по главной законом разрешен, с точки зрения безопасности он всё равно остается рискованным. Нужно одновременно контролировать полосу встречного движения и второстепенную дорогу, что не всегда удается делать эффективно |
Элементы дорожного благоустройства |
Штраф за обгон обеспечен, если выполнять его на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях. Сюда же следует отнести железнодорожные переезды и радиус в 100 метров вокруг них |
Обгон запрещен в любой ситуации, когда участок дороги не обеспечивает хорошую видимость. Например, это может быть опасный подъем или крутой поворот. Обзор даже в условиях не очень крутого подъема резко снижен, поэтому безопаснее сначала преодолеть его, а только затем обгонять.
Штраф за знак «Обгон запрещен» не будет назначен, если впереди движется тихоходный объект. К таким объектам относятся ТС, которые из-за своей конструкции не могут разогнаться быстрее 30 км/ч. Частый пример — трактор, который выехал с поля или проселочной дороги. Распознать их можно по специальному обозначению на кузове — равносторонний красный треугольник с желтой каймой. Если обозначение отсутствует, то ТС необязательно является тихоходным, даже если фактически едет медленно.
Следует запомнить, что с недавних пор определение обгона в ПДД было изменено.
Раньше оно звучало так:
- Обгон – опережение одного либо же нескольких движущихся автомобилей, связанное с выездом из полосы.
Сейчас:
- Обгон — опережение на дороге одного или нескольких автомобилей. Обгон непосредственно связан с выездом на полосу встречного движения, и затем возвращением на ранее занимаемую полосу.
Рассмотрим новое определение по порядку:
- Раньше обгон считался таковым при опережении движущегося авто, теперь этот пункт убрали и чёткой трактовки этому поводу законодательство не дало. Это значит, что обгоном может считаться также объезд стоящего транспортного средства.
- Новые правила в какой-то степени сузили понятие обгона. Теперь обгон предусматривает понятие выезда на встречную полосу. Однако этот выезд разрешён только на участках трассы, где нет чёткого запрета на пересечение (например, двухполосная дорога без разделительной двойной сплошной линии).
Можно ли совершать обгон на перекрестке по главной дороге?
Перекрёстки бывают двух видов – регулируемые и нерегулируемые. Для тех, что регулируются с помощью сигналов, не важно по какой дороге движется транспорт – по главной или второстепенной. Сигнал разрешает или запрещает движение. Здесь опережение запрещёно.
Нерегулируемые пересечения дорог так же могут находиться на главной или второстепенной дороге. Продолжая движение на таких участках, стоит особое внимание уделять знакам, главная дорога может изменять своё направление.
Обгон транспортного средства на участке без светофора или регулировщика может быть осуществлён только по главной дороге. На территории населённого пункта редко удастся совершить такой манёвр, но на трассе могут встречаться и такие участки. При наличии нанесённой сплошной разметки 1.1 перед перекрёстком – запрещается её пересечение.
Когда можно выехать на встречную полосу в 2021 году?
Перечислим дорожные ситуации, когда выезд на встречную полосу возможен:
- объезд аварии, ямы, иного препятствия, когда проезд по своей полосе становится невозможен;
- на узкой дороге при условии, что обгон медленно едущего ТС не запрещен;
- обгон на участке трассы, где сплошная линия переходит в прерывистую;
- на 3-полосных дорогах, когда средняя полоса предназначена для движения в противоположных направлениях (появляться на ней разрешается для обгона, левого поворота, совершая разворот);
- попытка избежать столкновения или любого другого потенциального ДТП (эти действия попадают под ст. 2.7 КоАП).
В последнем примере водителя не накажут, но инспектор ГИБДД обязан вынести ему предупреждение в устной форме.
Перекрестки есть не только в населенных пунктах, но и за их пределами, поэтому правила поведения на них разбираются еще на этапе обучения в автошколах.
Но не всегда такой подход действует, поэтому перекрестки становятся местом аварий достаточно часто, и штрафы за неправильное поведение на них достаточно ощутимы.
В целом перекрестков не так уж и много, но есть некоторые виды, которые попросту вводят в ступор водителей и способствуют их ошибкам.
Между тем, правила обгона в Правилах дорожного движения описаны достаточно полно и понятно, и водитель, который займется обучением в полной мере, должен разобрать их в первую очередь.
Несмотря на то, что перекрестки при правильном проезде не принесут проблем, обгон сопряжен с определенной опасностью, и поэтому разрешен далеко не всегда.