Устав некоммерческой организации в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Устав некоммерческой организации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Устав некоммерческой организации следует создавать, соблюдая все догмы законодательства РФ, опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. Обобщенный вариант устава необходимо совершенствовать дополнительными пунктами, зависимо от сферы действия НКО, так как сегодня законодательство относительно данных формирований терпит значительные изменения.

Как составить устав НКО

При составлении устава важно брать во внимание требования указанные в п. 41 Административного регламента.

Необходимо учитывать следующие правила данного регламента:

  • Страницы всех экземпляров нумеруются;
  • Устав составляется в трех экземплярах;
  • Два из них перед предоставлением на регистрацию прошиваются и резервируются лично составителем на месте прошивки последней страницы.

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым — девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;

сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

сведения о лицах, подписавших протокол.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования по следующим вопросам:

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (для некоммерческих организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Как составить и утвердить устав

Устав является учредительным документом, в котором отображаются права и обязательства участников, условия приема в НКО и выхода из нее. Оформление происходит на бумаге формата A4, количество экземпляров – 2. Все страницы документа подвергаются нумерации и сшиванию. На последнем листе указывается общее количество листов, ставится штамп.

На основании шаблона каждая ОО может разработать собственный бланк. Его утверждение должно произойти до момента фактической регистрации. В заявлении прописываются сведения о факте его принятия. Оно содержит следующие реквизиты:

  • дата и место;
  • орган, который принял документ.

1.1. Общероссийская общественная организация «Социальное содействие» (далее — «Организация») является добровольным, самоуправлением и независимым общественным объединением, созданным в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей и задач, указанных в настоящем Уставе.

1.2. Организационно-правовая форма Организации — общественная организация.

1.3. В своей деятельности Организация руководствуется законодательством Российской Федерации, в том числе Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также настоящим Уставом.

НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:

  • потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

  • товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

  • публично-правовые компании;

  • адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;

  • нотариальные палаты.

Читайте также:  Сколько госпошлина за получение водительского удостоверения 2023 категория b в Москве

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.

Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).

Модельный устав Минюста РФ

Министерство юстиции РФ в 2016 году подготовило рекомендации по составлению модельного устава НКО, найти их можно на сайте Минюста. Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее — Регламент).

Среди требований Регламента и рекомендаций Минюста к подготовке устава некоммерческой организации 2018 — 2019 годов можно отметить:

  • Отказ от обязательного оформления титульного листа.
  • Сквозную нумерацию всех страниц.
  • Разделение документа на разделы, нумеруемые римскими цифрами, главы и статьи.
  • Описание символики или герба НКО в виде приложения к уставу.
  • При разработке названия организации соблюдение требования к его ясности, четкости и информационной насыщенности. Если НКО имеет намерение использовать в своем бренде наименование российского государства, ему потребуется получить разрешение в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753.

А нужны ли «задачи» в уставе?

Я повидал много уставов НКО, и что меня всегда удивляло – как по-разному учредители и юристы подходят к описанию целей, задач и предмета деятельности НКО.

Особенно меня удивляло – что в этом списке делают «ЗАДАЧИ».

В действующем законодательстве есть правило, согласно которому в уставах НКО нужно обязательно указывать ЦЕЛЬ и ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вот вам примеры:

Как видно, закон не обязывает расписывать в уставах задачи НКО. Они в нём даже не упоминаются.

Несмотря на это, я регулярно получаю на проверку уставы с задачами. Для чего их продолжают указывать – мне непонятно. Возможно причина в привычке делать все по готовым шаблонам из интернета, нежелание более вдумчиво подойти к проработке устава.

Поймите правильно, я не против раздела о задачах, как таковых. Указывать их не запрещено. Однако ввод в устав такой категории часто приводит к путанице и переусложняет текст. Цели, виды деятельности и задачи смешивают в одну кучу по какому-то неуловимому принципу без четкого логического основания.

Порой складывается впечатление, что составители уставов НКО сами толком не понимают, почему одни положения они относят к целям, а другие – к задачам. Но поскольку ошибочно полагают, что в задачах нужно хоть что-то написать – они пишут. Часто так абстрактно и мудрено, что сами не могут объяснить, что имелось ввиду.

В итоге, вместо логично- и четко- выстроенного текста, с которым потом легко работать, КОТОРЫЙ ЛЕГКО ПОНИМАТЬ, устав превращается в непроходимую заумь.

Базовый принцип юридического письма – не насытить текст кучей умных слов, а максимально эффективно изложить мысль. Эффективно – значит настолько коротко, точно и понятно, насколько это вообще возможно, исходя из поставленной задачи.

Единственный случай, когда задачи оправданно расписывать – это, если вы создаете НКО не на постоянной основе, а для реализации конкретного ограниченного во времени проекта, для чего нужно поставить четко реализуемые по срокам задачи.

Так, мне недавно попался на глаза устав национальной медицинской палаты. Цель её создания – содействие в реализации реформы медицинской деятельности и подготовка медицинского сообщества к грядущим масштабным изменениям. В уставе были выделены задачи на каждый конкретный этап реформ. Реализация каждой из них ограничена во времени. От задач виды деятельности отличались своим длящимся характером, постоянством. Всё вместе это походило на подробный план работы на годы вперед.

Хотя и в этом примере у меня были вопросы к формулировке целей
и предмета деятельности.

Кстати, о них.

Устав автономной некоммерческой организации дополнительного образования

Центр включает в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).

При реализации программ Центр руководствуется документами и иными внутренними установлениями религиозной организации «Русская Православная Церковь» (далее ― Русская Православная Церковь). 2.4. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся или вступающих в противоречие с учением или внутренними установлениями Русской Православной Церкви, запрещается.

2.5. Право Центра на осуществление образовательной деятельности, на которую в соответствии с законодательством требуется специальное разрешение ― лицензия, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Некоммерческие унитарные организации

Федеральным законодательством четкого определения всему классу НКУО, в отличие от НККО, не дано. Основное отличие — участие в них не основано на членстве, хотя имущественные вложения как физических, так и юридических лиц формируют собственность НКУО. Основным учредительным документом является устав.

К НКУО относятся:

  • фонд — не имеет членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели;
  • учреждение — создано собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (государственное, муниципальное, частное учреждение);
  • автономная НКО — не имеет членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности;
  • религиозная — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Нюансы, которые необходимо учесть при подготовке устава

Устав НКО предполагает возможность структурирования управления НКО наиболее удобным для учредителей способом. Так, в компетенцию коллегиального органа может быть передано принятие решения:

  • о создании других юридических лиц и участии в них;
  • создании филиалов в других регионах и открытии представительств.

На усмотрение учредителей для отражения в уставе остаются и такие вопросы, как:

  • указание в уставе данных об учредителях;
  • указание на право НКО заниматься приносящей доход деятельностью в соответствии с ее генеральными целями и конкретные виды этой деятельности, направление прибыли на конкретные цели;
  • право на формирование целевого капитала;
  • регламенты функционирования высшего и исполнительного органа управления, периодичность проведения заседаний, порядок их проведения.

В отличие от ООО, типовой формы устава НКО, облегчающей процесс регистрации, Минюст не предлагает. Об облегчении процедуры регистрации на основе типовых документов можно узнать из статьи Образец устава ООО в 2018 — 2019 году.

Образец устава некоммерческой организации 2018 — 2019 года можно скачать по ссылке: Устав НКО 2018 — 2019 — образец.

При составлении документа необходимо помнить, что требования устава обязательны для всех участников. Так, решением Московского арбитражного суда от 23.06.2017 по делу № А40-42357/17 подтверждена правомерность установления в уставе требований к квалификации участников.

Различия между общественными организациями

В отличие от других некоммерческих организаций общественные создаются на базе членства. Учредители также выступают в качестве членов и не могут рассчитывать на какие-либо преференции. Задача участника заключается в выплате членских и имущественных взносов, а также за ним сохраняется право на прекращение участия. Членство не отчуждается, правомочия другому лицу не передаются.
Участники не несут ответственности по обязательствам предприятия и наоборот. Основные отличия общественных организаций заключаются в региональной принадлежности. Они могут быть общероссийскими (функционируют на территории свыше 50% российских субъектов), межрегиональными, региональными (работают только на территории конкретного региона), местными (в рамках территории органа местного самоуправления).

Читайте также:  Какие документы относятся к локальным правовым актам

Устав автономной некоммерческой организации 2021 года

Закон № 7 не устанавливает ограничения на количество учредителей АНО. Таковыми, согласно требованиям ст. 15 закона № 7, могут быть граждане, коммерческие и общественные организации.

В том случае, если учредителем выступает одно лицо, необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Устав не принимается собранием учредителей, а утверждается решением единственного учредителя.
  2. Все решения, которые относятся к компетенции общего собрания, принимаются решением учредителя. При этом вместо протокола собрания, который подтверждает легитимность принятых решений, юридическую силу имеет письменно оформленное решение учредителя.

Устав выполняется в машинописном варианте на бумаге формата А4. Величину и вид шрифта, отступы от края страницы, межстрочные интервалы заявитель вправе выбирать сам с учетом удобства восприятия изложенной в документе информации. Все страницы устава нумеруются. При этом заявитель может выделить первый лист в качестве титульного (соответственно, он не нумеруется, и нумерация последующих листов начинается с цифры 2).

Важно также помнить, что 2 экземпляра из 3 подаваемых на регистрацию должны быть прошнурованы. При этом подпись заявителя под документом ставится на шнуровке с обратной стороны последнего листа документа. Вместе с подписью на шнуровке указывается общее количество листов устава.

Для удобства восприятия информации, изложенной в уставе, Минюст РФ рекомендует разбивать его на структурные разделы нескольких порядков. Наибольшей структурной единицей документа может быть раздел, глава или статья. Соответственно, в рамках данной структурной нормы документ разбивается на части или пункты.

Для возможности указания ссылок на структурные элементы текста пункты (части) устава нумеруются арабскими цифрами. Разделы или главы могут обозначаться также арабскими или римскими цифрами.

Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом — приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.

Порядок утверждения изменений в устав зависит от вида некоммерческой организации.

  • Изменения в устав АНО утверждаются коллегиальным высшим органом управления (Правлением, Президиумом, Советом и т.д.)
  • Изменения в устав Ассоциации утверждаются общим собранием членов Ассоциации
  • Изменения в устав фонда утверждаются высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя
  • Изменения в устав потребительского кооператива утверждаются общим собранием пайщиков
  • Изменения в устав общественной организации утверждаются высшим органом управлением (съездом или общим собранием)

При утверждении новой редакции устава необходимо соблюсти формальности созыва и проведения общего собрания участников или собрания высшего коллегиального органа управления НКО, предусмотренные уставом. Требования к оформлению решений данных органов управления НКО также содержаться в действующем уставе НКО.

Обратите внимание! Статьей 67.1 ГК РФ протокол общего собрания участников должен быть нотариально удостоверен, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками или частью участников — председателем и секретарем собрания) не предусмотрен уставом некоммерческой организации либо решением общего собрания участников, принятым участниками единогласно. Если протокол общего собрания подлежит нотариальному удостоверению, то протокол подписывается участниками собрания при нотариусе, нотариус удостоверяет подписи.

Заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно внести в устав. При этом наименование листов соответствует изменениям, в отношении которых они заполняются. Подписывает заявление руководитель НКО в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для удостоверения подписи на заявлении Р13014 нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации НКО, решение о назначении руководителя, актуальный список участников и протокол (решение) об утверждении устава. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.

К заявлению о регистрации изменений в ЕГРЮЛ необходимо приложить протокол общего собрания (решение учредителя) о внесении изменений. В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Все документы подаются в 2 экземплярах. Также необходимо предоставить паспорт заявителя для ознакомления. Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ или устав вы можете также обратиться к специалистам, в этом случае необходимо выдать представителю нотариальную доверенность для регистрации изменений (заверяется вместе с заявлением о регистрации) от имени организации (а не от заявителя-физического лица).

Регистрирующим органом для некоммерческих организаций является Минюст (для местных и межрегиональных организаций — территориальный отдел Минюста, для общероссийских, международных НКО, политических партий — Центральный аппарат Минюста РФ).

При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Срок рассмотрения документов Минюстом:

  • 33 дня в отношении общественных объединений
  • 30 дня — политических партий
  • 1 месяц и 3 дня или 6 месяцев и 3 дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций и их отделений
  • 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций

Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ налоговым органом (сведения в налоговый орган направляются Минюстом) — 5 рабочих дней.

По результату регистрации получите выписку и лист записи, подтверждающий регистрацию.

Требования К Уставу Некоммерческой Организации 2021

Рекомендации были разработаны с учетом сложившейся правоприменительной практики. Опираясь на них, при подготовке проекта устава необходимо соблюдать требования Административного регламента, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2021 № 455 (далее — Регламент).

7.7. При ликвидации Организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с настоящим Уставом на цели, в интересах которых она была создана. В случае, если использование указанного имущества в соответствии с Уставом не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

3.3. Надзор за деятельностью Организации осуществляют ее учредители посредством формирования Наблюдательного совета. Наблюдательный совет Организации осуществляет свою деятельность на общественных началах и формируется из числа представителей органов местного самоуправления, представителей общественности. Основная функция Наблюдательного совета — обеспечение соблюдения Организацией целей, для достижения которых она создана.

  • причинение материального ущерба Фонду, за исключением ущерба, связанного с обычным коммерческим риском;
  • нанесение ущерба деловой репутации Фонда;
  • совершение умышленного уголовного преступления;
  • сокрытие своей заинтересованности в совершении сделки с участием Фонда;
  • нарушение положений устава Фонда, а также норм законодательства о некоммерческих организациях;
  • сокрытие информации о своем участии в работе органов управления других юридических лиц без ведома попечительского совета;
  • извлечение личной выгоды из распоряжения имуществом Фонда, за исключением случаев, когда извлечение личной выгоды допускается законом, уставом и иными документами и решениями Фонда;

7.3. При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы объединения « »; документы по личному составу (приказы, личные дела, лицевые счета и т.п.) передаются на хранение в архив , на территории которого находится Фонд. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Фонда в соответствии с требованиями архивных органов.

Читайте также:  Срок уплаты налога на имущество за 1 квартал 2023 году для юридических лиц

2.5. Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания Фонда, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

6.5. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на осуществление АНО пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума.

5.3. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в АНО, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности АНО, представляемых учредителям АНО, кредиторам и в средства массовой информации, несет правление.

5.5. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АНО общим собранием избирается ревизионная комиссия в составе учредителей сроком на год (или года, или лет). Выбытие отдельных учредителей ревизионной комиссии, а также избрание ее новых учредителей не является основанием для сокращения или продления срока деятельности всей ревизионной комиссии. Для организации работы ревизионной комиссии избирается ее председатель. АНО вправе вместо ревизионной комиссии избирать только одного ревизора.

8.4. Организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

1.8. Организация использует имущество для целей, определенных в Уставе. Организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом и соответствующую целям, для достижения которых она создана. Организация в интересах достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом, может создавать другие организации, а также вступать в ассоциации и союзы.

Важно также помнить, что 2 экземпляра из 3 подаваемых на регистрацию должны быть прошнурованы. При этом подпись заявителя под документом ставится на шнуровке с обратной стороны последнего листа документа. Вместе с подписью на шнуровке указывается общее количество листов устава.

  • название (полное и сокращенное), в котором должна быть обозначена организационная форма деятельности организации, а также цели ее функционирования;
  • место деятельности (юридический адрес);
  • цели деятельности (основные задачи, которые стоят перед организацией), а также предмет (способы достижения данных целей);
  • перечень органов управления организаций (собрание учредителей, а также исполнительные органы), их юридический статус, компетенция, порядок принятия решений;
  • сведения об отделениях (филиалах, представительствах), если таковые имеются (подробнее о статусе филиала и представительства читайте в нашей соответствующей статье);
  • условия приема в число учредителей, а также порядок выхода из их числа;
  • источники пополнения имущества организации;
  • порядок принятия решений при необходимости реорганизации или ликвидации;
  • порядок внесения корректив в устав организации.

Образец устава некоммерческой организации

7. Выход участника из Общества не предусмотрен.

8. Высшим органом Общества является общее собрание участников Общества.

Порядок созыва, проведения и компетенция общего собрания участников Общества, а также порядок принятия им решений определяются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

9. Принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем подписания протокола общего собрания участников Общества всеми участниками Общества, принявшими участие в соответствующем общем собрании участников Общества.

10. Каждый участник Общества является единоличным исполнительным органом Общества (директором) до тех пор, пока не перестанет быть участником Общества, и самостоятельно действует от имени Общества.

11. Права и обязанности единоличного исполнительного органа Общества, а также его компетенция определяются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

12. Общество хранит документы, предусмотренные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», по месту нахождения его единоличного исполнительного органа и обязано предоставлять к ним доступ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

13. Сделки Общества, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Устав некоммерческой организации следует создавать, соблюдая все догмы законодательства РФ, опираясь при этом на опыт формирования подобной документации для данных организаций. Обобщенный вариант устава необходимо совершенствовать дополнительными пунктами, зависимо от сферы действия НКО, так как сегодня законодательство относительно данных формирований терпит значительные изменения.

При составлении устава важно брать во внимание требования указанные в п. 41 Административного регламента.

Необходимо учитывать следующие правила данного регламента:

  • Страницы всех экземпляров нумеруются;
  • Устав составляется в трех экземплярах;
  • Два из них перед предоставлением на регистрацию прошиваются и резервируются лично составителем на месте прошивки последней страницы.

Титульный лист не обязателен, но если он сформирован, то в следующем варианте:

  • На нем пишется слово «Устав»;
  • Полное название некоммерческой компании в родительном падеже;
  • Информация об утверждении уставного документа;
  • Год его утверждения;
  • Также первый лист может содержать прочие сведения и отметки, предусмотренные законом, например, о согласовании документа.

Подготовка и регистрация Устава

В написание Устава принимают участие члены товарищества, другие участники, не являющиеся членами, председатель. Естественно, это не коллективное творческое дело, а документ, составленный согласно законодательству. Его можно написать самостоятельно, воспользоваться готовыми шаблонами, написать с учетом образца или обратиться за разработкой к юристу. Какой вариант подойдет вам – решайте сами, но обратите внимание, что большое значение имеет точность информации и ее подлинность.

В документе должны быть следующие пункты:

  • Официальное наименование юр лица на русском и английском языках, если нужно.
  • Указание, что вы регистрируйте СНТ, т.е. огородное, садовое товарищество.
  • Точный адрес месторасположения товарищества, также может указываться адрес учредителя СНТ.
  • Цель создания огородного или садового товарищества и основные направления его деятельности.
  • Полномочия руководителя, т.е. председателя СНТ и всех членов и не членов товарищества.
  • На каких условиях члены могут войти в товарищество, прописываются условия на которых они могут войти и выйти.
  • Особенности ведения реестра.
  • Как будут вноситься обязательные взносы, предусмотренные наказания за несвоевременное внесение.
  • Порядок создания контрольной ревизионной комиссии, прописываются ее полномочия.
  • Как будет приобретаться и использоваться общее имущество СНТ.
  • На каких условиях будут вноситься изменения в новый устав.
  • На каких условиях будет ликвидироваться товарищество.
  • Указывается порядок предоставления членам СНТ отчетности, документов.
  • Как с товариществом будут взаимодействовать граждане, не являющиеся его членами.
  • Как будут приниматься решения членов товарищества, какие правила и особенности заочного голосования, как это будет регистрироваться.

Регистрация изменений

Существует такая процедура как регистрация изменений в устав товарищества собственников жилья. Многие не понимают, что это значит?

На самом деле, если есть необходимость внести в устав ТСЖ какие-либо нововведения, то сделать это можно только пройдя определенные действия.

Для того, чтобы председатель, члены ТСЖ, а также иные лица не злоупотребляли своими полномочиями, самовольно как-либо изменяя документ, существуют определенные процедуры.

Они проводятся для того, чтобы официально внести изменения в устав. Так, собирается собрание собственников, на котором идут обсуждения по поводу внесения того или иного пункта в документ.

Ведется протокол, и в зависимости от того, как проголосует большинство, принимается решение. Данное решение необходимо зарегистрировать в протоколе, а затем направить его в жилинспекцию и в офис ТСЖ. Если большинство поддержало инициативу, изменения вносятся.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *