Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций (действующая редакция)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 25 НК РФ. Налог на прибыль организаций (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.
Поквартальная уплата авансов
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Как рассчитать налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций начисляется за год. Если представлять себе самую простую формулу, то она будет выглядеть так:
Налог = (Доходы − Расходы) × Налоговая ставка
Но считать придётся отдельно для налога, зачисляемого в региональный и федеральный бюджеты. Например, ваш годовой доход — 5 миллионов. Расходы составили 3,5 миллиона. Значит, вам придётся отдать 17% от 1,5 миллионов в казну субъекта и 3% — в федеральную.
Если для каких‑то доходов действуют другие ставки, сумма к уплате исчисляется отдельно. По ним нужно вести отдельный учёт доходов и расходов.
Но ещё есть авансовые платежи. Большинство организаций должны вносить их ежемесячно, хотя некоторым разрешается делать это ежеквартально. К исключениям относятся предприятия, у которых доходы за предыдущие четыре квартала не превышали 15 миллионов рублей за квартал, и некоторые другие компании.
Квартальные платежи рассчитывают из фактического дохода. Ежемесячные — из предполагаемого (на основании данных за предыдущий отчётный период). При этом компании, которые платят ежемесячные авансовые платежи, имеют право перейти на расчёты по фактически полученной прибыли.
Вот как считаются ежемесячные авансовые платежи:
- В первом квартале они равны платежам, рассчитанным на четвёртый квартал предыдущего года.
- Во втором квартале ежемесячный платёж составляет треть от суммы уплаченного аванса за первый квартал.
- В третьем квартале — это треть от разницы аванса за полугодие и первый квартал.
- В четвёртом квартале — треть от разницы аванса за 9 месяцев и полугодие.
Сделаем анализ вашей 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров
- Неправильное указание НДС в документах;
- Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
- Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
- Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
- Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
- Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
- Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
- Проверка корректности договоров в проводках.
Расходы и доходы организации
При расчете платежа принимаются чистые доходы — без отчислений на добавленную стоимость, акцизных сумм и пр. Для подтверждения необходимо приложить сопроводительную документацию — платежные поручения, счета, учетные данные из книги доходов и расходов.
Расходы — это издержки, направленные на удовлетворение производственных, общехозяйственных и основных нужд организации (заработная плата, материалы, оборудование и пр.). Расходы бывают и косвенными — к примеру, траты, направленные на погашение процентов по кредитам. Все издержки надо экономически подтвердить и обосновать документально.
Общая характеристика налога на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.
Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.
Применение налога на прибыль
Применение налога на прибыль осуществляется в основном в странах с развитой рыночной экономикой и имеет огромное значение для успешного развития государства. Налог на прибыль даёт возможность государству оказывать воздействие на экономические процессы через использование эффективных налоговых рычагов. Данный налог успешно применяется для регулирования инвестиционной активности, развития малого предпринимательства, привлечения в страну иностранного капитала через предоставление налоговых льгот и снижение налоговых ставок.
Налог на прибыль выступает важнейшим инструментом, с помощью которого происходит регулирование экономики. В этой связи налогообложение прибыли предоставляет право государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь огромный источник дохода в бюджет, а также серьёзно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала.
Возврат переплаты по налогу на прибыль
Переплата по налогу на прибыль возникает по нескольким причинам. Бывает, что в конце года финансовый результат получается неожиданно убыточным. Наконец, не исключена бухгалтерская ошибка. В итоге сумма авансовых платежей больше, чем реальные обязательства перед бюджетом.
Есть два пути решения этой проблемы: зачет на будущий период и возврат переплаченных средств.
На обе операции действует срок давности – 3 года.
По запросу ИФНС выдает справку о расчетах с бюджетом. Сверку проводить не обязательно: будет достаточно, если сумма переплаты совпадает. Решение принимается в течение нескольких дней. Если оно положительное, Федеральное казначейство по поручению ФНС вернет средства.
Зачет переплаты оформляется проводкой Дт 68 (субсчет «расчеты по налогам») – Кт 68 («учет налога на прибыль» на зачтенную сумму).
Налоговая декларация по налогу на прибыль
Налогоплательщики и налоговые агенты представляет налоговую декларацию по налогу на прибыль по итогам налогового периода (календарного года), а также по итогам каждого отчетного периода (квартала, если применяется ежеквартальная схема уплаты авансовых платежей или месяца, если уплачиваются ежемесячные авансовые платежи).
Порядок представления налоговой декларации по налогу на прибыль регулируется статьей 289 НК РФ.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
Пример
Налоговая декларация по итогам календарного года представляется в налоговый орган не позднее 25 марта следующего года.
По итогам отчетного периода налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ).
Пример
По итогам отчетного периода 1-го полугодия налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в срок, не позднее 25 июля.
Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансового платежа (п. 3 ст. 289 НК РФ).
Пример
По итогам отчетного периода январь – апрель налоговая декларация по налогу на прибыль представляется в срок, не позднее 25 мая.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей
Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей регулируется статьей 287 НК РФ.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Пример
Налог по итогам календарного года должен быть уплачен не позднее 28 марта следующего года.
Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Пример
По итогам отчетного периода 1-го полугодия авансовый платеж по налогу на прибыль должен быть уплачен в срок, не позднее 28 июля.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Пример
Ежемесячный авансовый платеж за апрель должен быть уплачен не позднее 28 апреля.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (п. 1 ст. 287 НК РФ).
Пример
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовый платеж:
за январь — не позднее 28 февраля
за январь – февраль — не позднее 28 марта
за январь – март — 28 апреля
Одно из неудобств налога на прибыль в необходимости уплачивать так называемые авансовые платежи (регулируются ст. 286 НК РФ), суть которых в следующем:
По итогам каждого отчетного периода (в общем случае — квартал) налогоплательщик исчисляет сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению (нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода).
Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют и уплачивают сумму ежемесячного авансового платежа в следующем порядке:
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Пример
Прибыль по итогу 1-го квартала составила 100 тыс. рублей. Прибыль по итогу 2-го полугодия – 100 тыс. рублей (не изменилась). Ставка налога 20%. Налогоплательщик должен будет уплатить налог по итогам 1-го квартала – 20 тыс. рублей.
Кроме того, налогоплательщик будет уплачивать еще во втором квартале каждый месяц (апрель, май, июнь) по 1/3 от этой суммы (ежемесячные авансовые платежи).
Следует отметить, что ежемесячные платежи в последующем зачитываются в сумму налога, но неудобство такого механизма в том, что налогоплательщикам приходится как бы авансировать бюджет и отвлекать на это собственные денежные средства.
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае они избегут такого авансирования бюджета. Но в этом случае придется представлять налоговые декларации ежемесячно и уплачивать налог на прибыль ежемесячно, но от фактической прибыли.
На условиях указанного выше примера, налогоплательщик, перешедший на уплату налога от фактической прибыли, уплатил бы по итогу января, февраля и марта 20 тыс. рублей налога и за 2-й квартал его бы не уплачивал.
Водный налог относится к числу федеральных налогов. Ранее водный налог фактически взимался в форме платы за пользование водными объектами на основании соответствующего Федерального закона от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (закон утратил силу с 1 января 2005 г.).
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты водного налога, с 1 января 2005 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.2 «Водный налог»).
Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектами налогообложения признаются следующие виды пользования водными объектами:
– забор воды из водных объектов;
– использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях;
– использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
– использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Налоговая база по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговым периодом признается квартал.
Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от бассейнов рек, озер, морей и экономических районов и целей водозабора. Их размеры определены в ст. 333.12 НК.
Порядок исчисления налога. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога в отношении всех видов водопользования.
Порядок и сроки уплаты налога. Налог подлежит уплате по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом для целей уплаты государственной пошлины выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты государственной пошлины, с 1 января 2005 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.3 «Государственная пошлина»).
Плательщиками государственной пошлины признаются:
– организации;
– физические лица.
Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:
– обращаются за совершением юридически значимых действий;
– выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины. По общему правилу плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:
– при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
– ответчики, если решение суда принято не в их пользу, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
– при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;
– при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);
– при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;
– при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
Размеры государственной пошлины и особенности ее уплаты определены в ст. 333.19-333.34 НК.
Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций установлены в ст. 333.35-333.39 НК.
Например, от уплаты государственной пошлины освобождаются:
– федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации;
– суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей;
– физические лица – Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
– уплаты государственной пошлины в большем размере, чем предусмотрено в НК;
– возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;
– прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;
– отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
– отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина.
Категории доходов при расчете налога на прибыль
Чтобы рассчитать налог на прибыль, первым шагом нужно учесть все доходы, закрепленные законом. Их классификация существует для других целей бухгалтерского учета, в нашем случае она служит для удобства и ясности. Доходы вашей компании подразделяются на две смысловые группы — от реализации товаров/услуг и внереализационные.
Первую группу формирует выручка компании от продажи товаров своего или стороннего производства, поступления от оказания услуг. Налоговый кодекс также относит к этой группе доходы от реализации имущественных прав. Полный перечень поступлений для формирования налога на прибыль можно узнать в ст. 249 НК РФ.
Внереализационные — все те доходы, которые вы не можете назвать основными для компании, но для налога их тоже учитываете. Например, вы открыли производство мороженого. Очевидно, выручка от продажи продукции — основной доход вашей компании. Что будет считаться внереализационным доходом:
- получение процентов от банковских вложений;
- процентные платежи от ваших должников по кредитам и займам;
- доходы от сдачи имущества в аренду (например, холодильных камер, машин или складов);
- положительные курсовые разницы;
- доходы от долевого участия вашей компании в других организациях.
Ст. 251 НК РФ освобождает определенные доходы от налога — например, предоплату или вклады в уставный капитал. Эти поступления в область расчета налога на прибыль не входят. Соответственно, их не нужно учитывать в вычислениях. Чтобы рассчитать налог на прибыль правильно, вы фиксируете все суммы без НДС и акцизов.
Налог на прибыль организаций
Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов занимает важное место в налоговой системе любого государства вне зависимости от взятой за основу модели ее построения, ориентированной на прямое или косвенное налогообложение. Налогообложение прибыли осуществляется во всех без исключения развитых странах мира, принимая форму налога на прибыль или доход юридических лиц либо налога с корпораций.
Налог на прибыль организаций представляет собой форму перераспределения национального дохода путем изъятия государством части прибыли, создаваемой субъектами хозяйствования. В этой связи данный налог можно рассматривать как определенную плату хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры.
Налог на прибыль организаций наряду с фискальной выполняет и регулирующую функцию налогообложения. Рассматриваемый налог является прямым, т.е. его сумма зависит от конечного финансового результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение.
При помощи данного налога государство также имеет возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизмы предоставления или отмены льгот, регулирования ставки налога, что позволяет стимулировать или ограничивать экономическую активность в различных отраслях экономики. Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, так как законодательство многих стран предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты этого налога в первые годы от момента создания малых предприятий (так было и в России в период 1992—2001 гг.).
Налогообложению прибыли в РФ свойственны элементы преемственности. Платежи (отчисления) из прибыли предприятий существовали все годы советской власти, а с 1 января 1992 г. был введен налог на прибыль предприятий и организаций. Данный налог является важнейшим федеральным прямым налогом, который на протяжении уже многих лет обеспечивает формирование весомой части доходов бюджета. В период 1999—2002 гг. государство взяло курс на снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль.
Начиная с 1 января 2002 г. взимание налога на прибыль организаций в РФ осуществляется в соответствии с гл. 25 НК. С момента введения ее в действие в налогообложении прибыли произошли существенные изменения, которые можно обобщить следующим образом:
- была значительно снижена ставка налога с 35 до 24% (а для некоторых видов деятельности, например банков, кредитных, страховых организаций, брокерских контор, ставка снижена с 43 до 24%). С 1 января 2009 г. ставка налога снижена до 20%;
- снижение ставки налога сопровождалось отменой многочисленных льгот;
- было отменено ранее действовавшее Положение о составе затрат, в соответствии с которым до 1 января 2002 г. учитывались расходы и рассчитывалась налогооблагаемая прибыль. В настоящее время в НК содержится вся необходимая информация и нормы для исчисления налога на прибыль;
- с 1 января 2002 г. для исчисления налогооблагаемой прибыли и самого налога необходимо ведение налогоплательщиком дополнительного налогового учета, поскольку установленный НК порядок формирования сумм доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых в текущем налоговом периоде, порядок формирования резервов и т.п. для целей налогообложения существенно отличается от порядка, применяемого в бухгалтерском учете. В связи с этим появилось ощутимое различие между данными бухгалтерского и налогового учета.
В результате вышеназванных изменений с момента введения главы 25 НК величина налогооблагаемой прибыли (налоговой базы) также подверглась корректировке. Основные факторы, оказывающие влияние на величину налоговой базы по налогу на прибыль после 1 января 2002 г., сгруппированы в таблице.
Как видно из таблицы, количество факторов, противодействующих росту налоговых поступлений по налогу на прибыль, больше числа факторов, способствующих этому росту. Это объясняет причину снижения доли поступлений налога на прибыль в бюджеты различных уровней после 2002 г. Следует также отметить, что в результате изложенных выше изменений произошло снижение налоговой нагрузки на предприятия и организации.
Факторы, влияющие на величину налогооблагаемой прибыли после 1 января 2002 г. | |
---|---|
Факторы, вызывающие увеличение налоговой базы | Факторы, вызывающие уменьшение налоговой базы |
1. Отмена налоговых льгот: на финансирование капитальных вложений; на финансирование находящихся на балансе объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; вновь созданным малым предприятиям; по производству медицинской продукции; по перечислениям на благотворительные цели; других льгот 2. Перевод большинства налогоплательщиков на уплату налога исходя из расчета налоговой базы по методу начислений
|
1 Либерализация налоговых вычетов 1.1 Замена вычетами ранее действовавших льгот: по предприятиям, использующим труд инвалидов; по общественным организациям инвалидов 1.2 Расширение перечня принимаемых к вычету расходов и изменение лимитов по нормируемым расходам (расходы на рекламу, страхование имущества, в виде процентов по долговым обязательствам и т.п.) 1.3 Новые правила образования резервов 1.4 Новые методы расчета амортизации 1.5 Принятие к вычету убытков по амортизируемому оборудованию и другому имуществу 2. Снижение ставки налога 3. Перенос убытков на будущее в течение 10 лет 4. Сокращение контингента плательщиков за счет введения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса (УСН, ЕНВД), сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)
|
Основные элементы налога на прибыль представлены на рисунке. Согласно ст. 246—247 НК плательщиками налога на прибыль признаются организации, а объектом налогообложения — прибыль, полученная налогоплательщиком.
Срок уплаты налога на прибыль
Если отчетными периодами по налогу на прибыль являются квартал, полугодие и 9 месяцев, то авансовые платежи по их окончании должны производиться до 28-го числа следующего за отчетным периодом месяца.
Ежемесячные авансы перечисляются до 28–го числа отчетного месяца, т. е. за май – до 28-го мая, за июнь – до 28-го июня и т.д.
При платежах, осуществляемых на основе реально полученной прибыли, авансы осуществляются не позднее 28-го числа следующего месяца.
Независимо от метода начисления платежей по окончании года бухгалтер рассчитывает реальную величину ННП, сравнивает ее с суммой произведенных платежей и корректирует – нехватку доплачивает в бюджеты, излишне выплаченные суммы учитывает в последующих платежах. Уточненную, т. е. недоплаченную за год, сумму налога на прибыль следует перечислить до 28 марта — не позднее момента представления в ИФНС декларации по ННП.
Налог с прибыли: как рассчитывается сумма к уплате за год
Каков итоговый порядок исчисления налога на прибыль организаций, можно увидеть на данном примере. Условно предполагается, что предприятие прибыльно.
Доходы от реализации |
150 000 |
Доходы от продажи имущества |
70 000 |
Расходы: постоянные |
100 000 |
косвенные |
30 000 |
внереализационные |
40 000 |
Налогооблагаемая прибыль итого: |
50 000 |
Сумма налога: · бюджет федеральный · бюджет региональный |
10 000 300 1700 |