Минимальный и предельный размер земельного участка для ИЖС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальный и предельный размер земельного участка для ИЖС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы планируете получить участок под строительство, то использование предельных значений становится актуальным. Они помогут вам определить, какую площадь земли вы можете получить, какой процент застройки может быть установлен для данного участка.
От чего зависят значения для участков под индивидуальное жилищное строительство
Значения предельных размеров земельных участков и процент застройки зависят от нормативов, которые устанавливаются для каждого конкретного поселения. Когда вы решаете получить участок земли для индивидуального строительства, вам необходимо определиться, какие значения предельных размеров и процента застройки соответствуют вашим потребностям и планам использования участка.
Минимальные и максимальные значения предельных размеров и процента застройки определены нормативами и могут различаться в зависимости от местоположения и характеристик участка. Если вы хотите получить участок под индивидуальное строительство, необходимо ознакомиться с установленными нормативами и узнать, какие значения предельных размеров и процента застройки действуют в данной местности.
Глава 2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам
Требования к образуемым и изменённым земельным участкам (например, в случае уточнения описания местоположения границ земельного участка в ЕГРН) предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ.
Их несоблюдение в соответствии со ст.ст. 26 и 27 закона № 218-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта.
Рассмотрим данные требования подробнее.
- Соблюдение предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков
- Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами в составе ПЗЗ.
- При этом в ПЗЗ встречаются два способа определения предельных размеров участков:
- а) конкретные значения площади участка;
- б) указание на то, что размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой объектами капитального строительства с элементами благоустройства и инфраструктуры.
- Например, в ПЗЗ Санкт-Петербурга[1] (на примере градрегламентов за пределами объединённых зон охраны объектов культурного наследия, приложение № 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга) используются оба способа определения предельных размеров участка:
- общим правилом определения предельных размеров участков является следующее: предельный размер земельных участков не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных ПЗЗ предельных параметров строительства, реконструкции, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества мест для стоянки индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- для некоторых зон, помимо данного указания, установлены конкретные предельные размеры участков. Например, для зоны садоводств (Т1Ж1) предусмотрено, что минимальная площадь земельных участков для ведения садоводства составляет 600 кв. м, для ведения огородничества – 200 кв. м, для индивидуального жилищного строительства – 600 кв. м.
Конкретные предельные размеры участков предусмотрены и ПЗЗ городского округа Балашиха Московской области[2], в которых, например, предусмотрено, что предельные размеры участков с ВРИ «малоэтажная, среднеэтажная, многоэтажная жилые застройки» составляют от 30 000 до 1 000 000 кв. м, с ВРИ «магазины» – от 500 до 10 000 кв. м.
Одновременно существуют примеры, когда предельные размеры участков, на которые распространяется действие градрегламентов, не устанавливаются ПЗЗ. Так, в соответствии с ПЗЗ Москвы[3] минимальные и максимальные размеры земельных участков, в том числе их площадь, во всех территориальных зонах в городе Москве не устанавливаются.
Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (п. 4 ст. 36 ГрК РФ) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (п. 6 ст. 36 ГрК РФ), определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.
Предельные размеры площадей земельных участков (ЗУ) устанавливаются правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).
В каждом регионе размеры земли под ИЖС регулируются по-разному в зависимости от нормативных актов.
Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.
Они применяются:
-
при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета;
-
при разделе участков;
-
при выделе наделов из общедолевой собственности;
-
при объединении участков;
-
при выделе участка ЛПХ (личного подсобного хозяйства) из земель с/х назначения.
Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не регистрируются в ЕГРН.
Максимальный и минимальный размер участка ИЖС может существенно отличаться в разных субъектах Федерации. И даже в разных населенных пунктах одного субъекта.
Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:
-
в федеральной собственности — в соответствии с федеральными законами;
-
в региональной собственности — в соответствии с региональными законами;
-
в муниципальной собственности — регламентируются муниципальными нормативными актами.
Постановление №622-ПП, принятое Правительством Москвы 19 апреля 2022 года
Нормативный акт регламентирует максимальные и минимальные значения ЗУ для столицы РФ. Предшествовало ему Постановление №120 от 2017-го года. Оно претерпело изменений. В новом документе появились исключения для ЗУ с допустимыми видами использования. Они внесены в соответствии с утвержденным классификатором.
Суть исключений – с 2022 года максимальная квадратура ЗУ будет равна 3000 м2 для объектов следующего типа:
- рассчитанных под реализацию индивидуального жилищного строительства;
- выделенных для ведения подсобного хозяйства (личного);
- обособленных с целью осуществления огородничества или садоводства.
Предельные размеры земельных участков для территориальных зон
Понятие территориальной зоны раскрывает статья 1 Градостроительного кодекса РФ. Указанный термин предполагает определенную зону, в отношении которой правилами по землепользованию и застройке установлены границы, а также разработана специальная градостроительная регламентация.
- назначаемые в границах определенных территориальных зон видов разрешенной эксплуатации землевладений, а также любых объектов, располагающихся выше или ниже поверхности наделов;
- эксплуатация при их застройке и дальнейшее использование капитальных построек;
- минимально и максимально допустимые площади земель и возможное строительство, реконструкция капитальных объектов;
- ограничение землепользования и капитальных строений.
Относительно любой территориальной зоны градостроительным регламентом предусматривается основа правового режима землевладений.
Правила градостроительной регламентации должны соблюдаться каждым собственником участка, землевладельцем, землепользователем либо арендатором надела. При этом не играет роли ни форма собственности, ни другие правомочия по отношению к земле.
Не забывайте о том, что на основании части 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, землевладение и любое имущество, которое с ним неразрывно связано, в некоторых обстоятельствах могут приниматься как противоречащие действующей градостроительной регламентации территориальной зоны, если:
- разрешенное землепользование не включено в список возможных видов допустимого землепользования;
- габариты участка отличны от установленных предельных норм, которые предусмотрены градостроительной регламентацией.
Допустимые показатели площади наделов земли и установленные нормы возможного строительства, произведения реконструктивных работ в отношении капитальных построек, могут состоять из:
- сведений о наибольшей и наименьшей площади землевладений;
- информации о минимальном отступе от границы надела для установления территорий возможного возведения построек и сооружений, за чертой которой постройка объектов недвижимости не разрешается;
- максимальной этажности либо показателя высоты недвижимых объектов;
- наибольшей доля застройки в пределах землевладения, устанавливаемой как соотношение общей площади надела, которую можно застроить с общей площадью земли;
- прочих данных.
Границы территориальной зоны фиксируются посредством создания карт по градостроительному зонированию. Такие карты вместе с прочей градостроительной регламентацией считаются составляющими ПЗЗ.
Определение границ территориальной зоны должно соответствовать нормам, устанавливающим принадлежность любого землевладения лишь к одной территориальной зоне. Создание единого надела из нескольких земель, относящихся к различным территориальным зонам, не представляется возможным. Обычно установление территориальных зон относительно отдельного землевладения не производится.
Минимальная площадь жилого дома для регистрации
ГПЗУ можно заказать в отделе по архитектуре. Пакет документов надо подать в отдел по архитектуре. Производить постройку объектов на участке надо так, чтобы ни один из них не выступал за линию застройки. Кроме того, объект не только не может выступать за линию, он должен быть удален от линии застройки на расстояние не менее 2 метров.
Постановка на кадастровый учет нового индивидуального жилого дома Вопросы, которые касаются темы постановки недвижимых объектов на кадастровый учет, не относятся к категории простых, поскольку для этого требуются определенные знания. Кроме того, законодательство относительно Кадастрового учета Росреестрапостоянно претерпевает изменения. Данноетребование имеет отношение индивидуальным жилым домостроениям, находящимся на городских землях, в деревнях и поселках, иными словами, на землях населенных пунктов, которые находятся в собственности у физических или юридических лиц. После постановки построенного индивидуального жилого дома на кадастровыйучет, останется зарегистрировать право собственности в ЕГРН, что с года производится практически одновременно. После постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности, лицо считается полноправным владельцем жилого дома со всеми вытекающими отсюда правами. Только полностью оформленный и в кадастре и в ЕГРН дом можно продать, обменять, или заложить в ипотеку. Процедура осуществления постановки нового индивидуального жилого дома на кадастровый учет Если вы решили построить собственный жилой дом на земле, принадлежащей вам по праву собственности, вам необходимо предварительно получить разрешение на строительство.
Минимальная площадь участка под ИЖС
Единый для каждой области минимальный размер земельного участка под ИЖС фактически отсутствует. Поскольку, как отмечено выше, каждый регион в границах определенных федеральным законодательствам определяет на своей территории эту величину самостоятельно.
Фактически на государственном уровне установлено, что минимальный размер участка под ИЖС составляет 3 сотки. Меньше участок для целей строительства жилого дома не может выдаваться, больше – свободно.
На деле, некоторыми регионами устанавливается минимальный размер участка под ИЖС больше предписанного минимума, и порой в несколько раз больше, если земельные угодья на территории муниципалитета это позволяют. Не каждый регион может себе позволить установить большие значения в виду ограниченности территории и большой плотности населения. Это касается в первую очередь Ленинградской и Московской областей.
Как поменять категорию участка на ИЖС?
Существует несколько законных способов:
- Изменение категории земли через акт местной администрации – чаще всего используется владельцами участков, кто хочет перевести свои земли из статуса сельскохозяйственных в категорию «населенных пунктов». Процедура проводится органами власти, в процессе расширения поселения и роста числа жителей, с целью привлечения новых жильцов и развития экономики. Как уже было сказано ранее, эта процедура возможна, но довольно трудо-, денежно затратна;
- Выделение из искусственно аэрируемых ранее не востребованных территорий. Перераспределение и преобразование земель в статус ИЖС возможны в результате решения властей;
- Раздел имеющихся участков под ИЖС – по субъективным и объективным причинам (выделение доли наследства, раздел материальных ценностей при разводе и т. д.).
Если первые 2 варианта определяются законодательно, то для того, чтобы разделить землю необходимо озаботиться следующими вопросами:
- Разделение земельной собственности на несколько отдельных наделов со статусом ИЖС. Это возможно только, когда вновь созданные территории будут не меньше минимальных норм по площади. Земельные наделы, не соответствующие установленным параметрам ИЖС, не подлежат узакониванию и не могут быть застроены. Перед началом процесса разделения, получите выписку из регистрационных актов, а также закажите справку в муниципалитете о правилах застройки в вашем регионе;
- Не забудьте проконтролировать правильность расположения границ участка и реальных параметров на бумаге. Для этого лучше всего привлечь геологические / геодезические службы. После проведения всех работ, уже можно принимать решение о разделе. И проводить процедуры узаконивания новых территорий со статусом ИЖС.
- Регистрация прав собственности, получение кадастровых номеров, и оформление всех документов, должны проходить в соответствии с законом, в установленные сроки.
Основополагающие вопросы, касающиеся земли, в том числе и вопросы предельных размеров участков под ИЖС, на федеральном уровне регулируются отечественным земельным и гражданским кодексами.
Более детально вопросы, касающиеся установления максимальных и минимальных размеров участков, урегулированы в локальных актах каждого отдельного региона, но так, чтобы их нормы не вступали в противоречие с федеральным законодательством о земле.
Какая нормативно-правовая база будет регулировать выдачу того или иного участка зависит в первую очередь от его правовой принадлежности. Участки, состоящие на балансе у государства, предоставляются сугубо на основании федерального законодательства, участки, числящиеся за муниципалитетом – регулируются региональным, до тех пор и в тех объемах, которые не противоречат федеральному законодательству.
Минимальная площадь участка под ИЖС
Точный минимальный размер земельного участка под ИЖС, на котором можно возводить дом, в законе не указан. Законодательство лишь обозначает общие положения, которыми должны руководствовать правительства регионов при определении минимальной величины территории, предназначенной под жилой дом.
Величина надела должна определяться исходя из следующих параметров:
- площадь региона;
- площадь свободных территорий региона, в которых допускается индивидуальное строительство. Если в регионе присутствует большое количество свободных территорий вблизи городов, то значение наименьшего возможного надела земли будет существо больше, чем в регионе с ограниченными свободными землями;
- численность населения. При большой плотности населения количество свободного пространства, которое можно выделять под личные дома, значительно меньше, чем в областях с маленькой плотностью жителей;
- плотность жилой застройки в пределах муниципального образования.
Что такое предельные значения участков
Данное понятие подразумевает одно – площадь надела, полученного в результате выкупа или аренды у муниципалитета для совершения поставленных задач либо путем раздела или выдела из общедолевой собственности, которая не может быть менее или более конкретных величин, определенных правовыми актами в качестве нормативов в данной местности при данных условиях.
Предельные значения неразрывно взаимосвязаны с показателями разрешенного строительства:
- допустимое количество этажей или максимальная высота сооружений;
- минимальное расстояние от границ надела для уточнения мест возможного расположения объектов, за рамками которых размещение сооружений и построек противоречит градостроительным нормам;
- максимальный процент застройки на земельном участке в виде отношения совокупной площади ЗУ, на которой могут быть расположены объекты, к общей площади ЗУ.
Другой комментарий к статье 38 Градостроительного Кодекса РФ
Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового регулирования предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые представляют собой:
— определение в ч. 1 настоящей статьи расширенного перечня показателей пяти видов предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
— обозначение в нормах ч. 2 комментируемой статьи правила установления применительно к каждой территориальной зоне указанных в ч. 1 настоящей статьи размеров и параметров, их сочетания;
— регламентация требованиями ч. 3 рассматриваемой статьи возможности установления в пределах территориальных зон подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров (т.е. законодатель разрешил использование в пределах одной территориальной зоны различных параметров разрешенного строительства, реконструкции).
Отметим, что в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания с участием жителей муниципального образования выносятся:
— проекты планов и программ развития муниципального образования;
— проекты правил землепользования и застройки;
— проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;
— вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;
— вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства;
— вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Какими нормативными документами регулируется вопрос
Градостроительный кодекс – документ, обязательный для городских и сельских поселений, предусматривающий необходимость получения разрешительных документов перед началом строительства. С помощью разрешения, полученного в местных органах власти, можно не только определить правильную удаленность.
Если невозможно соблюсти дистанцию при постройке из-за небольших размеров земельных наделов, допускается отступление и не в соответствии с требованиями.
Забор между соседями
Ведь при его возведении учитывается не только расстояние до соседнего забора, но и дистанция до других сооружений и строений. Тем более что в ч. 17 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено обязательное, согласно существующему закону, размежевание территорий кадастровыми работниками и обозначение границы между владениями.
После того как построен забор, начинается возведение построек на основе разрешительных документов, утвержденного плана-схемы, на котором должны быть учтены все существующие правила при строительстве частного дома:
- Разработка проектов ИЖС осуществляется по СНиП 2.08.01-89 и СП 131.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП II-3-79).
- СНиП 30-02-97 регламентирует расположение на плане земельного участка, а впоследствии, при размещении, нормы разрешенного удаления.
- Правила землепользования и застройки предусматривают, как необходимо размещать жилые, хозяйственные строения и зеленые насаждения друг от друга.
- СП 42.13330.2011 и СП 53.13330.2011 актуальны при строительстве дачного домика, хозпостроек и др. (в 2019-2020 годах используется новая терминология – садовые дома), на садоводческих участках, в СНТ.
- ГК РФ от 13.03.2001 г. № 17 (п. 7.4) лимитирует расстояние до границ соседского владения, как высоту хозпостройки или других построек, для предотвращения затененности чужой собственности.
- В КоАП есть отдельная статья, предусматривающая административную финансовую ответственность за нарушение норм, которые должны быть соблюдены, рассматривая их игнорирование как препятствие собственнику в осуществлении его прав.
- СанПиН требует выполнения санитарно-гигиенических норм, чтобы избежать опасности заражения или загрязнения на своем собственном и соседском землевладениях.
- Противопожарные расстояния тоже разработаны МЧС, и пожарные требования определяются характером материала постройки, его огнеустойчивости, способности к быстрому возгоранию.
- Органы местного самоуправления, правление СНТ в отдельном населенном пункте, районе, для территорий садоводческих товариществ, дачных участков, находящихся составе кооператива, иногда принимают отдельные решения.
- Для малоэтажек существует еще СП 30-102-99, известный как «Планировка и дальнейшая застройка площади малогабаритного строительства».