Госдолг США бьет исторические рекорды
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдолг США бьет исторические рекорды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Громадные кризисы не прошли бесследно, происходящее в 1929 годах нанесло должный удар по фондовому рынку. А также народу, который катился в нищенское существование. Но по злому року выйти из полного краха Америке помогли войны. Сначала Первая, а потом Вторая мировая.
Данные по госдолгу США
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный долг к ВВП | 129 % | 2022 |
Международная инвестиционная позиция | 24544392 USD млн. / 24544.393 млрд. USD | 4 кв./22 |
Государственный долг | 31457816 USD млн. / 31457.814 млрд. USD | апр. 2023 |
В начале мая 2023 года министр финансов США Джанет Йеллен вновь предупредила о серьезных последствиях, которые могут наступить, если американский конгресс не повысит лимит госдолга.
«Что будет, если конгресс не выполнит своих обязательств? Хороших вариантов просто нет», — сказала Йеллен в интервью ABC.
Ранее она заявляла, что американский Минфин может исчерпать доступные ему ресурсы уже к 1 июня.
«Будь то платежи процентов по долгу или выплаты в рамках программ социального и медицинского страхования — у нас просто не будет денег для выполнения всех наших обязательств. И все согласны с тем, что последует финансовый и экономический хаос», — добавила Йеллен в том же интервью.
По мнению главы американского Минфина, неспособность повысить потолок госдолга или приостановить его действие приведет к катастрофическим последствиям для финансовой системы.
Основные статьи расхода государственного бюджета в США
Повышение обязательств и дефицита бюджета Америки осуществляется из-за решения Белого дома предоставить 2,2 трлн. долларов на поддержку граждан и организаций.
Некоторая сумма уходит на прямые выплаты населению. Американцы с заработком меньше 75 000 долларов получат 1,2 тыс. Кстати, семьям с детьми выделят по 500 долларов на каждого ребенка.
Часть денег выдадут гражданам, оставшимся без работы. Кроме того, в статьи включаются меры по поддержанию предприятий и разных экономических отраслей.
Кстати, на канале НТВ выходила передача «Центральное телевидение» со скриншотом долга США. На фоне американского флага изображается величина внешних обязательств. Картинку в течение долгого времени применяли политические критики. Летом 2020 г. изображение стало мемом.
Почти сразу картинка попала в соцсети, она стала наглядным аргументом в шутках и спорах по поводу запада. В сентябре ввиду популярности мема создали сообщество «Мемы про внешний долг Америки».
Государственный долг США онлайн доступен на просторах интернета. Там можно проследить изменение обязательств в режиме реального времени. Кроме того, просмотреть график, узнать, почему меняется величина, от чего она зависит. Сейчас величина вырастает примерно на 20-30 000 долларов каждую секунду.
Облигации являются главным инструментом заимствования финансовых средств. Их выпуском занимается Казначейство США. С учётом того, кто является держателем облигаций, национальный долг делится на два вида: публичный и внутриправительственный.
Размер публичного долга в настоящий момент составляет 24,7 трлн долларов. Его держателями выступают: ФРС, физические лица, компании, местные органы власти, власти штатов и иностранные инвесторы, в т.ч. правительства других государств.
Внутриправительственный долг равен 6,8 трлн долларов. Это средства, с помощью которых один орган федерального правительства США кредитует другой. Сюда входят различные фонды: трастовые, резервные и специальные фонды. Например, когда Целевой фонд социального страхования имеет излишек средств, то на эти деньги он покупает казначейские облигации, поэтому внутриправительственные обязательства не играют большой роли в долговой нагрузке.
Нужен ли дефолт американским политикам
Эксперты не верят, что демократы или республиканцы допустят дефолт в своих политических целях. Политолог Виктор Мизин считает, что «с экономикой такой номер не пройдет». Хотя, признает эксперт, в ожесточенной предвыборной борьбе республиканцы все-таки используют тему дефолта, говоря о том, что администрация Байдена довела страну до «последней черты» (а Байден обвиняет в этом республиканцев).
«Проблема с госдолгом США не нова. Я еще будучи школьником слышал про разговоры о том, что скоро „рухнет доллар“ и „Америка развалится“. Думаю, и этот кризис США преодолеют. Дефолта не будет», — считает Мизин.
По мнению директора Фонда изучения США имени Рузвельта МГУ Юрия Рогулева, никому не выгодно допускать реальный дефолт, а все дискуссии о его возможности — исключительно внутриполитическая борьба в США. И республиканцы, по его словам, не хотят быть обвинены в том, что они «всё обрушили».
«Всё, что нужно — это поднять планку, хоть на условные десять долларов. В противном случае пенсионеры останутся без пенсий и так далее. Кто из политиков на себя возьмет риски [не поднять планку]?» — задается вопросом эксперт.
Сложности с госдолгом убьют американскую экономику?
На пользу ей они точно не пойдут: покрывать дефицит бюджета будет все сложнее, и если выпускать новые облигации, придётся платить по ним большие проценты.
В итоге на оплату долга будет уходить все больше денег из бюджета, из-за этого могут постепенно сокращаться программы господдержки населения и бизнеса в США, затормозятся инфраструктурные проекты и так далее. Некоторые сектора экономики могут пострадать больше других, и акции соответствующих компаний потеряют поддержку.
К тому же, из-за роста долговой нагрузки США инвесторы могут потерять уверенность в их способности платить по обязательствам. Такую неуверенность тоже придётся компенсировать еще большей доходностью облигаций, чтобы привлечь покупателей госдолга. Параллельно доллар может слабеть, если проблемы с дефицитом бюджета и ростом госдолга на фоне высоких ставок продолжатся.
Государственный долг США. Кому они должны?
Вот 12 крупнейших иностранных держателей долговых обязательств США:
- Япония — $ 1,3 трлн.
- Китай — $ 1,07 трлн.
- Британия —$ 0,64 трлн.
- Ирландия — $ 0,34 трлн.
- Люксембург — $ 0,33 трлн.
- Швейцария — $ 0,28 трлн.
- Бельгия — $ 0,27 трлн.
- Каймановы острова — $ 0,26 трлн.
- Тайвань — $ 0,25 трлн.
- Бразилия — $ 0,24 трлн.
- Гонконг — $ 0,22 трлн.
- Франция — $ 0,22 трлн.
Из них за последний год сократили свою долю только Бразилия, Китай на 5 % и 1,5 % соответственно. Остальные государства наращивали инвестиции в госдолг Соединенных Штатов. Та же Франция за год увеличила вложения больше чем на 100 %.
Основные иностранные инвесторы — крупные экономические центры и финансовые гавани. На самом деле доли других стран — это не только инвестиции из центральных банков, но и вложения всех участников локальных рынков. То есть, например, британская доля трежерис Соединенных Штатов может принадлежать вообще кому угодно. Даже российским олигархам.
На иностранных держателей приходится около $ 7 трлн долга США. Остальные распределены внутри страны.
$ 6,47 трлн долларов американскому правительству заняли фонды США:
- пенсионные,
- соцобеспечения,
- федеральные.
Может показаться, официальный Вашингтон занимает деньги у самого себя. Но это не так. Конечные бенефициары фондов — население.
Еще $ 5,65 трлн Белому дому заняла Федеральная резервная система. Сейчас на нее приходится 19,1 % всего госдолга США. Это рекордный показатель.
Еще $ 1,66 трлн дали в долг банки Соединенных Штатов. За год они увеличили собственные инвестиции в трежерис в 1,5 раза. Еще $ 8,09 трлн заняли правительству Америки институциональные и индивидуальные инвесторы из США. К ним относятся фонды, страховые, даже правительства отдельных штатов, городов.
Максимальный уровень долга
Максимальный уровень долга — это предел, который Конгресс налагает на объем задолженности, которую федеральное правительство может иметь в любой момент времени. Когда этот уровень достигнут, Казначейство США не может больше выпускать казначейские долговые бумаги. А это значит, что Казначейство может оплачивать расходы государства только по мере поступления налоговых поступлений (индивидуальные, корпоративные и акцизные налоги).
Максимальный уровень долга аналогичен кредитному лимиту по кредитной карте человека. Когда Казначейство отказывается увеличить Максимальный уровень долга, но при этом налоговых поступлений недостаточно для оплаты расходов государства, Казначейство как бы говорит, что хочет потратить деньги, но платить нечем. Это похоже на то, как банк позволяет вам тратить деньги сверх кредитного лимита, а затем отказывается проводить платежи, когда вы стоите на кассе в магазине.
Поэтому, Конгресс поднимает максимальный уровень долга, чтобы США не допустили дефолта по своим долгам. С 2001 года Конгресс менял предельный лимит долга 14 раз, и в будущем это будет продолжаться. Это значит, что правительство продолжит тратить больше, чем зарабатывает.
Максимальный уровень долга и государственные расходы также могут стать проблемой, если соотношение долга к валовому внутреннему продукту станет слишком высоким. По данным Международного валютного фонда, этот уровень составляет 77% для развитых стран. Когда отношение долга к ВВП становится слишком высоким, кредиторы (покупатели долга) начинают беспокоиться о том, что страна не сможет генерировать достаточный доход для погашения долга.
В долгосрочной перспективе держатели долгов могут требовать более высоких процентных платежей, т.к. отношение долга к ВВП увеличивается и растёт риск дефолта США по облигациям. Снижение спроса на казначейские облигации США приведет к дальнейшему повышению процентных ставок, что замедлит экономику США. Дефолт по американскому госдолгу, если он случится, вызовет финансовую панику как на внутреннем рынке, так и во всем мире и потерю доверия к Америке и доллару.
Если процентная ставка по казначейским ценным бумагам будет увеличиваться, американские компании будут рассматриваться как более рискованные и это вызовет увеличение доходности по их облигациям. Это, в свою очередь, потребует от компаний повышения цен на свои продукты и услуги, чтобы покрыть возросшую стоимость своих долговых обязательств. Со временем это заставит людей платить больше за товары и услуги, что приведет к инфляции.
Это также может увеличить стоимость заимствования денег для покупки жилья, поскольку стоимость денег на рынке ипотечного кредитования напрямую связана с процентными ставками по казначейским ценным бумагам.
В теории снижение спроса на казначейские бумаги также будет оказывать давление на доллар, т.к. стоимость доллара привязана к стоимости казначейских ценных бумаг. Если доллар начнет терять свою ценность, иностранные держатели облигаций начнут получать обесценивающиеся деньги. Это еще больше снизит спрос на трежерис, и многие из этих иностранных держателей долга США с большей вероятностью будут инвестировать в свои страны.
На что казначейство тратит деньги?
Как я говорил ранее, госдолг — это накопленный дефицит бюджета государства. Давайте посмотрим, какие расходы составляют большую часть этого дефицита в 2020 году.
🔹 Medicare / Medicaid и другие программы здравоохранения
На 2020 год на программы медицинского обслуживания, которые включают Medicare и Medicaid, будет выделено в общей сложности 1,3 триллиона долларов.
🔹 Программа социального обеспечения и пенсии по инвалидности
С целью финансового обеспечения пенсионеров и инвалидов, общие расходы на социальное обеспечение и другие расходы составляют приблизительно 1,1 триллиона долларов.
🔹 Расходы на оборону (не ветеранские льготы)
Это представляет собой часть национального бюджета, которая выделяется на военные расходы. На оборонный бюджет США в 2020 году выделено 746 миллиардов долларов. Это около 15% бюджета США.
🔹 Прочие расходы
Транспорт, льготы для ветеранов, международные отношения и государственное образование, также являются расходами, которые берет на себя правительство. Интересно, что общее общественное мнение состоит в том, что расходы на международные отношения потребляют много ресурсов и затрат, но на самом деле такие расходы несравнимо малы.
🔹 Войны в Ираке, Сирии, Пакистане и Афганистане
Участие в войнах дорого обходится США и увеличивает государственный долг. По данным исследования, проведенного Институтом Уотсона в Университете Брауна, с 2001 года на эти проекты было потрачено около 5,9 триллионов долларов.
На что США тратят такие большие деньги?
Говоря о госдолге страны, важно учитывать, на что ее правительство тратит такие огромные средства. Главными статями расходов Америки являются:
- Медицина. Порядка 1,1 триллиона долларов уходит на различные программы в этой области:
- медобслуживание граждан с определенными заболеваниями, а также пенсионеров старше 65 лет;
- квалифицированная помощь малоимущим слоям населения.
- Финансовое обеспечение и программы социальной защиты пенсионеров и инвалидов. На подобные мероприятия выделяется порядка 1 триллиона долларов.
- Оборона. 1,3 триллиона долларов Америка тратит на защиту своей территории и участие в различных военных операциях за рубежом.
- Прочие значимые траты: общественный транспорт, образование, международная политика.
Что будет, если Китай продаст госдолг США
Если Китай наводнит рынок американскими трежерис, то, в зависимости от их количества, произойдет кризис того или иного масштаба, который в первую очередь затронет курс доллара и финансовый рынок. Это, безусловно, будет неприятно для американской экономики, особенно в период коронакризиса, когда Минфин США осуществляет часть финансирования за счет выпуска новых займов в рамках Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act.
Однако вряд ли это станет заметной проблемой на фоне нарождающегося всестороннего кризиса американской модели общества, катализатором которой стала пандемия. А учитывая рассмотренную выше долю КНР в структуре американского государственного долга, эти волнения будет более чем реально погасить за счет воздействия на внутренние долговые обязательства или эмиссии новых ценных бумаг и валюты.
На что США тратят такие большие деньги?
Говоря о госдолге страны, важно учитывать, на что ее правительство тратит такие огромные средства. Главными статями расходов Америки являются:
- Медицина. Порядка 1,1 триллиона долларов уходит на различные программы в этой области:
- медобслуживание граждан с определенными заболеваниями, а также пенсионеров старше 65 лет;
- квалифицированная помощь малоимущим слоям населения.
- Финансовое обеспечение и программы социальной защиты пенсионеров и инвалидов. На подобные мероприятия выделяется порядка 1 триллиона долларов.
- Оборона. 1,3 триллиона долларов Америка тратит на защиту своей территории и участие в различных военных операциях за рубежом.
- Прочие значимые траты: общественный транспорт, образование, международная политика.
Долги и внутренняя кухня США, переходящая в мировую.
С момента своего создания в 1913 году ФРС — монополист в деле эмиссии доллара. То обстоятельство, что США, допустив ФРС на свою территорию и легализовав её в своей юрисдикции, сами отказались от своего же финансово-экономического суверенитета и, как следствие, — от суверенитета в целом (простонародье — сдуру, «элита» — вследствие продажности как её системного свойства), выражается в том, что государственность США получает от ФРС вновь эмитированные доллары под процент, как и все прочие доллары, которые она может заимствовать у иных кредиторов. Понятно, что если бы доллар принадлежал США, то их государственность эмитировала бы доллар сама и сама бы осуществляла долларовое кредитование физических и юридических лиц на определяемых ею условиях, не обременяя саму себя ссудно-процентным долгом.
А так государственность США выступает по отношению к ФРС как один из множества заёмщиков. От всех прочих заёмщиков она отличается только уникальной спецификой своей деятельности, уникальность которой и создаёт иллюзию «доллар — это валюта США — «US$». Поддержанию этой иллюзии способствует и то, что прибыль, получаемую ФРС, делят между собой её акционеры и Минфин США.
Ростовщический характер эмиссии «US$» и монопольный статус ФРС как эмитента «US$» означает следующее:
1. Сеньорадж (доход от эмиссии) — собственность ФРС, а не государственности США; Сеньорадж возникает в результате того, что себестоимость печати купюры — незначительная доля от её номинала, а купить на неё можно товары, цены которых многократно превышают себестоимость производства купюры. При эмиссии «электронных денег» себестоимость эмиссии ещё ниже, и соответственно, — сеньорадж возрастает.
2. С каждым новым долларом в системе долларового обращения возникает заведомо неоплатный — непрестанно возрастающий — долг, скорость нарастания которого определяется ставками ссудного процента, по которым осуществляется долларовое кредитование во всём множестве путей движения доллара ФРС.
Вследствие первого и второго, те политические силы, которые в прошлом создали ФРС и стоят за нею, непрестанно генерируют свою монопольно высокую долларовую платёжеспособность, которую они способны конвертировать на финансовых рынках в платёжеспособность, выраженную в иных номиналах. Опираясь на монопольно высокую платёжеспособность, они могут купить всё, включая ту или иную политику любого режима в любой стране или оплатив создание с нуля «идейной» оппозиции режиму, не желающему идти на сотрудничество с кураторами ФРС на предлагаемых ими условиях.
Вследствие второго, государственность США, получив эмитированную ФРС долларовую массу и к ней в придачу — непрестанно возрастающий под воздействием ссудного процента — заведомо неоплатный долг, оказывается перед вопросом: как избавиться от этого долга, который в силу заведомой его совокупной неоплатности не может уйти из системы долларового обращения, если только он не будет «списан» ФРС и прочими кредиторами?
При таких условиях этот долг можно только переложить на плечи каких-нибудь других финансовых субъектов. Эта задача имеет четыре основных способа решения.
Первый. Предоставить кому-нибудь кредит под процент, бо́льший, нежели процентная ставка ФРС, под которую были получены эмитированные ею «доллары США».
Второй. Продать свои долги, т.е. обменять их на доллары или иную валюту. Эта задача решается с помощью выпуска облигаций, по которым государственность США обязуется выплачивать некоторый доход их владельцам. Часть этих долговых обязательств ФРС получает от государственности США в обмен на эмитируемые доллары, после чего продаёт их сама, реализуя право на сеньорадж.
Третий. Монополизировать какой-либо рынок и продавать на нём свою продукцию по монопольно высоким — безальтернативным — ценам, отнеся на её себестоимость выплату процентов по собственному долгу. Если это удаётся сделать, то обменный курс собственной валюты возрастает по отношению к курсу валют покупателей, что позволяет в торговом обмене с ними покупать их продукцию по монопольным безальтернативно низким ценам.
Четвёртый. Стимулировать деградацию или разрушить чью-либо экономику за пределами своей территории (примером тому «застой» в СССР и реформы в постсоветских государствах), чтобы вовлечь страны-жертвы в действие трёх ранее названных способов перекладывания собственных долгов на чужие плечи. Это может быть осуществлено в результате собственной агрессии США против других стран под любыми реальными или надуманными предлогами (примером тому войны против Ирака, Ливии); это может быть осуществлено путём организации войн третьих стран друг с другом (тому примерами множество «локальных войн» в Африке и в других регионах); это может быть осуществлено в результате государственного переворота и инициирования гражданской войны в какой-либо из стран (тому примерами Судан, крах СССР, украинский Майдан и др.).
Реально — в действии все четыре способа. Все они носят характер не единовременного акта, а процесса, скрытого в торговле и в «культурном сотрудничестве», большей частью «элит». Они на протяжении всего ХХ века были достаточно эффективны для того, чтобы обеспечить уровень текущей платёжеспособности США, необходимый для осуществления политики, заказываемой кураторами ФРС несуверенному руководству США.
Однако проблема не исчезла потому, что не могла исчезнуть при сохранении тех принципов, на которых построена деятельность ФРС и невольником которых является государственность США.
Существенный дефицит федерального бюджета США, который в этом году может достигнуть 20% ВВП и оставаться на высоком уровне в последующие год-два, будет приводить к избыточному предложению новых государственных облигаций. Crowding out effect («эффект вытеснения» — уменьшение частных инвестиций, вызванное ростом государственных расходов и, как следствие, ростом государственных заимствований и процентной ставки) в таком случае приведет к опустошению рынка в 2020 году, исключив практически любые заимствования корпоративным сектором на рынке, что ударит по экономике. Рост ставок по первоклассным долгосрочным кредитам при этом неизбежен, так как ФРС регулирует краткосрочную ставку, а для регулирования долгосрочных ставок ФРС нужно напрямую выкупать длинные гособлигации. 8
Если ФРС не удастся выкупить достаточный объем гособлигаций, чтобы избежать сильного роста долгосрочных ставок, не раскручивая при этом инфляцию, то многолетний тренд на снижение процентных ставок сломается (см. графики 6 и 7 ниже), а это приведет к пересмотру ожиданий ключевыми участниками рынка и постепенному росту ставок по всем длинным облигациям в дальнейшем. Аналогичная ситуация складывалась в США в конце 1950-х, что привело к росту процентных ставок в 1960-х и 1970-х с одновременным раскручиванием инфляционной спирали: ставка ФРС с 0% в 1958 году за несколько экономических циклов добралась до 20–22% в 1980-м.