Срок обжалования решения арбитражного суда первой инстанции по административному делу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок обжалования решения арбитражного суда первой инстанции по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.
Комментарий к ст. 30.3 КоАП
1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП РФ).
Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).
В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.
При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.
В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.
2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).
Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.
3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.
Комментарий к ст. 211 АПК РФ
1. Решение суда принимается по общим правилам искового производства — именем РФ, с соблюдением тайны совещания судей, в виде отдельного документа в одном экземпляре, содержащего мотивированное решение, подписанное судьей, а также с соблюдением иных требований, установленных в гл. 20 АПК.
2. Виды решений арбитражного суда и основания для их принятия, установленные в ст. 211 АПК, лишь частично корреспондируют с теми видами решений, которые предусмотрены ст. 30.7 КоАП и принимаются судами общей юрисдикции.
Если арбитражный суд установит, что постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, он принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. Такое решение арбитражного суда идентично решению об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения (п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП).
Помимо этого, подобное решение арбитражный суд принимает в том случае, если он отказывает заявителю в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обжалования постановления по делу.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемое постановление или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд признает постановление о наложении административного наказания незаконным и отменяет его полностью или в части или изменяет постановление. В то же время КоАП предусматривает три варианта полной отмены постановления по делу: отмена с прекращением производства по делу; отмена с возвращением дела на новое рассмотрение; отмена с направлением дела на рассмотрение по подведомственности. Каким же образом соотносятся эти виды решений между собой?
Решение арбитражного суда о признании постановления административного органа о назначении административного наказания незаконным и его отмене тождественно по своему характеру и юридическим последствиям отмене постановления и прекращению производства по делу (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП), если постановление отменяется по основаниям, исключающим производство по делу (ст. ст. 24.5, 2.9 КоАП), а также при недоказанности административным органом обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение арбитражного суда о признании постановления административного органа о назначении административного наказания незаконным и его отмене тождественно по своему характеру и юридическим последствиям отмене постановления и возвращению материалов дела административному органу (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП), если постановление по делу отменяется в связи с допущенными административным органом существенными процессуальными нарушениями возбуждения и рассмотрения дела, если это не позволило всесторонне, полно и объективно его рассмотреть (см. также п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»). Таким образом, отмена решения административного органа по иным основаниям не тождественна прекращению производства по делу об административном правонарушении, и административный орган, если отсутствуют иные обстоятельства, исключающие производство по делу, вправе устранить допущенные им процессуальные нарушения, повторно рассмотреть дело об административном правонарушении (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.05.2007 N А38-1356-19/178-2006).
Такие же последствия отмены постановления о назначении административного наказания должны наступать в том случае, когда суд удовлетворяет заявление потерпевшего по делу в связи с необходимостью назначения лицу, совершившему правонарушение, более строгого административного наказания.
В тех случаях, когда допущенные административным органом существенные процессуальные нарушения не позволяют установить событие или состав административного правонарушения, т.е. представленные в материалах дела доказательства не подтверждают факт совершения противоправных действий (бездействия), причастность лица к его совершению или вину лица в его совершении, признание решения административного органа незаконным и его отмена влечет за собой прекращение производства по делу и невозможность административного органа продолжить административное преследование. Следовательно, существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, являющиеся основанием для отмены решения административного органа, но не для прекращения производства по делу (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП), могут выражаться прежде всего в том, что в ходе производства по делу нарушены права лица на защиту. Названные процессуальные нарушения сами по себе не свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении является ненадлежащим доказательством по делу или что событие или состав административного правонарушения не доказаны.
Арбитражные суды должны учитывать разницу между существенными процессуальными нарушениями, свидетельствующими о недоказанности события и состава административного правонарушения, т.е. фактически о наличии оснований, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП), и теми существенными процессуальными нарушениями, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело — и хотя резолютивная часть судебного решения в том и в другом случае не будет отличаться, признание решения административного органа незаконным и его отмена по второму основанию, о чем должно быть указано в мотивировочной части судебного решения, не препятствует административному органу осуществлять производство по делу и, устранив нарушения, привлечь лицо в установленном порядке к административной ответственности. К сожалению, на сегодняшний день судебная практика в основном не проводит различия между этими основаниями, полагая, что поскольку арбитражные суды не обладают полномочиями решать вопрос о прекращении производства по делу об административном правонарушении, они не должны каким-либо образом учитывать указанные последствия судебных решений, что не обоснованно и расходится с позициями ВАС РФ, что ярко продемонстрировано в п. п. 9 и 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Решение арбитражного суда о признании постановления административного органа о назначении административного наказания незаконным и его отмене тождественно по своему характеру и юридическим последствиям отмене постановления и направлению дела на рассмотрение по подведомственности (п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП), если арбитражный суд установит, что оспариваемое постановление принято неправомочным органом — при этом материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено (см. п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Правда, ВАС РФ объединил такие основания для отмены постановления по делу, как принятие решения неправомочным органом (должностным лицом) и неправильную квалификацию правонарушения, что не вполне соответствует характеру допущенных нарушений, но, с другой стороны, при подобном подходе неправильная квалификация правонарушения не превращается в основание для освобождения лица от административной ответственности. Указание на то, что материалы дела при этом возвращаются административному органу, свидетельствует о том, что производство по делу может быть продолжено путем устранения допущенного нарушения и повторного вынесения постановления в соответствии с надлежащей квалификацией.
Апелляционная жалоба по административному делу
Данная жалоба может быть подана лицами, которые непосредственно участвовали в деле, а также их представителями. Кроме того, апелляционную жалобу по административным делам вправе подать лица, чьи права были затронуты решением суда, даже если они не являются участниками дела. Апелляционная жалоба по административным делам должна содержать:
- наименование судебного органа, куда она адресована;
- полные данные о заявителе, с указанием ФИО и адреса проживания или местонахождения;
- полные сведения других лиц, принимающих участие в рассмотрении дела, в том числе ФИО или наименование организации, а также адрес проживания или местонахождения;
- наименование судебного органа первой инстанции, рассматривающего дела по существу и вынесшего решение;
- суть принятого судом первой инстанции решения;
- указать требования – в жалобе должно быть подробно описано, с чем именно не согласен заявитель, приведены соответствующие аргументы и доказательства, подтверждающие правомочность его намерений обжаловать приговор; требования в жалобе должны быть четко сформулированы – отменить решение суда, изменить решение суда полностью или в его части, принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение;
Важно! Основания для отмены решения суда установлены статьей 310 КАС РФ, рекомендуем перед составлением жалобы их основательно изучить и выбрать одно соответствующее конкретной ситуации.
- к жалобе обязательно прикладываются доказательства и ходатайства, а также иные документы и материалы, имеющие отношение к делу;
- документ подписывается заявителем либо его представителем (в этом случае к жалобе прикладывается нотариальная доверенность на представителя);
Основания для обжалования решения арбитражного суда
Законодательство установило четкие основания процесса оспаривания решения арбитражного суда в ст. 288 Арбитражно-процессуального кодекса РФ (АПК РФ):
- не выяснены все моменты, касающиеся вопроса;
- расхождение между выводами и обстоятельствами;
- применение закона со стороны суда, который не имеет ничего общего с правоотношениями сторон или наоборот, когда вообще закон остался забытым;
- ваше дело рассмотрено в неправильном составе, судьями, которые вообще не могли быть допущены к делу;
- суд истолковал нормы права по своему субъективному ошибочному мнению, а не так, как должен был;
- суд разрешил вопросы в своем судебном акте в отношении лиц, которые даже не знали у процессе и не были извещены (привлечены) о нем;
- обхождение, нарушение законов процессуального порядка, когда суд не удовлетворил нужное вам ходатайство или не провел необходимую экспертизу.
Могут быть вообще возмутительные судебные ошибки, которые несомненно приведут к отмене решения суда:
- судья не подписала свое решение либо судебный акт подписал другой судья, который не принимал участие в непосредственном его рассмотрении;
- нарушение тайны совещательной комнаты или языка судопроизводства;
- отсутствует протокол судебного заседания либо он просто остался забыт и не подписан.
Кто может обжаловать решение?
В арбитражном порядке могут обжаловать ранее вынесенное решение граждане таких категорий:
- Один из участников процесса – ответчик или истец;
- Заявители или лица, заинтересованные в делах особого производства. Также здесь можно рассмотреть дела по банкротству или иные ситуации, которые предусмотрены современным законом РФ;
- Лица, заявившие требования по предмету спора самостоятельно или не установили никаких требований;
- Граждане, не принимающие участия в разбирательстве. Это люди, по отношению к обязанностям и правам которых суд оформил акт;
- Прокурор, который работает по разбирательствам, установленным Кодексом. При этом он не должен принимать участие в разбирательстве суда первой инстанции;
- Государственные организации, ОМСУ и иные органы, которые уже обратились в арбитраж с грамотно составленным иском.
Пропущены сроки обжалования
Согласно установленным правилам кассационного и апелляционного обжалования, заявления подаются строго в определенный срок. Действовать нужно через суд первого рассмотрения дела.
Если срок отправки апелляции или кассации был пропущен, его можно восстановить через суд!
Главным условием считается подача ходатайства не позднее полугода с даты активации ранее принятого и оформленного судебного акта. Суд рассмотрит заявление об официальном восстановлении ранее пропущенных сроков и примет одно из двух решений:
- Признание оснований для пропуска установленного срока уважительными. Жалоба передается по соответствующей инстанции;
- Если нет уважительных причин для пропуска установленных временных рамок, в принятии заявления и документов будет отказано.
Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
Данные особенности изложены в § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Возбуждение производства по делам об оспаривании решений административных органов. Статья 207 АПК РФ предусматривает следующий порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности: производство возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности возможна в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения (при пропуске срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя); оно подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения (ст. 208 АПК РФ).
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности изложены в ст. 209 АПК РФ.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ.
Восстановление срока на подачу апелляционной жалобы
Бывают случаи, когда обращение не подаётся своевременно по причинам уважительным. Веские доводы дают право восстановить возможность отправки апелляции. К уважительным причинам относятся:
- Тяжёлая болезнь участника судебного разбирательства (для индивидуальных предпринимателей).
- Сложные семейные обстоятельства – невозможность оставить опекаемого родственника в другом регионе при уходе за тяжелобольным и т. д. разбирательства (для индивидуальных предпринимателей).
- Беспомощное состояние – переломы, травмы, психическая нестабильность вследствие потери близких и других трагических случаев, прочие болезни, которые помешали стороне процесса обжаловать решение суда. разбирательства (для индивидуальных предпринимателей).
- Ненадлежащее оповещение о судебном заседании, на котором было принято решение.
- Форс-мажорные ситуации – стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, эвакуация в удалённый регион), а также другие ситуации, которые могут быть отнесены к уважительным обстоятельствам.
Как составить жалобу на решение арбитражного суда?
Кто может подать жалобу в арбитражный суд?
Подать жалобу конечно может любая сторона, которая принимала участие в рассмотрении дела в суде. Кроме, того жалобу могут подать лица, чьи права нарушены принятым решением суда.
Каждая жалоба в арбитражный суд сопровождается пакетом документов, который представляет собой доказательную базу. Как правило, жалоба в арбитражный суд составляется адвокатом, поэтому она соответствует всем установленным законодательством нормам. Если вы решили составлять процессуальный документ самостоятельно, то учтите, что:
- На заявлении должна стоять личная подпись истца или его представителя.
- Принимаются только документы, в которых четко сформулировано требование.
- Такая процедура как подача жалобы в арбитражный суд нуждается в четком обосновании. Обычно оно имеет вид расчетов с нужными комментариями и пояснениями.
- В случае приобщения дополнительных доказательств обязательно укажите, что мешало их приобщению к делу ранее.
- Заявление составляется в необходимом количестве экземпляров согласно привлеченного круга лиц к делу.
- Не забывайте оплатить государственную пошлину. Прием документов осуществляется только после уплаты необходимой суммы пошлины.
Все жалобы, рассматриваемые в арбитражном суде, должны соответствовать установленной форме. В противном случае может быть вынесено постановление об оставлении документов без движения. При этом обязательно предоставляется срок для возможности внесения исправлений.
Сущность кассации и обжалования принятого на этом этапе судебного акта
Работа кассационной системы вызывает недопонимание со стороны многих (если не большинства) участников арбитражных процессов. Многие считают кассацию повторной апелляцией, что является в корне неверным представлением. Кассация не является третьей попыткой состязания в арбитражном суде. Доказательства исследуют только в двух судебных инстанциях: в рамках арбитражного суда первого уровня и второго – апелляционного. Если сомнений в правильности выводов суда нет, кассация бессмысленна.
Точно также, если кассационная жалоба не возымела действия (а отклоняется около 90% кассаций), нужно понять причину отказа. Точное понимание перспектив сэкономит ваше время и деньги.
Участнику экономического спора, проигравшего суд и апелляцию, следует чётко понимать сущность обжалования в первой кассационной инстанции, а затем, если потребуется – и на уровне Верховного суда. Не стоит рассчитывать, что Судебная коллегия по экономическим спорам снова будет рассматривать ваше дело с самого начала, вникая во все подробности ваших взаимоотношений с контрагентами или, скажем, с налоговой службой. Эта инстанция изучает правильность применения законодательных и процессуальных норм и грамотную трактовку законов арбитражными судами предыдущих уровней.
Например, в деле об ущербе, по которому уже принято решение на уровне арбитражного суда первой и второй инстанции, процедура кассации не предполагает изучения обстоятельств, которые привели или не привели к возникновению этого ущерба. Доказательства сторон, экспертизы, подсчёт и обоснование убытков – всё это изучалось на уровне арбитражного суда и в процессе апелляции. После апелляционного рассмотрения судебное решение вступило в силу. Но если судьями были неправильно применены законодательные нормы или допущены процессуальные нарушения, есть смысл запустить кассационную процедуру.
Соответственно, после получения решения в суде, осуществляющем кассацию, обжаловать этот судебный акт можно тоже только в рамках анализа правильной трактовки законов.
Есть ли шансы подавать на кассацию и тем более обжаловать выводы этой инстанции? Учитывая сложность правовых конструкций, которые характерны для арбитражных процессов – смысл есть. Изменения законодательных норм и правовые лакуны, которые до сих пор имеются в отечественном правом поле, затрудняют работу судей. По ряду законодательных актов споры ведутся на уровне Государственной думы – например, по вопросу устранения коррупционных лазеек в тендерном законодательстве.
Как правило, продолжение юридической борьбы на кассационном уровне ведётся по сложным вопросам, связанным с борьбой за серьёзные экономические блага. И без опытного арбитражного адвоката на этот уровень правовых баталий выходить бессмысленно.
Сложность кассационных обжалований заключается в оспаривании толкования судьями правовых норм, а также в поисках нарушений процессуальных моментов со стороны суда. Это работа для опытного юриста, обладающего глубоким знанием законодательства. Но если есть перспективы, если есть зацепки для продолжения борьбы – нужно продолжать юридическое сражение в кассации и даже оспаривать выводы окружного суда. Если шансы есть – нельзя сдаваться!
Возобновление пропущенного срока
Восстановить срок подачи ходатайства можно тогда, когда он был пропущен по причинам, которые не зависели от человека (например, если у него не было данных об обжалуемом постановлении).
Восстановление срока происходит на основании ходатайства. Однако подача ходатайства тоже ограничена сроками, а именно — 6 месяцами со дня оглашения результатов заседания. По прошествии полугода возобновить истекший период подачи ходатайства уже не получится.
Заявитель вправе потребовать восстановить срок, если суд нарушил порядок и сроки опубликования судебного акта. Если лицо, которое собирается обжаловать решение, потратило больше времени по сравнению с просрочкой арбитражного суда, нужно установить, достаточно ли было времени у заявителя, чтобы подготовить все необходимые материалы для подачи жалобы.
Срок апелляционного обжалования
Итак, срок, в течение которого можно подать жалобу, равен одному месяцу. В соответствии с частью 1 ст. 259 АПК РФ это общее правило, из которого есть исключения. К примеру, по некоторым категориям дел существуют сокращенные сроки вступления решений в законную силу и, соответственно, время на обжалование тоже сокращено (оспаривание решения административного органа о привлечении к ответственности, понуждение юрлица созвать собрание – по таким категориям апелляционный срок составит 10 суток).
Если решение арбитражного суда было принято в упрощенном порядке, то 30-дневный срок обжалования сокращается наполовину – не согласившись с исходом дела, можно направить апелляцию в течение 15 дней. При рассмотрении спора в упрощенном порядке судья по заявлению стороны вправе вынести полное мотивированное решение, и в таких случаях действует стандартный 30-дневный срок.
Важно, что исчисление срока обжалования (вне зависимости от его длительности – 10, 15, 30 суток) происходит именно со дня, когда решение было принято. В отличие от обжалования административных постановлений, где срок считается со дня вручения копии правонарушителю, подробнее об этом можно прочесть в нашей публикации.
При этом в период опротестования не засчитываются официальные и праздничные дни. Таким образом, срок апелляционного обжалования арбитражных решений состоит только из рабочих дней.
Пример №2. ИП Кузнецов И.М., не согласившись с решением первой инстанции от 01.04.2019, не успел подать жалобу 30.04.2019, полагая, что с учетом выходных с 1 по 5 мая 2020 он уже пропустил апелляционный срок. Юрист-представитель объяснил Кузнецову, что время на обжалование сохраняется и после «майских» праздников, поскольку в расчет периода для подачи апелляции берутся только рабочие дни в соответствии с производственным календарем.
Уточним, что начало течения срока совпадает с днем, следующим за датой принятого решения. Если дата вынесения 01.04.2019, то начало апелляционного периода для обжалования отсчитывается с 02.04.2019.
Кроме того, следует учесть и особенности принятия жалобы судом. Так, если заявитель сдает лично жалобу в канцелярию суда первой инстанции, датой обжалования будет считаться день сдачи. То есть, если Иванов И.И. сдал в канцелярию жалобу с приложением 30.04.2019, то считается, что в этот день он обжаловал решение. Иной порядок в случае направления жалобы по почте: датой подачи будет считаться дата, проставленная на штемпеле почтового отделения. То есть, если Иванов И.И. сдал на почту конверт с документами 30.04.2019, о чем свидетельствует штемпель, а поступил конверт в арбитражный суд фактически только 06.05.2019, то датой подачи жалобы будет считаться 30.04.2019.
Арбитражное судопроизводство широко использует электронный документооборот. Так, по электронной системе можно направить заявление, ходатайство, уведомление, извещение и т.д., а также апелляционную жалобу. Поступающие от заявителей электронные письма автоматически попадают в закрытую специализированную систему «Мой арбитр». Зафиксированное время поступления считается временем подачи жалобы.
Срок подачи жалобы в арбитражный суд
При подаче жалобы обязательно нужно соблюдать установленные сроки. Главное правило в этом случае: решение можно оспорить до того, как оно вступит в силу. Обычно этот срок составляет 30 дней с момента вынесения вердикта (если точнее, то со следующего дня после опубликования полного текста решения). Однако из общего правила есть исключения: если дело касается наложения штрафа, других санкций или взысканий, а также процедуры банкротства, срок апелляции сокращается до 10 дней. Следует также учитывать, что речь идет о календарных, а не рабочих днях.
Заключение
Если вы не согласны с решением арбитражного суда, его можно обжаловать. Следует учитывать, что существует определенный порядок рассмотрения апелляционной жалобы в арбитражном суде, который включает поиск аргументации, правильное составление текста жалобы, подготовку пакета документов и другие этапы. Чтобы сделать все в соответствии с законодательством, рекомендуется обратиться за помощью к адвокату.
Сроки подачи и рассмотрения
Срок подачи, отведённый на обжалование в административном деле, указан в ст. 30. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Согласно указанной норме, на подготовку и отправление жалобы на постановление об административном правонарушении отводится 10 дней. Точный срок отсчитывается с того времени, как было получено постановление по рассмотрению административного дела.
Если за установленные 10 дней лицо не смогло подать апелляцию, то необходимо подготовить и подать ходатайство о восстановлении срока. Обычно об этом указывают в тексте. Судья удовлетворит ходатайство только в том случае, если в нём будут указаны уважительные причины пропуска срока.
Что касается срока рассмотрения, то апелляционная инстанция должна принять решение по результатам рассмотрения в течение 2 месяцев с момента поступления документа. Срок предусмотрен ст. 30.5 КоАП РФ.
Однако, этот срок считается максимальным, и для разных обстоятельств применяются свои сроки:
- при обжаловании действий должностных лиц в порядке КАС РФ – 2 месяца;
- при обжаловании постановления суда первой инстанции – 1 месяц;
- при обжаловании административного ареста – 1 сутки;
- по делу, в котором было принято решение о приостановке деятельности – 5 суток.