Госпошлина за регистрацию НКО в минюсте
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госпошлина за регистрацию НКО в минюсте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.
Кто вправе и не вправе становиться участником НКО
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО таким категориям юридических или физических лиц:
- иностранные персоны нон грата;
- лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
- объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
- лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
- недееспособные граждане.
Документы, необходимые для регистрации
Бумаги должны быть переданы в Минюст в течение 3 месяцев со дня решения о создании НКО. Перечень документов приведен в таблице (п. 5 ст. 13.1 Закона).
Наименование документа | Число экземпляров/копий |
Заявление | 2 |
Учредительные бумаги | 3 |
Решение о создании | 2 |
Сведения об участниках | 2 |
Квитанция на пошлину | 2 (оригинал/копия) |
Данные об адресе | 1 |
Если название объединения содержит имя человека, символы, относящиеся к интеллектуальной собственности РФ, наименование иной организации, то нужно представить документы на право использования названия. Иные бумаги Минюст не вправе требовать при регистрации объединения.
Отказ в регистрации — по каким причинам
Минюст может отказать в регистрации НКО по основаниям (ст. 23.1 Закона):
- Поданные документы идут вразрез с Конституцией и законами РФ;
- Существует объединение с аналогичным наименованием;
- Название является оскорбительным по отношению к нравственности, национальности, религии граждан;
- Представлен неполный пакет документов;
- Учредитель НКО не вправе занимать данную должность по закону;
- Решение о реорганизации, изменении учредительных бумаг принимало неуполномоченное на то лицо;
- Установлена недостоверность представленной информации;
- Заявитель не исправил ошибки, из-за которых регистрация ранее была приостановлена.
Этапы создания некоммерческой организации
Порядок учреждения НКО отличается от регистрации коммерческой фирмы или ИП. Отличий много. Требуется соблюсти юридические процедуры, подготовить проекты документов, провести заседания. Но по сути, пошаговая инструкция по открытию некоммерческой организации 2020 состоит всего из четырех этапов.
Этап № 1. Подготовка.
На подготовительном этапе учредителям некоммерческой организации придется выполнить следующие действия:
- Согласовать со всеми участниками, создателями и учредителями порядок создания нового экономического субъекта.
- Определить порядок функционирования предприятия.
- Обозначить место нахождения учреждения и получить официальное заверение, что создаваемая НКО вправе вести деятельность и находиться по этому адресу.
- Подготовить проекты документов, обязательных для регистрации экономического субъекта.
Этап № 2. Обсуждения.
Второй этап предполагает организованную встречу участников, создателей и учредителей будущего юридического лица. Собрание или заседание участников проводится с целью решения следующих вопросов:
- принять коллегиальное решение об учреждении НКО;
- утвердить уставную и прочую учредительную документацию;
- закрепить органы управления (дирекцию) компании;
- утвердить распоряжение о регистрации юрлица;
- оформить протокол собрания в установленном порядке.
Этап № 3. Регистрация.
На третьем этапе пошаговая инструкция открытия НКО предусматривает регистрацию юридического лица в государственных ведомствах. Для этого необходимо:
- заполнить заявление по установленному образцу (форма Р11001);
- уплатить государственную пошлину (ст. 333.33 НК РФ);
- подать заявление в Министерство юстиции РФ по месту нахождения создаваемого юрлица.
Услуги по регистрации НКО (некоммерческой организации) под ключ
- Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации НКО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
- Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации НКО.
- Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией НКО.
- Постановка НКО на налоговый учет.
- Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации НКО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
- Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
- Изготовление печати.
Шаг 4. Принятие решения
После поступления документов и их регистрации уполномоченный орган рассматривает представленный пакет и по итогам выносит решение в виде распоряжения (один из вариантов):
- о регистрации организации;
- приостановлении регистрации некоммерческой организации (не более чем на 3 месяца);
- продлении срока рассмотрения предложенных документов до 6 месяцев (для религиозных организаций);
- оставлении заявления без рассмотрения (для религиозных организаций);
- отказе в регистрации.
Для принятия решения уполномоченному органу дается определенный срок, отсчитываемый с момента регистрации документов:
- 29 дней — по общественному объединению и религиозной организации;
- 21 день — по политической партии;
- 13 рабочих дней — по остальным некоммерческим компаниям.
Компания Verbatim выражает благодарность «РосКо – Консалтинг и аудит» за плодотворное и успешное сотрудничество.
Мы начали взаимодействие 9 сентября 2014 и продолжаем его по сей день. Оказывая нам всестороннюю юридическую поддержку, компания «РосКо» выполняет свои контрактные обязательства с высочайшим качеством и точно в срок. Специалисты «РосКо» отличаются своей компетентностью и внимательным отношением к клиенту.
«РосКо» ведет дела честно и крайне ответственно: сотрудники всегда находятся на связи, оперативно решают поступающие вопросы, предотвращают возникновение нежелательных и обременительных ситуаций.
Мы выражаем надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество и рады порекомендовать «РосКо – Консалтинг и аудит» всем компаниям, нуждающимся в партнере в правовой сфере, в том числе, в качестве верного помощника при взаимодействии с государственными органами в рамках административных процедур.
Глава представительства Габриелла Качина.
Настоящим письмом компания ООО «ДЕКОРАЛ» сообщает, что за время сотрудничества с ООО «RosCo – Консалтинг и Аудит» данная компания успела зарекомендовать себя как профессиональный и надежный партнер. Отличительной чертой работы ООО «RosCo – Консалтинг и Аудит» является оперативность и высокая организованность сотрудников организации, готовность быстро реагировать на обстоятельства.
В течение всего периода совместной работы компания показала способность ответственно подходить к поставленным задачам, решать возникающие вопросы своевременно и оперативно, справляться с работой любого объема и сложности. Сотрудники компании ООО «RosCo – Консалтинг и Аудит» профессионально, четко и грамотно организовывают свою деятельность.
Исходя из вышесказанного, компания ООО «ДЕКОРАЛ» хотела бы отметить высокий потенциал компании ООО «RosCo – Консалтинг и Аудит», нацеленность на дальнейшее успешное развитие и процветание деловых отношений.
Генеральный директор ООО «ДЕКОРАЛ» Ширам Хюсейин Джем.
Как регламентируется процедура регистрации
Государственную регистрацию НКО координируют несколько правовых источников:
- Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) определяет общие постулаты о регистрации юридических лиц;
- закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — Закон об НКО) отражает особенности процедуры регистрации некоммерческих предприятий;
- закон «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ) раскрывает порядок процесса регистрации НКО в налоговых регистрирующих органах;
- приказ Минюста России «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации…» от 30.12.2011 № 455 включает в себя нормы о той части процедуры регистрации, которая проходит в Минюсте;
- приказ ФНС России «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (далее — приказ № ММВ-7) описывает порядок составления документов, подаваемых на регистрацию.
Шаг 2. Собираем документацию
Пакет состоит из следующих документов:
- заявления;
- учредительных документов в 3 экземплярах, 2 из которых прошиваются и заверяются подписью заявителя или нотариуса;
- решения об учреждении организации;
- документа об уплате госпошлины (4000 руб. — за регистрацию всех юридических лиц, кроме политических партий и обществ инвалидов; 3500 руб. — за регистрацию политической партии; 1400 руб. — за регистрацию обществ инвалидов);
- выписки из реестра или иного документа на иностранное юридическое лицо, если таковое будет учредителем НКО;
- заявления о включении НКО в реестр иностранных агентов по бланку, утвержденному приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 (если имеются основания для включения в такой реестр).
Шаг 3. Подача документов НКО
Собранный пакет документов подается в Минюст. Согласно п. 1 Регламента, в центральный аппарат Минюста для регистрации должны обращаться:
- политические партии;
- общероссийские общественные объединения;
- централизованные (имеющие сеть на территории нескольких субъектов) религиозные организации и их учреждения.
Остальные НКО передают заявление в территориальные органы.
Заявителем может быть:
- руководитель;
- учредитель;
- иное уполномоченное в специальном порядке лицо.
Сотрудникам Минюста и его территориальных органов запрещено отказывать заявителям в приеме документов.
Пакет может быть передан:
- посредством личного обращения заявителя;
- ценным письмом с описью вложения;
- через интернет-ресурсы.
Причины доверить процесс специалистам
Как уже упоминалось ранее, процедуру могут проводить специализированные компании. Для пользования их услугами существуют следующие причины:
- сбор всей необходимой документации производится быстро;
- сведения проверяются на достоверность и отсутствие ошибок специалистом;
- клиенту не придется участвовать в процедуре;
- процесс выполняется без задержек в предварительно оговоренные сроки;
- физическое лицо имеет большую вероятность принятия положительного решения регистрирующими органами;
- после прохождения процедуры все разрешающие документы будут получены быстро;
- невысокая стоимость.
Однако стоит внимательно подбирать компанию, в которую вы собираетесь обратиться. Она должна иметь соответствующие документы и хорошую репутацию. В противном случае процедура оформления может затянуться надолго, или вовсе будет получен отказ.
Государственная регистрация некоммерческих организаций
Если регистрирующий орган не выявит оснований для отказа в регистрации, то он принимает решение о госрегистрации и направляет в ФНС документы для внесения записи в ЕГРЮЛ.
По окончании регистрации НКО вам выдадут:
Процедура открытия некоммерческой организации (далее – НКО) в отличие от коммерческой находится в ведении Министерства юстиции РФ (пп. 30.7 п. 7 Положения о Минюсте Российской Федерации, которые утверждены Указом президента РФ № 1313).
Регистрация НКО осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Таким образом, с документами на оформление некоммерческой организации нужно обращаться в территориальный орган Минюста. После получения документов специалист регистрирующего органа выдает расписку заявителю. Далее передаются бумаги в отдел документационного обеспечения Управления для регистрации, а потом для рассмотрения в соответствии с законодательством РФ. Если с документами все в порядке, то они после этого передаются в Федеральную налоговую службу для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Открытие некоммерческой организации условно можно разделить на два этапа:
- Принимается решение учредителями о создании НКО и утверждении Устава.
- Осуществляется регистрация юридического лица. Так, нужно представить документы в регистрирующий орган.
При открытии некоммерческой организации нужно руководствоваться Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, учредителями НКО могут быть дееспособные лица или юридические лица. Процедура открытия состоит из определенных шагов.
Шаг 1. Определение видов деятельности в соответствии с целями открытия некоммерческой организации и законами РФ.
Шаг 2. Выбор юридического адреса для регистрации НКО.
Шаг 3. Выбор наименования в соответствии с формой и направлением деятельности НКО.
Шаг 4. Составление Устава с указанием в нем информации о наименовании, адресе, учредителях, их правах и обязанностях, а также иных сведениях.
Шаг 5. Заполнение заявления по форме Р11001. Образец заполнения документа можно скачать на нашем сайте.
Шаг 6. Уплата государственной пошлины. Размер госпошлины зависит от того, какой формы некоммерческая организация создается.
Шаг 7. Подготовка документов, необходимых для открытия НКО в соответствии с перечнем, указанным в Законе № 7-ФЗ.
Шаг 8. Подача документов в Минюст одним из способов:
- в электронном виде через портал государственных услуг;
- электронную подачу документов может осуществить нотариус;
- бумаги можно направить почтой ценным письмом с описью вложения (они должны быть удостоверены нотариусом);
- личное обращение учредителя, иного лица на основании доверенности в территориальные органы или центральный аппарат Минюста РФ в зависимости от территориальной сферы деятельности создаваемой некоммерческой организации.
Шаг 9. Получение свидетельства о государственной регистрации НКО в случае успешного прохождения процедуры. Если будет получен отказ, то нужно обращаться повторно на регистрацию, снова уплачивать госпошлину.
Шаг 10. Обращение в фонды.
Шаг 10. Изготовление печати.
Шаг 11. Открытие расчетного счета для некоммерческой организации.
Государственная регистрация некоммерческих организаций в Министерстве юстиции РФ осуществляется на основании документов, перечень которых установлен действующим законодательством РФ:
- заявление по форме № Р11001, подписанное заявителем;
- учредительные документы НКО (в 3 экземплярах);
- решение об открытии НКО и утверждении учредительных документов (в 2 экземплярах);
- квитанция об уплате государственной пошлины.
Законами об отдельных видах некоммерческих организаций может быть предусмотрено представление дополнительных документов на регистрацию. Например, разрешение на использование в наименовании НКО имени гражданина, названия другого юридического лица, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, если такое используется.
Регистрация НКО (Некоммерческая организация)
По законодательству РФ название НКО должно содержать ссылку на правовую модель и вид деятельности. Главным является соответствие формы НКО и направления деятельности. Правильное указание этих данных влияет на положительное решение о постановке объединения на учет.
Данный документ должен содержать следующие сведения:
- Наименование НКО;
- Местонахождение;
- Управляющую структуру;
- Порядок вступления и выхода учредителей;
- О филиалах;
- Источники образования имущества и распоряжение им;
- Порядок внесения поправок в учредительные бумаги;
- Обстоятельства реорганизации и закрытия;
- Схему созыва и проведения собраний участников;
- Иную информацию.
В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:
- Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
- Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
- Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
- Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
- Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
- Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
- Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
- Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
- Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
- Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
- Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.
Общественная организация — это добровольное объединение граждан для реализации своих интересов и защиты прав. От прочих юрлиц ее отличают виды деятельности и источники формирования имущества. Им не разрешено вести предпринимательскую деятельность (заниматься ею они вправе только для решения уставных задач), поэтому все они являются некоммерческими организациями, или НКО.
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО следующим категориям юридических или физических лиц:
- Иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ.
- Физические и юридические лица, которые не соответствуют требованиям федеральных законов, определяющих положение, порядок создания, деятельности, организации и ликвидации НКО.
- Лица, включенные в перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем».
- Общественные и религиозные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
- Физические лица, которые в судебном порядке осуждены за экстремистскую деятельности.
После получения сообщения от ФНС о внесении НКО в ЕГРЮЛ Минюст или его территориальные органы завершают регистрацию организации. В течение 3 дней сведения об НКО вносят в ведомственный реестр некоммерческих организаций и готовят для выдачи заявителю свидетельство о регистрации НКО и пакет учредительных документов, заверенных руководителем регистрирующего органа.
Представителю НКО выдается свидетельство о регистрации, заверенные учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на налоговый учет.
Общая продолжительность государственной регистрации НКО, с учетов внесения сведений в реестры и с постановкой на налоговый учет, удлиняется на 8 рабочих дней по сравнению со сроком принятия решения Минюстом.
Для регистрации НКО необходимо подготовить следующие документы:
- заявление;
- учредительные документы в 3 экземплярах (копии должны быть заверены нотариусом);
- решение общего собрания учредителей о создании НКО и об утверждении учредительных документов;
- сведения об учредителях;
- чек оплаты госпошлины;
- сведения о месте нахождения постоянно действующего органа НКО, по которому организацию можно найти;
- документы, подтверждающие право на использование в наименовании НКО имени или символа, попадающих под защиту интеллектуальной собственности (при необходимости);
- выписка из реестра иностранных юрлиц или другой подтверждающий статус документ (если учредитель – иностранное лицо);
- программа политической партии и ее текст в машиночитаемом виде (при создании политической партии);
- экземпляр печатного СМИ, где указана дата и время проведения съезда политической партии (при создании политической партии);
- заверенные уполномоченными лицами копии протоколов конференций или собраний партии, проведенных не менее чем в половине субъектов РФ (при создании политической партии);
- уставы не менее 3 местных религиозных организаций, входящих в состав централизованной религиозной организации (при создании централизованной религиозной организации);
- заявление о включении НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранных агентов (при необходимости).
Все документы, кроме учредительных и тех, что подаются в электронном виде, предоставляются в 2 экземплярах. Один из них – подлинник.
Для регистрации отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций требуется тот же перечень документов, однако он предоставляется на национальном языке с переводом на русский язык.
Требования к уставу НКО
Начинать необходимо с устава НКО, поскольку это самый главный документ для НКО, регулирующий ее деятельность.
Требования к уставу НКО определены в ст. 14 ФЗ 7 «О НКО», однако нужно учитывать, что для каждой организационно-правовой формы НКО и разного направления деятельности может существовать дополнительные условия, которые содержатся либо в отдельных статьях ГК РФ, либо в специальных законах, например: ФЗ № 135 “О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)”, ФЗ № 82 «Об общественных объединениях», ФЗ № 329 “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, ФЗ № 273 “Об образовании в Российской Федерации”, ФЗ № 63 “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, ФЗ № 54 “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”, ФЗ 181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, ФЗ № 5 “О ветеранах”, ФЗ № 100 “О добровольной пожарной охране” и это только часть законов, которые регулирует социальную сферу, предназначенную для НКО.