Порядок прохождения техосмотра в Беларуси в 2023 году для физических лиц
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок прохождения техосмотра в Беларуси в 2023 году для физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Диагностическая карта, выданная станцией на которой проводился техосмотр, является подтверждением факта выполнения этой станцией контрольно-диагностических работ и при наличии в указанной карте соответствующей отметки – основанием для выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Прохождение техосмотра после регистрации авто в ГАИ
После государственной регистрации транспортного средства (постановки авто на учет) в ГАИ, во избежание уплаты штрафа за участие в дорожном движении без техосмотра, не позднее 10 дней вам необходимо обратиться на любую диагностическую станцию не зависимо от места прописки. В каталоге организаций «Автопортала» вы найдете время работы, телефоны и адреса диагностических станций Гостехосмотра, где можно пройти техосмотр в вашем регионе.
При покупке машины с действующим техосмотром можно перенести отметку техосмотра.
«Как перенести отметку о прохождении техосмотра при смене владельца», читайте в статье по ссылке.
Тормозная система, внешние световые приборы
Ужесточились требования, предъявляемые к тормозным системам и внешним световым приборам. Так, относительная разность тормозных сил колес не должна превышать 25% для осей с барабанными колесными тормозными механизмами и 20% — с дисковыми (раньше можно было пройти техосмотр при показателе в 30%). Нормативный показатель удельной тормозной силы стояночной тормозной системы формируется не как фиксированная величина, которую ранее применяли диагностические станции, а как расчетная.
В фарах ближнего света проверяется его сила (в том числе в световой части светового пучка), дальнего — максимальная его сила. Что касается фар ближнего света и противотуманных фар, то к их регулировке теперь применяются более мягкие требования. Как и прежде, остаются под запретом пленочные и другие покрытия на поверхности стекол.
Если раньше при прохождении гостехосмотра в сертификате на допуск ТС к участию в дорожном движении указывался только месяц, то теперь ставится конкретная дата, до которой действителен этот документ. Например, если автомобиль прошел техосмотр 10 марта 2022 года, а ему больше десяти лет, то он мог прибыть на эту процедуру и 31 марта следующего года. В настоящее время в разрешении указывается последний день прохождения будущей процедуры техосмотра (то есть до 10 марта 2023 года).
Частота прохождения техосмотра зависит от типа автомобиля (легкового, грузового и т. п.), года выпуска, а также от назначения (например, для перевозки пассажиров). Раз в полгода должны проходить техосмотр легковые автомобили, автобусы и другие ТС, которые используются для перевозок пассажиров. Раз в год — легковушки, выпущенные десять и более лет назад, а также грузовики, тягачи и седельные тягачи, специальные легковые авто.
Срок прохождения техосмотра
Если раньше при прохождении гостехосмотра в сертификате на допуск ТС к участию в дорожном движении указывался только месяц, то теперь ставится конкретная дата, до которой действителен этот документ. Например, если автомобиль прошел техосмотр 10 марта 2022 года, а ему больше десяти лет, то он мог прибыть на эту процедуру и 31 марта следующего года. В настоящее время в разрешении указывается последний день прохождения будущей процедуры техосмотра (то есть до 10 марта 2023 года).
Частота прохождения техосмотра зависит от типа автомобиля (легкового, грузового и т. п.), года выпуска, а также от назначения (например, для перевозки пассажиров). Раз в полгода должны проходить техосмотр легковые автомобили, автобусы и другие ТС, которые используются для перевозок пассажиров. Раз в год — легковушки, выпущенные десять и более лет назад, а также грузовики, тягачи и седельные тягачи, специальные легковые авто.
Периодичность прохождения
К новым автомобилям отношение лояльное – их владельцам нужно исправно оплачивать транспортный налог, на станции проходить диагностику не требуется, но придется продемонстрировать оснащенность транспортного средства – огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки. Если у машины сменился собственник, а срок до нового прохождения еще весомый, можно перенести отметку в собственные документы, но за это взимается отдельная плата, которая меньше, чем оплата техосмотра.
- более, чем 10-летний возраст ТС, с массой менее 750 кг – техосмотр проходится раз в два года, это касается не только легкового автомобиля, но и прицепов, мотоциклов, прочей мототехники;
- если масса транспортного средства больше 750 кг, а возраст превышает десятилетие, то ежегодного прохождения ТО избежать не удастся
Какие изменения вступили в силу: дорожный налог с 1 января 2021 и отмена привязки к пошлине
Теперь техосмотр отвязан от уплаты государственной пошлины
Если в прошлом году, чтобы пройти техосмотр, нужно было сначала заплатить пошлину, то теперь оплачивается только техосмотр.
Сам техосмотр стоит чуть больше 20 рублей. В стоимость входит обслуживание со стороны станции и цена сертификата о прохождении – 0,3 базовые. Если вы хотите проверить авто перед ТО то это вы сможете сделать у нас.
Снизились ставки налога по сравнению с пошлиной
Теперь налог рассчитывается исходя из массы транспортного средства:
Вид транспортного средства/вес |
Размер налога |
Менее полутора тонн |
61 BYN |
1,5-1,75 тонн |
81 BYN |
1,75-2 тонны |
102 BYN |
2-2,25 тонн |
122 BYN |
2,25-2,5 тонны |
142 BYN |
2,5-3 тонны |
162 BYN |
3 тонны и более |
223 BYN |
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Перенос информации на новый бланк разрешения
Перенос информации, содержащейся в действующем разрешении, на новый бланк без прохождения техосмотра осуществляется в следующих случаях:
- замена регистрационного знака автомобиля (в том числе при смене его собственника);
- утеря разрешения;
- повреждение разрешения.
В этих случаях можно обратиться на любую диагностическую станцию, имеющую разрешение Минтранса, независимо от места государственной регистрации автомобиля.
Перенос информации на новый бланк разрешения осуществляется сотрудником УП «Белтехосмотр» на основании публичного договора по заявлению владельца (его представителя) автомобиля.
Справочно:
Текст договора, а также бланки заявлений для физических и юридических лиц размещены на интернет-сайте УП «Белтехосмотр».
Вместе с заявлением необходимо также представить следующие документы (пп. 3.6 п. 3 публичного договора):
- документ, удостоверяющий личность (для физлица);
- свидетельство о регистрации;
- разрешение (кроме случаев утери);
- документ об оплате.
Кому нужно проходить ТО в 2023 году
Эту сферу автомобильной жизни регулирует Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств» №170-ФЗ, принятый еще в 2011 году. Он регулярно дополняется и видоизменяется, а последняя редакция и вовсе облегчила жизнь подавляющему большинству водителей. В ней сказано, что те, кто использует легковые машины и мотоциклы исключительно в личных целях, не обязаны посещать пункты ТО и оформлять диагностические карты. Это значит, что ни при оформлении очередного полиса, ни при рядовой проверке документов дополнительно подтверждать исправность автомобиля и его соответствие всем нормативам не придется, если, конечно, его конструкция осталась без изменений. Важно понимать, что это касается только физических лиц, предпринимателям и компаниям такого послабления не дали.
Что будут проверять на ТО в 2023 году
Сейчас список проверок насчитывает 55 пунктов. Этот перечень утвержден до 1 марта 2027 года, так что в ближайшее время вряд ли претерпит изменения.
В первую очередь внимание уделят тормозам. Проверят:
- их эффективность;
- равномерность срабатывания механизмов;
- работоспособность пневматической тормозной системы при экстренном торможении (в автопоездах);
- отсутствие утечек воздуха из тормозных камер;
- отсутствие утечек тормозной жидкости из системы;
- целостность привода;
- исправность стояночного тормоза и систем контроля состояния тормозов;
- целостность шлангов;
- корректность размещения пневматических шлангов тормозной системы (в автопоездах).
Следом изучат рулевое управление:
- корректность работы усилителя (при его наличии);
- отсутствие самопроизвольных «подруливаний»;
- суммарные значения люфта — они должны быть в пределах нормы;
- наличие всех запчастей и крепежа рулевой колонки;
- отсутствие следов повреждений на рулевом механизме и его общую работоспособность;
- отсутствие «стопоров», мешающих полноценному повороту руля.
Затем настанет черед оптики:
- все приборы должны соответствовать стандартам;
- стоп-сигналы должны быть исправны;
- угол светового пучка должен вписываться в установленные нормы;
- лампы должны соответствовать штатным по типу, цвету, форме, размеру и расположению.
Для стеклоочистителей и стеклоомывателя предусмотрен всего один пункт:
- если система устанавливается на заводе (покажите-ка хоть одну машину без нее), она должна быть на месте и работать.
А вот для колес есть целых пять критериев:
- достаточная глубина рисунка протектора;
- общая пригодность шин к эксплуатации;
- комплектность болтов крепления — ни одно отверстие на ступице не должно остаться пустым;
- на дисках не должно быть трещин, вмятин и других дефектов, влияющих на эксплуатационные характеристики;
- установленные на автомобиль шины должны не только подходить ему, но и соответствовать всем требованиям.
Не обойдут вниманием и двигатель:
- его выхлоп проверят на токсичность и соответствие заявленному экологическому классу;
- саму конструкцию — на герметичность. Масло не должно вытекать каплями, а выпуск — подтравливать;
- запорные устройства в системе подачи горючего — на исправность;
- если ТС оснащено ГБО, оно должно быть сертифицировано и, само собой, исправно.
Все остальные пункты уже не разбивали на категории, так что в чек-листе они находятся в категории «Прочее»:
- зеркала должны быть установлены там, где предполагается изготовителем;
- передняя полусфера должна быть прозрачной и не выбиваться из общих требований законодательства;
- в один пункт попали замки и устройства обдува;
- аварийные выключатели дверей и навигацию к ним будут тестировать там, где она предусмотрена;
- клаксон должен гудеть;
- сцепные устройства должны надежно выполнять свою функцию;
- ремни безопасности, если они были установлены на заводе, должны работать в штатном режиме;
- все, что может нанести травму в случае экстренного торможения или маневрирования, должно быть надежно зафиксировано. Это относится к пассажирскому транспорту;
- также проверят работоспособность регулировки сидений;
- брызговики и подкрылки должны располагаться на «штатных» местах;
- все механизмы подъема, опускания и им подобные (автоматическая подача запасного колеса, лебедка и пр.) должны быть исправны;
- «тревожная кнопка» при необходимости действительно должна обеспокоиться и дать возможность вызвать МЧС;
- все специальные требования, предъявляемые к специфически оборудованному транспорту, должны быть выполнены.
Почему на техосмотр начали менять цены
Вмешательство со стороны в ФАС в ценообразование при установке цен на прохождение техосмотра произошло после многочисленных жалоб операторов. Последние несколько лет, они настаивали, что при текущих тарифах оказывать госуслугу им невыгодно и требовали дать им возможность эти цены поднять. Дело в том, что менять цены самостоятельно операторы права не имеют: тарифы на госуслугу в каждом субъекте устанавливают региональные власти. К примеру, в Москве это 720 руб., в Ленинградской области — 940 руб., в Краснодарском крае — 651 руб.
Очередным поводом для изменения цен стала реформа системы техосмотра. Так, в конце 2021 года обязательное оформление диагностических карт для частных собственников легковых автомобилей практически упразднили, за исключением нескольких случаев, включая перерегистрацию автомобиля старше четырех лет на нового собственника. Тогда операторы в очередной раз заявили, что цены надо повышать минимум до уровня стоимости нормо-часа на услуги СТО в регионе. В Москве это, к примеру, около 2,5–3 тыс. руб.
Срок действия техосмотра в Беларуси на 2020 год
Вспомните дату — когда было последнее прохождение техосмотра? После нее должно пройти:
- 6 месяцев — если у вас автобус или другое автосредство для пассажирских перевозок, где больше чем 8 сидячих мест, кроме водительского, легковое авто для коммерческих перевозок людей, ТС для транспортировки опасного груза;
- 12 месяцев — если вы водитель грузовика, тягача, седельного тягача, прицепа, легковой машины, выпущенного более десяти лет назад, специальной легковой машины, любого ТС с неизвестным годом выхода;
- 24 месяца — если вы ездите на легковом авто или прицепе, выпущенных менее десяти лет назад (год выпуска включительно), квадроцикле, мотоцикле или мопеде.
Сколько стоит техосмотр машины в 2023 году
Стоимость ТО автомобиля устанавливается каждым оператором технического осмотра самостоятельно, но органы власти ограничивают максимальную цену на услуги. Верхнюю планку рассчитывает каждый регион РФ по методике Федеральной службы по тарифам.
Примерные цены операторов на разные виды транспорта указаны в таблице.
Категория транспорта | Стоимость ТО автомобиля, руб. |
---|---|
Легковые автомобили | |
М1 – с количеством мест для сидения (без водителя) Автобусы, троллейбусы и др. пассажирский транспорт | |
М2 – с количеством мест > 8 и максимальной разрешенной массой не больше 5 тонн | 1250 |
М3 – с количеством мест > 8 и максимальной массой > 5 тонн | 1500 |
Грузовые автомобили | |
N1 – максимальная масса не больше 3,5 тонн | 750 |
N2 – максимальная масса > 3,5 тонн, не больше 12 тонн | 1500 |
N3 – максимальная масса > 12 тонн | 1600 |
Как видно из таблицы, цена ТО на грузовую машину или автобус выше стоимости техосмотра легкового автомобиля.
Популярные вопросы про новый техосмотр
Если машина есть, но она не используется, нужно ли платить?
Налог обязаны уплачивать все фактические владельцы автомобилей, зарегистрированных в ГАИ даже если машина не используется, не на ходу, не работает. Если авто не используется или по каким-либо причинам не может использоваться, лучше снять его с учета.
Если техосмотр не был пройден в 2020, сколько платить в 2021?
Если госпошлина до 01.01.2021 года не была оплачена, нужно будет уплатить налог в соответствии с установленными ставками (смотрите таблицу выше). При этом, не позднее 15.12. 2021 нужно будет внести аванс в размере 1-й базовой величины.
Что если техосмотр пройден в 2020 году и, соответственно, пошлина оплачена?
В таком случае, оплачивать налог в 2021 году не придется. Извещение от налогового органа придет в конце 2022 года или 2023, в зависимости от того, на какой срок было выдано разрешение.
Изменился ли перечень аптечки?
Нет, не изменился. Перечень можно посмотреть в статье по ссылке.
Техосмотр: внимание на новые правила
- перетяжка мягкой мебели
- ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
- полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
- реставрация и восстановление деревянных конструкций,
- изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
- работа со сложными моделями мебели.
Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49
Сайт: ditman.kraj.by
Изменения в законодательство об ОСАГО внесены новым законом от 02.07.2021 № 343-ФЗ.
Согласно документу, из ст. 16 закона № 196-ФЗ исключено упоминание о том, что полис ОСАГО выдается только после прохождения техосмотра. А из ст. 15 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» исключена обязанность предъявлять страховой компании диагностическую карту. Ранее это требовалось сделать перед заключением договора страхования.
Следовательно, с автовладельцев:
- не снимается обязанность по прохождению техосмотра в принципе;
- снимается обязанность предъявлять результаты техосмотра при покупке полиса ОСАГО.
То есть два этих момента не стоит путать. То, что купить полис ОСАГО теперь можно будет без техосмотра, не отменяет обязанности по его прохождению.
У владельцев авто в связи с введенным новшеством возникает закономерный вопрос: не сможет ли страховая при возникновении страхового случая (ДТП) взыскать ущерб с владельца в регрессном порядке, если авто не проходило техосмотр?
По закону такое действительно возможно. Но есть ряд нюансов.
Так, предъявить регрессное требование страховая сможет только виновнику ДТП, а не всем его участникам (подп. «и» п. 1 ст. 14 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ с изменениями от 01.03.2021). Согласно данному подпункту, к страховой, возместившей ущерб, переходит право требования к лицу, причинившему вред, в случае если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты.
То есть сначала страховая возмещает ущерб участникам ДТП, а потом в судебном порядке может взыскать потраченные деньги с виновника. Но и здесь страховая должна будет доказать, что причиной ДТП стала именно техническая неисправность автомобиля, а не нарушение ПДД.
Для покупки полиса ОСАГО с 22.08.2021 больше не требуется диагностическая карта. Однако это не отменяет необходимости проходить техосмотр авто в установленные сроки. Отсутствие диагностической карты не влияет на получение страховой выплаты в случае ДТП. Право регрессного требования у страховых компаний имеется только к виновникам ДТП и только в случае, если оно связано с технической неисправностью авто.
О порядке расчета и транспортного уплаты налога узнайте из нашей рубрики «Транспортный налог».
С 1 марта 2021 года МВД сможет аннулировать диагностические карты технического осмотра автомобилей, если внесенные сведения о будут недостоверны.
- Ответственность за непредоставление актуальных данных в ЕАИСТО будут нести операторы техосмотра. За выдачу карты без прохождения автомобилем технического осмотра операторам грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
- Водители, купившие диагностическую карту, которая не проходит по системе ЕАИСТО, будут оштрафованы на 2000 рублей.
Также с 1 марта 2021 года автовладельцы могут получить диагностические карты ТО в электронном виде. Карта будет оформляться всё в той же системе ЕАИСТО и храниться не менее пяти лет. Дополнительно оплачивать электронную версию диагностической карты автолюбителям не нужно.
Введение новых правил вовсе не сигнализирует о полном отказе от бумажных диагностических карт. При желании автовладелец имеет полное право получить у оператора технического осмотра бумажную версию диагностической карты. Она должна быть заверена подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.
Таким образом менять бумажную диагностическую карту на электронную не нужно. Оба формата являются действительными.