Невыясненный платеж (с 1 декабря уточняем по-новому в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Невыясненный платеж (с 1 декабря уточняем по-новому в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того, чтобы уточнить налоговый платеж, воспользоваться нужно правилами статьи 45 НК РФ. Правила указанной статьи устанавливают порядок уточнения, если организация или ИП обнаружили ошибку в платежке по перечислению налога, которая не привела к неперечислению налога в бюджет. В этом случае налогоплательщик может написать в налоговую заявление, указав свою ошибку и приложить к нему документы, которые подтверждают уплату налога. Кроме того, в заявлении налогоплательщик просит уточнить перечисленный платеж, а именно, его основание, принадлежность, налоговый период, либо статус плательщика.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Итоговая шпаргалка (пямятка)
Поле | Платежка по ЕНП | Платежка вместо уведомления о начислениях | Платежки не на ЕНС |
Плательщик (поле 8) | Краткое наименование организации или обособленного подразделения; Ф.И.О предпринимателя |
||
КПП плательщика (поле 102) | У российских организаций – «0», но допустимо указать КПП плательщика. У ИП – «0» | КПП, присвоенный инспекцией, куда организация платит налоги, сборы или взносы. У ИП – «0» | |
Статус плательщика (поле 101) | 01 | 02 | 01 |
КБК (поле 104) | КБК ЕНП – 18201061201010000510 | КБК налога, сбора или взносов | КБК налога или сбора |
ОКТМО (поле 105) | 0, но допустимо указать ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | |
Основание платежа (поле 106) | |||
Налоговый период (поле 107) | Период, за который перечисляете налог или взносы | ||
Номер документа-основания платежа (поле 108) | |||
Дата документа-основания платежа (поле 109) |
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Изменения в начислении пеней
Из-за новых правил меняется и порядок начисления неустойки по налогам, то есть пеней. Теперь они считаются от общей суммы отрицательного сальдо ЕНС, а не по каждому платежу отдельно.
Пени по-прежнему начисляются за каждый календарный день просрочки. Первый день их расчёта — следующий за окончанием срока уплаты. Поскольку большинство налогов нужно платить до 28 числа, то пени пойдут с 29 числа. Последний день, за который они будут начислены, — день уплаты недоимки.
Общая формула расчёта пеней в 2023 году такова:
- Сумма недоимки × Ставка ЦБ РФ / 300 × Количество дней просрочки, включая день её уплаты
Ставка пени в 2023 году для ИП и организаций одинакова — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. В этом году для юридических лиц действует послабление: ставка уменьшена в качестве меры господдержки. Но с 2024 года будет так: если организация не платила налог более 30 дней, то с 31 дня пени начисляются по ставке 1/150 ставки ЦБ РФ.
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ С 1 ЯНВАРЯ 2023 Г.
Порядок заполнения Уведомления закреплен приказом ФНС России от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@.
Уведомление предоставляется по налогам, страховым взносам, срок предоставления декларации/расчета по которым позже, чем срок уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (приложение 1 «Сроки представления уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов» к настоящей Памятке).
Уведомление содержит данные по плательщику в целом, а именно:
— по всем обособленным подразделениям (филиалам) плательщика в разрезе КПП;
— КБК обязанностей по налогам, страховым взносам, подлежащих уплате;
— код территории муниципального образования бюджетополучателя (ОКТМО);
— сумму обязательства;
— отчетный (налоговый) период;
— месяц (квартал)
— отчетный год.
Выбор периода (срока уплаты) обязанности в Уведомлении и отчетный (налоговый) период заполняется на основании данных граф 9,10, 11 приложения 1 к настоящей Памятке.
При этом:
— по налогу на имущество организаций, УСН, транспортному и земельному налогам (уплата налога авансовыми платежами поквартально) в уведомлениях в поле 5 «Отчетный (налоговый) период/ Номер месяца/квартала» код отчетного периода соответствует номеру квартала;
— по НДФЛ и страховым взносам в Уведомлениях указывается в поле 5 «Отчетный (налоговый) период/ Номер месяца/квартала» код отчетного периода соответствует порядковому номеру месяца в квартале;
— по НДФЛ, удержанному и исчисленному за период с 22.12 по 31.12, в поле 5 «Отчетный (налоговый) период/ Номер месяца/квартала» код отчетного периода соответствует 34/04.
По НДФЛ, исчисленному и удержанному за декабрь 2022 года Уведомление предоставляется не позднее 09.01.2023, в поле «Код отчетный (налоговый) период / Номер месяца (квартала)» – 34/04, «Отчетный год» — 2022.
Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.
Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:
– номера счета Федерального казначейства;
– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.
При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).
Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.
Что делать, если допущена ошибка в платежном поручении?
Знакома ли вам ситуация, когда вы в спешке оформили платежку на перечисление налога, банк исполнил поручение, а впоследствии вы обнаружили ошибку в КБК — что делать в данной ситуации?
Выход прост: нужно оформить заявление в налоговую об уточнении платежа. Об этом говорит и Минфин в письме от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145.
Аналогичным образом следует поступить, если допущена ошибка в других полях платежного поручения, таких как:
ВАЖНО! Ошибка в названии банка — получателя платежа является непоправимой (п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае выход один — отправить новый платеж с правильными реквизитами, уплатить пени и написать в ФНС заявление о возврате платежа, уплаченного на неверные реквизиты.
С 01.05.2021 года действуют новые реквизиты в налоговых платежках: наименование банка, номер банковского счета, который входит в состав ЕКС, номер счета получателя (номер казначейского счета). Подробности см. здесь. А с 01.10.2021 в платежках по-новому заполняются поля 101, 106, 108 и 109.
Найти реквизиты вашей налоговой можно на сайте ФНС. Подробности см. здесь.
Помните, что уточнить платеж можно только при соблюдении трех условий. Прочитайте о них подробнее в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Рассмотрим порядок оформления и образец письма об уточнении платежа в налоговую при неверном указании КБК.
Нюансы оформления и представления заявления об уточнении платежа
Поскольку законодательными актами не закреплена форма заявления об уточнении платежа, оформить его можно на фирменном бланке компании или на простом листе формата А4.
Заявление оформляется в 2-х экземплярах. Один передается в инспекцию для исполнения, а 2-й с датой и визой о принятии инспектором остается у налогоплательщика.
Способ передачи заявления в ФНС также законодательно не регламентирован. Поэтому налогоплательщик вправе:
Заявление об уточнении платежа рассматривается ИФНС в течение 10 рабочих дней. Налоговики также вправе провести сверку расчетов. По истечении вышеуказанного срока ФНС принимает решение об уточнении платежа на дату фактической уплаты налога. Это значит, что пени, начисленные за период между уплатой и уточнением платежа, сторнируются.
Если требуется уточнить платеж по страховым взносам, уплаченным в ФНС, то действия налоговиков будут немного отличаться от предыдущего варианта:
Различные коды и их особенности
В документе находит отображение еще ряд параметров:
- Код налогов в платежном поручении. Этот параметр, как правило — цифра 107. Она свидетельствует о перечислении налоговых платежей за определенное время. В поле прописывается десять символов, восемь из которых показывают срок, а два — разделитель (отмечается точкой). При наличии описки в этом поле платеж дойдет до адресата. При этом стоит учесть, что код налогов в платежном поручении при направлении средств в ПФ будет равен «нулю».
Кроме того, применяется еще два типа кодов. Первый — 106. Указывается:
- При совершении платежей, которые связаны с внешней деятельностью.
- При выплате налоговых платежей.
Код 110 прописывается:
- Перечисление налогов.
- Совершение процентных выплат.
- Погашение пени.
- Покрытие долгов по санкционным взносам.
- Код дохода. Этот показатель формируется из 4-х цифр. В качестве примера можно привести ряд типов:
- «1211» — страховой взнос.
- «1011» — проценты.
- «1010» — отображение дивиденда.
- «1510» — прибыль за сделку или оказанную услугу.
- Код по валютным сделкам — формируется из пяти символов. Здесь кроется суть финансовой транзакции. Этому коду в платежном поручении выделена целая строка. Вариантов обозначений множество. Как пример, «11100» — транзакция по оплате товара нерезиденту за ввоз в РФ.
Каждый тип транзакции имеет персональный код, который должен быть прописан правильно. В противном случае имеется риск, что платеж не дойдет до адресата.
Новое в бюджетном учете в 2021 году для казенных учреждений
В 2021 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.
Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2021 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.
Обратите внимание, что изменения коснулись и Единого плана счетов — инструкция № 162н. Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.
Подробно об этих нововведениях читайте в статьях «Изменения по КБК с 2021 года: что важно знать бюджетникам и НКО» и «Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету».
Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2021 года.
Напомним, что первые пять ФСБУ 2021 года определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2021 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».
ФСБУ 2021 года скорректировали совершенно новые направления бухучета. Так, чиновники:
- утвердили новые требования к учетной политике,
- утвердили отчет о движении денежных средств,
- утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
- охарактеризовали объект учета — доходы,
- обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.
Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2021 года. Проверить учетную политику на 2021 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».
Новая схема оплаты трат на общедомовое имущество
В сентябре 2022 года начал действовать закон о новой схеме оплаты коммунальных услуг, которые пошли на общедомовые нужды. Это, например, вода для мытья подъезда, электроэнергия на его освещение и т. п. Раньше платежи жителей за это были ограничены нормативами. Теперь же все будут платить строго по счетчикам (если они, конечно, есть).
Значительное число жителей столкнется с этим лишь в январе — если они не оплачивают реальное потребление по показаниям счетчиков каждый месяц, то предусмотрен перерасчет платы по данным приборов учета в начале года. Для многих жителей суммы в платежках, если и изменятся, то незначительно, на несколько процентов. Однако если в регионе были явно занижены нормативы потребления, то плата вырастет более ощутимо.
Отказы в оформлении компенсации ЖКХ
Компенсация за жкх в 2022 году получит новые правила, что вступят в силу с 1 января, потому граждане, которые могут растать на субсидию, должны с ними ознакомиться. Малоимущий гражданин должен собрать папку документов, подтверждающих его незащищенный социальный статус. Это же должен сделать пенсионер и ветеран. Если папка с документами будет неполной, практически гарантировано в оформлении откажут.
Также при оформлении субсидии и компенсации по жкх учитывается уровень дохода граждан. В помощи откажут, если у семьи достаточно высокий или даже средний уровень материального положения. Чтобы определить размер дохода, учитывается финансовая ситуация всех членов семьи, проживающих в квартире, за которую нужно вносить коммунальный платеж. При подсчете принимают во внимание пенсии пенсионеров и стипендии студентов. Главное, чтобы у дохода был официальный характер. Если доходы растят, материальную помощь отменят.
Что изменится в компенсации ЖКХ
Компенсация расходов жкх не предоставляется гражданам, у которых есть долги по коммуналке, что указано вФЗ№ 442от28.11.2018 года. Но с первого января следующего года именно этот пункт будет пересмотрен.
Учитываются долги за три года с момента обращения за оформлением субсидии. Сотрудники органов соцзащиты обязательно проведут проверку, перед тем как дать согласие или отказ на получение компенсации за расход по коммуналке. Даже если оплата всего раз запоздала, это может послужить законным основанием для отказа.
Согласно новым правилам, наличие долга не является приговором, если вам нужна субсидия. Отказать смогут, только если есть судебный акт, который вступил в силу. А управляющие компании обычно подают в суд, только если задолженность действительно крупная. Если долг есть, но судебного акта по его взысканию – нет, отказать в начислении субсидии по выплатам нельзя.
Если имеется подтвержденная задолженность, пенсионер или малоимущий может попросить, чтобы на неё была оформлена рассрочка, оплачиваемая по относительно комфортному для себя тарифу. Выплачивая долг согласно условиям рассрочки, можно попытаться оформить компенсациюжкх снова. Есть высокая вероятность, что в таком случае субсидия будет предоставлена, и то, что долги растать уже не помешает. Подробнее ознакомиться с нюансами рассматриваемой процедуры можно в статье 160, пункте 3 Жилищного кодекса РФ.
Платеж со знаком вопроса
Налоговики расширили перечень случаев, когда платеж попадает в разряд невыясненных. Сейчас в него включены платежи по расчетным документам, в полях которых не указана или неверно указана информация плательщиком либо кредитным учреждением при формировании электронного платежного документа (ЭПД). С декабря невыясненными будут считаться платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов. Что это за платежи, налоговики, к сожалению, не уточнили. Таким образом, контролеры ввели для себя некий карт-бланш для отнесения платежей к невыясненным.
Как и раньше, всю информацию о работе с невыясненными платежами налоговики будут заносить в ведомость. В ней будут отражаться платежи:
-
отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений и прилагаемые к запросу казначейства на выяснение принадлежности платежа;
-
оформленные плательщиками с нарушением правил заполнения платежек;
-
которые налоговые органы не могут однозначно классифицировать для отражения в карточках «РСБ» конкретных налогоплательщиков;
-
по которым не открыты карточки «РСБ» у налогоплательщиков.