Ответственность за несвоевременное предоставление налоговой декларации по УСН
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за несвоевременное предоставление налоговой декларации по УСН». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Здесь все зависит от того, что именно не заплатили – сам налог или авансовые платежи по налогу. Если авансовые платежи, то штрафов нет, но не спешите радоваться, потому что есть пени, которые считаются исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.
Штраф за неуплату налога
Объясним на примере. Вы должны были заплатить, но не заплатили аванс в размере 10 000 тысяч рублей. Ставка рефинансирования на момент написания этой статьи – 9,25%. Считаем штраф:
10 000 х 1/300 х 9,25% = 3,08 руб. за каждый просроченный день.
Если же не оплатили годовой налог, то тут подключаются штрафы, и немаленькие: 20% от неуплаченной суммы. Если сотрудникам ФНС удастся доказать, что не платили умышленно, то штраф подскочит до 40%.По такому же принципу считаются штрафы за неуплату торгового сбора и страховых платежей за сотрудников, если они есть.
За неуплату налогов и пеней тоже могут заблокировать счет, но только в пределах суммы долга. Процедура разблокировки та же, что описана выше.
Если долги по налогам будут масштабными и счет пойдет на миллионы, можно доиграться до уголовного дела и лишения свободы.
Ответственность за нарушение формата предоставления декларации
При сдаче электронной отчетности важен формат подачи информации. Ответственность за несоблюдение способа предоставления декларации установлена ст. 119.1 НК РФ — 200 рублей за каждый случай.
Иногда из-за ошибок в структуре файлов или неточности в сведениях налоговики отказывают в принятии декларации и начисляют штрафы. Нередко сбои в телекоммуникационной системе передачи данных приводят к тому, что компании, отправившей отчетность в последний момент, предъявляются санкции за нарушения. Оспорить их можно только в судебном порядке.
Чтобы исключить такие случаи, эксперты 1С-WiseAdvice никогда не сдают отчетность клиентов в последний день и всегда отслеживают корректность формата передачи данных.
Как разблокировать счет
Если операции на расчетном счете были приостановлены из-за неисполнения требования ИФНС о перечислении обязательных платежей, решение отменяется не позднее одного дня, следующего за днем получения ею документов (их копий) о взыскании платежей.
Если блокировка счета была вызвана нарушением срока подачи налоговой декларации, то решение о разблокировке инспекторы оформляют новым решением в срок не позднее одного дня после представления декларации.
При блокировке за нарушение правил электронного документооборота с инспекцией решение о приостановлении операций по счетам отменяется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию
Если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки, решение об отмене блокировки принимается в день принятия решения об отмене обеспечительных мер.
Если на блокированном счете находится сумма средств, превышающая сумму, указанную в решении о блокировке, компания вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. Заявление можно составить в свободной форме, главное – указать в нем номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности и номера счетов, которые следует разблокировать. К заявлению надо приложить справки из банков об остатках денежных средств на заблокированных счетах. В двухдневный срок со дня его получения инспекция принимает решение об отмене блокировки в части суммы, сверх указанной в решении о блокировке.
Не позднее, чем на следующий день после принятия решения об отмене приостановления операций по счетам налоговая инспекция должна направить его в банк (п. 4 ст. 76 НК РФ).
Главные законные положения
Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ, предприниматель – это обычный человек, который соответствующим образом зарегистрировался и занимается определенной коммерческой деятельностью.
Он обязан не только платить положенные налоги с получаемой прибыли, но своевременно отчитываться об этом в налоговой инспекции. Пренебрежение данным правилом приведет к назначению серьезных штрафов.
Важно! Если предприниматель несвоевременно отправляет декларацию, сотрудники государственной власти имеют полное право наложить на него штраф.
Его сумма не может быть меньше 1000 рублей. А назначается в объеме 40% от общей суммы сбора. Если у ИП были определенные смягчающие факторы и обстоятельства для задержки отчетности, размер штрафа и иной санкции можно существенно снизить.
Платить налог на полученную гражданами прибыль и отчитываться в налоговой обязаны по закону не только ИП, но нотариусы, практикующие адвокаты и обычные физические лица, которые получили определенный доход. Все они должны сдавать официальную декларацию, оформленную в виде 3-НДФЛ.
Далеко не все предприниматели должны подавать налоговую декларацию. Лишь те, кто выбрал для ведения своей деятельности ОСНО. Коммерсанты, которые работают на одном из специальных режимов – ПСН, ЕНВД, а также УСН или ЕСХН – не должны платить положенный НДФЛ и тем более не нужно отчитываться по данной статье отчислений. Им нужно просто перечислять положенный налог. Это отчисление, которое соответствует выбранному отчетному режиму для ИП.
Прибыль, вне зависимости от программы налогового обложения, полученная не от коммерческой деятельности, напрямую относится к стандартным доходам человека. Она, согласно общим правилам, облагается НДФЛ. Данное правило прописано в гл. 23 НК РФ.
В 2021 году для отчетности используется форма категории 3-НДФЛ за пройденный 2019-ый. Но она была обновлена. На данный момент в ней следует прописать категорию зарегистрированного ИП, как налогоплательщика – 720, а также заполняется приложение под порядковым номером 3.
Снижение суммы штрафа
Для современных коммерсантов начисленные за нарушения штрафы серьезными. Чтобы снизить их сумму, разрешается подать официальное ходатайство, составленное на имя начальников налоговой организации.
При этом нужно представить письменно зафиксированные факторы, смягчающие степень ответственности. Данный документ должен быть направлен в следующие сроки:
- 15 дней от составления официального акта проведенной проверки и выявленного нарушения.
- 10 дней от обнаружения факта нарушения правил без проведения предварительной проверки.
Среди основных смягчающих моментов можно отметить:
- нарушение установленных правил было зафиксировано первый раз;
- отсутствие долга по иным налогам, что показывает добросовестный подход к отчетности;
- отсутствие умысла скрыть прибыль или налоги;
- сложное семейное или финансовое состояние;
- небольшой период задержки – не превышает 10 дней;
- технические сложности при сдаче отчета на положенную дату.
Если сотрудники ФНС откажутся пойти навстречу налогоплательщику, он может написать официальную жалобу в УФНС. В данном документе стоит указать, что при назначении штрафа не были приняты во внимание смягчающие факторы.
Если и здесь не дают одобрение и положительное решение, можно составить иск и обратиться в суд. Главным здесь должно быть требование признать решение сотрудников государственной власти недействительным.
В этом случае важно иметь в виду, что в ст. 114 НК прописано все, что касается уменьшения ранее назначенных штрафных санкций в два раза, как минимум. Подобного послабления можно добиться при обнаружении хотя бы одного оправдывающего и смягчающего фактора.
Взимать ли увеличенные взносы с ИП: позиция ПФР
В Письме от 10.07.2017 года № НП – 30 — 26/9994 Пенсионный Фонд указывает, что норма Закона № 212 — ФЗ о взыскании с ИП взносов, в несколько раз превышающих стандартные, не предполагает возможности пересчета обязательств ИП, возникших вследствие непредоставления декларации. Фонд считает правомерным истребовать с предпринимателя — пусть и с нулевыми доходами, социальные взносы — по фиксированной их части, в максимальном объеме.
Вместе с тем, ПФР отмечает, что при предоставлении ИП налоговой декларации пусть и с опозданием, но в пределах расчетного периода, за который исчисляются взносы, пересчет обязательств все же возможен. Очевидно, что такая позиция все же выходит за рамки Закона № 212 — ФЗ или, по крайней мере, отражает попытку ПФР определенным способом трактовать нормы данного закона. В данном случае — трактовка не в пользу предпринимателей.
Иную точку зрения по вопросу пересчета взносов имеет ФНС России.
Комментарий к ст. 119 НК РФ
Обязанность представления налоговой декларации установлена статьей 80 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается как отчетность физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.
Налоговый кодекс не указывает конкретных сроков подачи налоговой декларации, а содержит лишь отсылочную норму, гласящую, что налоговая декларация представляется в установленные законом сроки (п. 6 ст. 80). Если налоговая декларация направляется по почте, то она считается представленной в момент отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).
1. Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, а также других документов. При этом нарушаются требования: статей 80, 81 НК РФ (посвященных налоговым декларациям, порядку их представления и изменения), статей 88, 93 НК РФ, ряда других норм (о предоставлении документов по требованию налогового органа). Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.
В чем заключается опасность данного деяния? Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (их законными представителями), подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений (чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения и т.д.).
2. Объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренную подпунктами 1, 2 комментируемой статьи, отражают следующие моменты:
а) статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных налоговых правонарушения:
— нарушение установленного срока представления налоговой декларации;
— непредставление налоговой декларации в сроки, упомянутые в п. 2 комментируемой статьи.
Именно объективной стороной упомянутые выше налоговые правонарушения отличаются друг от друга;
б) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, на бланке установленной формы (лично или посредством почтового отправления) (п. п. 1 — 3 ст. 80 НК РФ);
в) срок представления налоговой декларации по каждому виду налога устанавливается тем или иным актом законодательства о налогах (например, налоговая декларация по подоходному налогу с физического лица должна быть представлена не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в течение которого физическое лицо получило подлежащий декларированию совокупный доход, и т.д.);
г) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета. При этом следует иметь в виду, что:
— организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, а если в нее входят филиалы и иные обособленные подразделения на территории РФ или в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество (включая транспортные средства) — по месту нахождения каждого подразделения (недвижимого имущества);
— индивидуальные предприниматели и приравненные к ним (для целей налогообложения) лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства;
— другие физические лица ставятся на учет по месту их жительства самими налоговыми органами в соответствии с правилами ст. 83 НК РФ;
— любые физические лица, имеющие подлежащие налогообложению объекты недвижимости и транспортные средства, подлежат также налоговому учету по месту нахождения упомянутого объекта (ст. 85 НК РФ);
д) упомянутый в пункте 2 комментируемой статьи срок (180 дней) исчисляется в календарных днях. Отсчет этого срока начинается со следующего (после установленного законодательством о налогах дня представления налоговой декларации по тому или иному налогу) дня. Порядок представления налоговой декларации в последний день определяется правилами статьи 6.1 НК РФ;
е) налоговое правонарушение, указанное в комментируемой статье, в основном совершается в форме бездействия: виновный или не исполняет свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации, или пропускает срок, указанный в пункте 2 комментируемой статьи.
Данное налоговое правонарушение нужно отличать от нарушения правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).
Правильному применению комментируемой статьи будет способствовать учет позиции Конституционного Суда (по вопросу о соответствии ст. 119 НК РФ Конституции РФ), изложенной в Определениях N 291-О и N 316-О.
3. Субъектами налоговых правонарушений, указанных в пунктах 1, 2 комментируемой статьи, являются налогоплательщики-организации и физические лица:
а) ни налоговые агенты, ни иные лица не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ;
б) ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного в УК РФ;
в) привлечение организации к ответственности по статье 119 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) от административной, уголовной, иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Так, в соответствии со статьей 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на руководителей организаций в размере от 3 до 5 МРОТ;
г) привлечение к ответственности по статье 119 НК РФ не освобождает от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.
4. Анализируя субъективную сторону деяний, которым посвящена комментируемая статья, следует учесть, что она может выражаться как умышленно, так и по неосторожности.
5. Перечислим санкции за деяния, предусмотренные в комментируемой статье:
а) налоговое правонарушение, предусмотренное пунктами 1 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога (а не от суммы полученного дохода), подлежащей уплате (доплате) на основе налоговой декларации. При этом штраф взыскивается:
— за каждый полный месяц, прошедший со дня, когда налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию (отсчет начинается со дня, следующего за указанным днем);
— за каждый неполный месяц (если отсчет начинается не с начала месяца);
— в размере, не превышающем 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, срок представления которой нарушен (но не менее 100 руб.);
б) деяние, предусмотренное пунктом 2 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере:
30% суммы налога, подлежащей уплате на основе непредставленной в течение 180 дней налоговой декларации;
10% суммы налога, подлежащей уплате на основе упомянутой декларации (начиная со 181 дня непредставления).
При этом уплата штрафов осуществляется за каждый полный, каждый неполный месяц;
в) штрафы, предусмотренные комментируемой статьей, не поглощают друг друга.
Размеры налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами статей 112, 114 НК РФ.
Отягчающие обстоятельства
На практике достаточно часто возникает вопрос — вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство — совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.
Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.
Цель составления и сдачи отчетности в органы налоговой службы – предоставление информации о товарах, работах, услугах, оказанных организацией, а также о сумме налога, который необходимо оплатить в бюджет. Корректность, полнота и своевременность предоставляемой информации находится под строгим контролем государственных органов. За неверную информацию, указанную в декларации, и несвоевременную ее подачу организация может быть привлечена к ответственности согласно законодательству РФ. О видах такой ответственности и возможных штрафах за несдачу налоговой декларации по НДС мы и поговорим в нашей статье.
Досудебная процедура привлечения к ответственности
Налогоплательщик, если вовремя не сдаст декларацию в налоговую, становится правонарушителем по ст. 119 НК РФ.
Налоговый штраф выписывается после того как налоговые органы проведут камеральную проверку сданной налоговой декларации по УСН. При этом по окончании проверки инспекторы нередко доначисляют налоги к уплате. И штраф рассчитывается исходя из новых сумм. Некоторые недобросовестные налогоплательщики считают, что если не сдать декларацию, то камеральной проверки удастся избежать, но это не так. Если декларация по окончании сроков сдачи не была подана в течение 10 рабочих дней, то контролирующие органы могут заблокировать расчетный счет (п. 3 ст. 76 НК РФ). А значит, чтобы продолжить нормальную работу налогоплательщику придется сдать декларацию. Сразу после сдачи налоговая начнет камеральную проверку отчета.
Если налогоплательщик был привлечен к ответственности, то это означает, что в отношении него уже была проведена налоговая проверка (камеральная ст. 88 НК РФ или выездная ст. 89 НК РФ). Результат проведения проверки всегда учитывается при принятии решения относительно начисления санкций.
Если налоговики по результатам проверки насчитали санкции, то они должны уведомить об этом налогоплательщика. С этой целью ему направляется требование об уплате налога, пени и штрафа (ст. 69 НК РФ). В требовании всегда в качестве основания должна быть указана ссылка на решение контролирующих органов. Если такая ссылка отсутствует, то требование можно считать недействительным.
Уплату задолженности нужно выполнить в течение 8 рабочих дней с момента получения требования, если в тексте не предусмотрен другой срок (ст. 69 НК РФ).
Требование может быть вручено лично, отправлено через ТКС или через почту заказным письмом. Последний способ является крайней мерой, если невозможно передать требование ни одним другим способом.
Требование должно быть передано налогоплательщику в течение 20 дней с момента, когда решение контролирующих органов вступит в законную силу (ст. 70 НК РФ).
Для удобства отразим процедуру привлечения к ответственности за непредставление декларации по УСН в таблице.
Досудебная процедура привлечения к ответственности за пропуск срока подачи декларации по УСН: сроки 2018
Принятие решения о привлечении к ответственности недобросовестного налогоплательщика | вступает в силу через 1 месяц после уведомления о решении налогоплательщика |
Выставление требования | в течение 20 дней после вступления в силу решения о назначении санкций налогоплательщику |
Погашение имеющейся задолженности на основании требования налогового органа | 8 рабочих дней с момента получения требования |
Обращение ФНС для взыскания денежных средств с текущего счета должника | в течение 2 месяцев со дня окончания срока уплаты задолженности, указанного в требовании |
Штраф за несдачу отчетности в Фонды
При несвоевременном представлении в Соцстрах расчета по форме 4-ФСС, работодателю грозит штраф в размере 5% от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного/расчетного периода, за каждый полный/неполный месяц просрочки, но не более 30% процентов от суммы взносов и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ).
Штраф в таком же размере грозит работодателю и в случае, если сейчас он решит представить в ПФР своевременно не поданный расчет по форме РСВ-1 за периоды, истекшие до 01.01.2017 (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред., действ. до 01.01.2017), ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ ).
Что же касается несвоевременной подачи СЗВ-М, а также другой персотчетности в ПФР, то такое нарушение наказывается штрафом в размере 500 руб. за каждое лицо, в отношении которого должны были быть поданы сведения (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ).
Штрафы за несдачу отчетности в налоговую в 2020 году
Случаи не сдачи отчетности в ИФНС не так уж редки. Они могут быть обусловлены разными причинами. Возможно, просто забыли, либо не отследили изменения в законодательстве, а быть может, начали заниматься новым видом деятельности.
Например, вновь созданные организации зачастую забывают сдать Сведения о среднесписочной численности.
Для вновь созданных организаций срок сдачи таких сведений – не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем регистрации (создания) организации.
В дальнейшем такая организация обязана представлять Сведения о среднесписочной численности раз в год (не позднее 20 января), как и все давно действующие организации.
Вне зависимости от причин санкции со стороны контролирующих органов все равно последуют. Разберемся, какие они могут быть ( статью ⇒ Штрафы за не предоставление отчетности в ФСС в 2020).
В соответствии с российским налоговым кодексом, представление декларации осуществляется до 20 апреля следующего за налоговым периодом года. По ряду налогов установлена необходимость отчитываться еще и за отчетные периоды. Некоторые декларации, например, подаются один раз в квартал. Налоговые декларации различают по видам существующих налогов, в частности:
- по НДС,
- по НДФЛ,
- по налогу на прибыль,
- по единому налогу в связи с применением УСН,
- по налогу на вмененный доход в отношении определенных законодательно видов деятельности,
- по налогу на имущество,
- по транспортному налогу,
- по единому сельскохозналогу,
- по земельному налогу,
- по акцизам,
- по водному налогу,
- по НДПИ.
Рассмотрим более подробно каждый налог и сроки и особенности в подаче декларации.
Необходимость документального подтверждения
Объективная сторона состава административного правонарушения по ст. 15.5 КоАП РФ выражается в нарушении установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Для обоснованного привлечения к ответственности необходимо документально подтвердить событие нарушения, неразрывно связанное с налоговой декларацией. Существенными признаками налоговой декларации закон называет ее связь с обязанностью уплаты соответствующего налога налогоплательщиком; строгое наличие формы, разработанной законодательством о налогах и сборах или Минфином России.
Поскольку административная ответственность наступает за виновное нарушение должностным лицом как представителем организации в рамках налоговых правоотношений (ст. 26 НК РФ) обязанностей налогоплательщика, вытекающих из норм налогового законодательства РФ, то анализ положений НК РФ позволяет выявить событие правонарушения ст. 15.5 КоАП РФ у должностного лица налогоплательщика.