Норма расхода ГСМ минтранс РФ 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма расхода ГСМ минтранс РФ 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ

Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.

Транспортная НЗТ

Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.

Эксплуатационная НЗТ

Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Расчет для грузовиков

Формула, как рассчитать норму расхода топлива на автомобиль грузовой:

Qн = 0,01 × (Hsan × S + Hw × W) × (1 + 0,01 × D),

где:

  • Qн — стандартный расход ГСМ в литрах;
  • S — пробег автомобиля или автопоезда, определяют в км;
  • Hsan — норма потребления топлива, установленная на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза.

Последний показатель Hsan вычисляют отдельно. Для этого используйте формулу:

Hsan = Hs + Hg × Gпр, л/100 км,

где:

  • Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
  • Hg — норма расхода на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т. км;
  • Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
  • Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т. км;
  • W — объем транспортной работы, т. км: W = Gгр × Sгр (где Gгр — масса груза, т, Sгр — пробег с грузом, км);
  • D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Можно ли разработать индивидуальные нормативы

Распоряжение № АМ-23-р определяет нормы списания ГСМ в 2022 году по видам транспорта в РФ для всех организаций. Но использовать стандарты Минтранса или нет в своей работе — решение руководства компании. То есть на законодательном уровне нет никаких требований к обязательному применению НЗТ.

Налоговый Кодекс не требует нормировать затраты на ГСМ ни по налогу на прибыль организаций, ни по УСНО. Аналогичную позицию поддерживает Минфин (письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.09.2018 № 03-11-11/69335). К аждая организация должна принять самостоятельное решение о работе с топливными нормативами.

Стандарты затрат разрешается разработать самостоятельно. Например, учреждение, основываясь на рекомендации Минтранса, утверждает собственные нормативы. Показатели отвечают реальным характеристикам транспортных средств, эксплуатируемых в процессе жизнедеятельности.

Рекомендации министерства — это лишь стандартные значения, рассчитанные по общим характеристикам марок авто. Несмотря на поправочные коэффициенты, на практике значения существенно отличаются от фактических затрат. Организации вправе утвердить собственные показатели.

Нормативные значения утвердите локальным приказом.

Как разработать собственные нормы

В руководстве по эксплуатации транспортного средства прописывают информацию по расходу ГСМ не всегда. Из своей практики скажу, что нормы расхода на погрузчики в руководствах по эксплуатации не указываются, поэтому приходится вычислять их сложными путями. Один погрузчик проезжает каждый день по прямой дороге от точки А до точки Б. Другой погрузчик той же модели работает на разгрузке фур весь день на площади 10 кв. метров. У второго погрузчика расход получится выше, так как скорость и траектория его движения ниже первого. Надежнее обратиться в специализированные организации. Если решитесь самостоятельно разработать, то:

  • утвердите комиссию для проведения контрольных замеров, которая проследит за движением транспорта на протяжении выбранного периода времени или километража;
  • сопоставьте данные с технической документацией завода-изготовителя (если она имеется);
  • оформите результаты контрольных замеров в акте контрольного замера, выявив расход на 100 км;
  • утвердите приказом организации и в учетной политике нормы списания бензина, дизельного топлива и газа.
Читайте также:  Все о режиме труда и отдыха водителей [2023]

О списании. Нормативный подход

Технико-экономические нормы расхода автомобильного топлива и смазочных материалов. Методика расчета — Экономика отрасли (автомобильный транспорт)
Допускается устанавливать ту же базовую норму расхода топлива, что и для базовой модели — для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колёсной формулы, кузова и не отличающихся от базовой модели собственной массой. Как правило, летом расход топлива соразмерен с базовой нормой, а в некоторых случаях фактический расход ГСМ повышается за счет применения в салоне охлаждающей системы или кондиционера.

Изменения по легковым автомобилям отечественным и стран СНГ выпуска с 2008 года

N п/п Модель, марка, модификация автомобиля Число и расположение цилиндров Мощность двигателя, л.с. Рабочий объем, л КПП Базовая норма расхода топлива, л/100 км
1 2 3 4 5 6 7
103 Lada Granta 219010 1.6
(ВАЗ-11186)
4L 87 1,596 5M 8,2
104 Lada Granta 219170 1.6
(ВАЗ-21127)
4L 106 1,596 5M 8,1
105 Lada Priora 217020 1.6
(ВАЗ-21116)
4L 87 1,596 5M 8,0
106 Lada Kalina 219410 1.6
(ВАЗ-11186)
4L 87 1,596 5M 8,6
107 Lada Largus 1.6 (RSOY5L)
(Renault K4M 490)
4L 105 1,598 5M 10,7
108 Lada Vesta 1.6
(ВАЗ-21129)
4L 106 1,596 5M 8,5
109 Lada XRay 1.6
(ВАЗ-21129)
4L 106 1,596 5M 8,6
110 Lada XRay 1.6
(Renault H4M)
4L 110 1,598 5M 8,2
111 УАЗ-3163-10 Patriot
(ЗМЗ-40905)
4L 128 2,693 5M 13,8

Что говорит налоговое законодательство

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2021 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Объем затрачиваемого топлива на любое транспортное средство зависит как от базового нормированного объема списания, так и от условий его эксплуатации, и распоряжение о нормах расхода топлива и ГСМ устанавливает объем списания, рассчитанный с учетом всех сторон.

Чтобы правильно сделать расчет, необходимо определиться с базовым нормированным объемом списания:

  • обратиться к распоряжению АМ-23-Р;
  • если автомобиль не упомянут Минтрансом в распоряжении, обратиться к технической документации завода-изготовителя;
  • если транспорт сильно изношен либо условия эксплуатации являются специфическими, организация вправе сама провести контрольные замеры и установить объем списания с учетом мнения внутренней комиссии.

Чиновники выделили три основных понятия:

Базовая НЗТ Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).

Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения

Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения

Бухгалтер предприятия вносит количество потребляемого топлива в соответствии вышеуказанным нормативам. Помимо графы “материальные расходы” для внесения потребляемого ГСМ сверх нормы, предусмотрена графа “внереализационные затраты”.

Существует формула расчета расхода топлива для автобуса:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T, (2)

  • Qн – затраты в соответствии с нормами,
  • Нs – норма затрат ГСМ с учетом пройденного расстояния л/100 км,
  • S – пройденное расстояние,
  • Нот – норма затрат ГСМ с учетом применения штатных отопителей,
  • Т – время эксплуатации с включенным обогревом салона,
Читайте также:  Пенсия для инвалидов 1 группы в 2023 году в России

Для самосвалов:

Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Нz x Z, (4)

  • Z – сумма рейсов сделанных за одну смену.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 10.02.1999

Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 10.02.99 N 6 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ МАШИН, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В ПРЕДПРИЯТИЯХ УБОРКИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
Вид документа постановление, нормы
Принявший орган госстрой рф
Номер документа 6
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 10.02.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Правила учета ГСМ обновлены

Распоряжением Министерства транспорта от 06.04.2020 № НА-51-р были обновлены методические рекомендации по нормам расхода топлива и смазочных материалов для отдельных марок автомобилей 2008 и более поздних годов выпуска. Нормами расхода рекомендуется пользоваться не только при расчетах, но также при списании затрат на ГСМ (но это право, а не обязанность предприятий). Обновления коснулись следующих разделов:

  • «Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
  • «Легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года» (для Lada Granta, Lada Priora, Lada Kalina, Lada Vesta и др.);
  • «Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
  • «Автобусы отечественные и стран СНГ с 2008 года».

Были также утверждены максимальные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в Севастополе и Крыму. Эти показатели необходимы для расчета себестоимости перевозок и иных видов транспортных работ, проведения расчетов с водителями ТС и пользователями, планирования потребности фирм в обеспечении ГСМ.

Зимние надбавки к нормам

Приведенный в таблице период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя организации.

 Регионы России 
Количество
месяцев
 Срок 
действия
надбавок
 Предельная
величина
зимних
надбавок
не более, %
Центральный федеральный округ 
Москва 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Белгородская обл. 
4 
15 ноября - 
15 марта
 7 
Брянская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Владимирская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Воронежская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Ивановская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Калужская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Костромская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Курская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Липецкая обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Московская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Орловская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Рязанская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Смоленская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Тамбовская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Тверская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Тульская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Ярославская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Северо-Западный федеральный округ 
Санкт-Петербург 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Республика Карелия 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Республика Коми 
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
г. Воркута с прилегающим 
административным районом
6,5 
15 октября -
30 апреля
15 
Архангельская обл. (без Ненецкого 
автономного округа)
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Вологодская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Калининградская обл. 
4 
15 ноября - 
15 марта
 7 
Ленинградская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Мурманская обл. 
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Новгородская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Псковская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Ненецкий автономный округ 
6 
15 октября -
15 апреля
18 
Северо-Кавказский федеральный округ 
Республика Адыгея 
3 
1 декабря - 
1 марта
 5 
Республика Дагестан 
3 
1 декабря - 
1 марта
 5 
Республика Ингушетия 
3 
1 декабря - 
1 марта
 5 
Чеченская Республика 
3 
1 декабря - 
1 марта
 5 
Кабардино-Балкарская Республика 
3 
1 декабря - 
1 марта
 5 
Республика Калмыкия 
5 
15 октября -
15 марта
10 
Карачаево-Черкесская Республика 
3 
1 декабря - 
1 марта
 5 
Республика Северная Осетия - Алания 
3 
1 декабря - 
1 марта
 5 
Краснодарский край 
3 
1 декабря - 
1 марта
 5 
Ставропольский край 
3,5 
1 декабря - 
15 марта
 5 
Астраханская обл. 
5 
15 октября -
15 марта
10 
Волгоградская обл. 
5 
15 октября -
15 марта
10 
Ростовская обл. 
4 
15 ноября - 
15 марта
 7 
Приволжский федеральный округ 
Республика Башкортостан 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Республика Марий Эл 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Республика Мордовия 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Республика Татарстан 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Удмуртская Республика 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Чувашская Республика 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Кировская обл. 
5,5 
15 октября -
31 марта
12 
Нижегородская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Оренбургская обл. 
6 
15 октября -
15 апреля
15 
Пензенская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого 
автономного округа)
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
10 
Самарская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Саратовская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Ульяновская обл. 
5 
1 ноября - 
31 марта
10 
Коми-Пермяцкий автономный округ 
6 
15 октября -
15 мая
18 
Уральский федеральный округ 
Курганская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
10 
Свердловская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
10 
Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского
и Ямало-Ненецкого автономных округов)
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Челябинская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
10 
Ханты-Мансийский автономный округ 
6,5 
15 октября -
30 апреля
18 
Ямало-Ненецкий автономный округ 
6,5 
15 октября -
30 апреля
18 
Сибирский федеральный округ 
Республика Алтай 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
15 
Республика Бурятия 
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Республика Тыва 
5 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Республика Хакасия 
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Алтайский край 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
15 
Красноярский край (без Таймырского 
и Эвенкийского автономных округов)
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
15 
Иркутская обл. (без Усть-Ордынского 
Бурятского автономного округа)
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Кемеровская обл. 
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Новосибирская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Омская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Томская обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Читинская обл. (без Агинского 
Бурятского автономного округа)
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Таймырский автономный округ 
7 
15 октября -
15 мая
18 
Усть-Ордынский Бурятский автономный 
округ
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Эвенкийский автономный округ 
7 
15 октября -
15 мая
18 
Агинский Бурятский автономный округ 
6 
1 ноября - 
30 апреля
18 
Дальневосточный федеральный округ 
Республика Саха (Якутия) 
(без Чукотского автономного округа)
7 
15 октября -
15 мая
20 
Приморский край 
5,5 
1 ноября - 
15 мая
12 
Хабаровский край 
5,5 
1 ноября - 
15 мая
12 
Охотский район 
6,5 
15 октября -
30 апреля
18 
Амурская обл. 
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Камчатская обл. (без Корякского 
автономного округа)
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Магаданская обл. 
6,5 
15 октября -
30 апреля
18 
Сахалинская обл. - южная часть 
5 
15 ноября - 
15 апреля
12 
Сахалинская обл. - северная часть 
(выше 50° сев. широты)
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Еврейская автономная обл. 
5,5 
1 ноября - 
15 апреля
12 
Корякский автономный округ 
6 
1 ноября - 
30 апреля
15 
Чукотский автономный округ 
6,5 
15 октября -
30 апреля
20 
Острова Северного Ледовитого океана 
и морей
7 
1 ноября - 
31 мая
20 

При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.

Читайте также:  Сколько долларов можно обменять на рубли за один раз

При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.

Факторы, влияющие на расход топлива тракторов

Перерасход топлива (или меньший, чем положено, расход) может быть обусловлен несколькими факторами. Например, одной из главных причин является техническое состояние силового агрегата трактора. Специалисты советуют перед началом проведения работ проверять ДВС на наличие неполадок.На показатель влияет и стиль вождения оператора (агрессивная езда, неверная скорость или неправильный режим переключения передач). Погодные условия, сезонность выполнения работ и ландшафт также являются причинами увеличения или уменьшения расхода топлива тракторов.

Уровень потребления горючего в час при движении зависит от грузоподъемности прицепа, а также от типа дорожного покрытия. Производители различают три типа дорог в зависимости от их состояния:

  1. Дороги с твердым покрытием; полевые дороги; укатанные снежные дороги.
  2. Дороги с гравийным, щебеночным (разбитые) или песчаным (проселочные) покрытием; разъезженные после дождя дороги с грунтовым покрытием; задерневшая почва с твердым покрытием; стерня зерновых культур.
  3. Дороги с глубокой колеей; замерзшая или нормальной влажности пашня; гребнистые дороги; оттаявшие после оттепели; поле после сбора корнеплодов; снежная целина; бездорожье весеннее; разбитые дороги.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *