Изъятие земельного участка без компенсации в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельного участка без компенсации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Размер возмещения и оценка изъятой земли

Заранее и не позже чем за 60 дней до направления соглашения, власти проводят размер возмещения и оценку. Помимо собственника на компенсацию имеют право рассчитывать и правообладатели у которых участки принадлежат при таких условиях:

1. Постоянного (бессрочного) пользования.
2. Пожизненного (наследуемого) владения.
3. Аренды от государства.
4. Безвозмездного пользования.

Все об условиях для правообладателей указано в статье 56.8 п.3 Земельного кодекса РФ. Подписывается соглашение об изъятии с каждым правообладателем земельного участка и недвижимости расположенной на нем. Компенсацию выплачивает государство пропорционально долям, когда нескольким собственникам принадлежит право собственности.

Несогласие с размером компенсации необходимо обосновать

Должна быть веская причина и приложена копия договора купли-продажи с заключением независимой экспертизы или то, что участок этот куплен по цене выше, чем предлагается. Можно подать свой проект соглашения, в котором прописать ответ: «подписать соглашусь, если измените условия таким-то образом».

Но помните, что за экспертизу вам нужно с собственного кармана заплатить. А если дело доходит до суда и мирно изменить условия не выходит, то взыскать с органа власти стоимость за экспертизу.

Если вы согласны с условиями в проекте соглашения, тогда обратно один экземпляр можете отправить. При получении проекта собственником или правообладателем и игнорированием без отправления своего возражения и отсутствия подписи – орган обращается с иском в суд для принудительного изъятия земельного участка.

Выкупная цена земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд

Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. В соглашение входит обязательство РФ, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (п. 1).

При определении выкупной цены в нее включаются (п. 2):

  • рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества;
  • все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Читайте также:  Модернизация ОС в 1С 8.3 — пошаговая инструкция

Земельный и Гражданский кодексы содержат положения относительно порядка изъятия ЗУ. Процесс при нарушении порядка землепользования выглядит так:

  • органы государственной или муниципальной власти принимают решение относительно совершенного правонарушения;
  • когда имеется согласие собственника, выраженное в письменной форме – надел выставляется на торги;
  • после того, как участок реализован – денежные средства, за исключением тех, что были затрачены на проведение торгов, передаются лицу, имеющему право владельца на надел;
  • если человеком не принимается решение, которое вынесено властными органами, то они подают иск относительно продажи надела.

Для строительства дороги

Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.

Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.

Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.

Спорные вопросы правоприменительной практики по упрощенным схемам изъятия

По общему правилу изъятие участков для публичных нужд предполагает определенную последовательность процедур и сроки их выполнения, установленные ст. ст. 239, 279 — 283 ГК РФ, ст. ст. 55, 57 ЗК РФ. Отношения, возникающие в связи с изъятием, не следует рассматривать как отношения равных субъектов из-за присутствия властных полномочий при принятии решения . Однако при наличии справедливых механизмов защиты прав лица, у которого осуществляется изъятие, включая достаточные сроки уведомления, гарантии обоснованной компенсации, негативные последствия для такого лица при изъятии можно признать соразмерными для обеспечения общественного интереса.

Отметим, что при добровольном согласии собственника на изъятие земельного участка возникает договорный механизм регулирования, так как стороны заключают соглашение (см.: Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С. Указ. соч.).
См.: Сидорова Е.Л. Баланс публичных и частных интересов при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд // Журнал российского права. 2010. N 4. С. 140.

Закрепленные специальными нормами особые процедуры изъятия предполагают нарушение установленной общей последовательности и сроков процедур за счет сокращения их количества и продолжительности, что, безусловно, в значительно большей степени ограничивает права лиц, у которых изымаются участки. Даже исключительное право на приватизацию земельного участка гражданами в случае его изъятия для государственных (муниципальных) нужд становится невозможным, так как приоритетным будет публичный интерес .

См.: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.12.2012 N Ф03-6012/2012 по делу N А51-2836/2012.

Так, по общему правилу обязательным условием для принятия решения об изъятии участков для размещения объектов федерального, регионального или местного значения выступает наличие сведений о планируемом размещении таких объектов в документах территориального планирования, если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее — ГрК РФ). Учитывая, что данные документы являются публичными, все заинтересованные лица фактически уведомлены о перспективном изъятии задолго до принятия решения о нем и, как следствие, имеют возможность не приобретать участки, а приобретенные — не застраивать, что в конечном итоге минимизирует и расходы соответствующего бюджета на возмещение стоимости изымаемого имущества. Однако и Законом N 93-ФЗ, и Законом N 43-ФЗ до 31 декабря 2015 г. допускается изъятие земельных участков при отсутствии документов территориального планирования.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Читайте также:  Оплата капитального ремонта пенсионерами старше 80 лет в петербурге

Ст. № 15

ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»

П.10, ст. № 32

Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

П.9,10, ст. № 95

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

Ст. № 25.2

Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Постановление есть, сроков нет

В постановлении Кабинета министров РТ об изъятии земельных участков в Пестречинском районе для государственных нужд — под реконструкцию автодороги М-7 «Волга» — Богородское — Куюки, распределены обязанности заинтересованных ведомств. Минземимущества РТ, в частности, поручено в 30-дневный срок после определения размера возмещения за земельные участки совместно с Главтатдортрансом обеспечить заключение соглашения с собственниками и выплату компенсации. Главтатдортрансу также было поручено проведение связанных с этим кадастровых работ.

«Реальное время» обратилось в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ с вопросом о причинах, по которым этот процесс забуксовал. Там в ответ выдали справку, в которой говорится, что кадастровые работы проведены, а «в настоящее время Министерством земельных и имущественных отношений РТ и ГКУ «Главтатдортранс» ведутся мероприятия по организации работ по оценке земельных участков, попадающих под полосу отвода для дальнейшего выкупа и заключению соглашения».

В Минземимущества РТ, в свою очередь, в ответ на вполне конкретные вопросы нашего издания о причинах, по которым министерство до сих пор не выполнило указанные в постановлении Кабинета министров действия — не определило размер возмещения за изымаемые участки, не заключило соглашение с собственником и не выплатило возмещение, и о том, в какие сроки эти действия планируется завершить, сообщили ровно то, что было уже известно:

— Согласно постановлению Кабинета министров Республики Татарстан от 10.06.2022 №548 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан», были проведены кадастровые работы, в том числе находящиеся в долевой собственности ООО «Управляющая компания «Простор Инвест», в доверительном управлении у закрытого рентного паевого инвестиционного фонда «Инвестиционный рентный фонд». В соответствии с постановлением под изъятие попадают земельные участки общей площадью 5,7 га. В настоящее время Министерством земельных и имущественных отношений РТ и ГКУ «Главтатдортранс» ведутся мероприятия по организации работ по оценке земельных участков, попадающих под полосу отвода для дальнейшего выкупа и заключению соглашения.

Читайте также:  Пособие на 3 ребёнка в 2023 в Московской области

Несмотря на изменившийся подход судей и ФНС к решению вопроса о налогообложении сумм компенсаций за изъятое имущество, Минфин по-прежнему настаивает на своем – операция по изъятию земельного участка для целей налогообложения признается его реализацией (из-за перехода права собственности на него), а сумма выкупа – налогооблагаемым доходом в силу ст. 41 и 251 НК РФ. Данный вывод содержится в письмах от 09.04.2018 № 03-03-06/1/23095, от 17.02.2016 № 03-07-11/8736, а также в обозначенном ранее в статье сентябрьском Письме № 03-03-06/1/64481.

А специалисты ФНС и в нынешнем, 2018 году (см. Письмо от 03.07.2018 № СД-4-3/12727@), и в прошлом (см. Письмо от 11.07.2017 № СД-4-3/13419@), по сути, упрекают чиновников Минфина в непоследовательности. Ведь вопреки своим же рекомендациям ориентироваться на устойчивую судебную практику при разрешении неоднозначных вопросов налогообложения (см. Письмо от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571) финансисты по непонятным причинам игнорируют эту практику в отношении сумм компенсаций за изъятое имущество.

Остается лишь надеяться, что когда-нибудь Минфин признает очевидное – денежные суммы, получаемые собственником при изъятии у него имущества для государственных и муниципальных нужд, не являются доходом в смысле ст. 41 НК РФ.

Государство или муниципалитет может изъять земли

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

Оценка размера возмещения производится заинтересованной стороной на основании рыночной информации. Лицо, не согласное с проведенной оценкой своего участка, может обратиться в суд, предоставив данные независимой экспертизы стоимости и возникающих убытков.

Еще немного внимания!

Напишите в комментариях, как думаете – для государственных интересов возможность изымать земельные участки должна быть, или все-таки надо ставить на первое место частную собственность?


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *