Заполнение журнала воинского учета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заполнение журнала воинского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обращаем внимание, что поскольку ответственным за ведение воинского учета и работу по бронированию граждан в запасе в организации является все-таки ее руководитель, то именно он обязан подписывать большинство соответствующих документов. При этом полномочия по их заполнению он вправе делегировать своим подчиненным.
Как вести воинский учёт: алгоритм
- Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
- Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
- Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
- Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
-
Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
- мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
- военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
- Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.
Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.
В организации должны иметься:
- приказ о воинском учёте;
- план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
- картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
- журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
- расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
- переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
- списки граждан, пребывающих в запасе;
- справочная информация;
- прочие документы.
Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.
Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.
Порядок заполнения журнала проверок состояния воинского учета: образец
Представленный образец журнала представляет собой таблицу, в каждой графе которой фиксируется следующая информация:
- дата проведения проверки;
- должность, ФИО проверяющего сотрудника военного комиссариата;
- результаты, выявленные основные недостатки и выводы (оценка качества осуществления воинского учета);
- решение руководителя организации (директора) по результатам проверки и/или отметка об устранении выявленных недостатков.
Нужно отметить, что вносить записи в журнал проверки состояния воинского учета могут только сотрудники контролирующих органов и руководители организации. Документ должен быть пронумерован, прошнурован, опечатан, заверен руководителем.
С этим шаблоном часто используют:
|
Популярные документы и процедуры:
|
В первую очередь надо оформить титульную страницу и заверяющую надпись.
На титульном листе должно быть полное название Журнала.
Дата начала и окончания работы с журналом. Срок хранения документа.
Потом ─ название военкомата, полное и сокращенное, в том числе фирменное наименование ЮЛ / ФИО ИП. Адрес исполнительного органа ЮЛ/место жительства или предпринимательской деятельности (если они разные) ИП.
Номер записи о госрегистрации ЮЛ/ИП, идентификационный № налогоплательщика (для ИП); № записи в реестре и дата включения сведений в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
ФИО и должность ответственного за ведение журнала учета. ФИО руководителя предприятия, ИП. Подпись и печать.
Пошаговая инструкция по ведению воинского учета на предприятиях
Организация воинского выглядит следующим образом:
- Оформляется приказ о назначении ответственного за ведение ВУ работника.
- Утверждается должностная инструкция — в ней прописываются обязанности сотрудника по ведению воинского учета.
- Предприятие (компания) ставится на учет в военкомате — заполняется карточка по форме Ф-18 и ежегодный план работ по ВУ.
- Оборудуется рабочее место ответственного лица.
- В отдельную папку заносится рабочий материал (методички, образцы оформления документов, нормативные акты и др.).
- Формируется картотека — осуществляется систематизация личных карточек работников (по формам Т-2 или Т-2ГС) с точки зрения их отношения к воинской обязанности.
Кто подлежит первоначальной постановке на воинский учет
Ежегодно все 16-летние граждане мужского пола обязаны прибыть в военкомат в дату, установленную военкомом для первоначальной постановки на воинский учет.
Это происходит в период с 1 января по 31 марта. Кроме них, согласно ст. 9 ФЗ № 53, встать на первоначальный ВУ (в любое время года) обязаны следующие граждане:
- не прибывшие в военкомат в приведенный срок (в течение 1 квартала);
- ставшие гражданами РФ;
- отсидевшие в тюрьме;
- вернувшиеся в РФ на ПМЖ;
- женщины, имеющие военно-учетную специальность, входящую в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе
Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.
Для бронирования граждан собирается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возраста, званий. Затем перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.
Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (этот бланк строгой отчетности компания получает в военкомате) и планом мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.
Прочие отчеты для сдачи
Существуют дополнительные формы, которые необходимы при наличии призывников-уклонистов или о служащих, которые обучаются на военной кафедре. Для этих случаев предусмотрены бланки по форме 10 и 2.
Бывают случаи, когда военные комиссары запрашивают дополнительную информацию о военнообязанных гражданах, которые состоят на общем учете. Тогда сотрудник уточняет сроки подачи отчета, заполняет указанные формы, отправляет информацию выбранным способом.
Методические рекомендации относительно ведения воинского учета, утвержденные Генеральным штабом ВС России, содержат данные о том, когда и какие отчеты сдает кадровый служащий. Кроме того, рекомендациями закреплены сроки сдачи.
По нормативам, предоставлять данные в военкомат не нужно, если внутри коллектива нет сотрудников, состоящих в запасе или на учете как военнообязанные. Это значит, что бланк по форме 6 заполнять не нужно, но придется все-таки оформить бланк по форме 18.
Обязательна ли процедура воинского учета?
Согласно ФЗ № 61-ФЗ «Об обороне» воинский учет обязаны вести все компании при любой форме собственности. Избежать подобной ответственности могут только индивидуальные предприниматели (на основании Постановления Президиума ВАС РФ № 13798/08).
Все расходы по ведению воинского учета осуществляются за счет собственных ресурсов компании. После включения вновь организованного предприятия в ЕГЮР в автоматическом режиме информация поступает в военкомат.
Прямую ответственность за правильный учет военнообязанных подчиненных несет руководитель, обладающий правом делегировать полномочия менеджеру по персоналу или другому сотруднику с определением круга обязанностей в трудовом договоре.
Правила ведения воинского учета прописаны в документах:
- В Положении о воинском учете № 719 (ПП РФ).
- ФЗ № 53-ФЗ «О воинской обязанности».
- Методические рекомендации по ведению учета (утверждены Генштабом Вооруженных сил).
На протяжении всего периода работы военнообязанных документация о воинском учете должна поддерживаться в актуальном состоянии и храниться в надлежащих условиях.
Воинский учет в организации
Актуально на: 30 января 2020 г.
Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ, п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Ответственность за нарушения при ведении воинского учета
Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.
Вид правонарушения | Величина штрафа | Основание |
---|---|---|
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет | от 300 до 1 000 рублей | ст. 21.1 КоАП РФ |
Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете | ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ | |
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет | от 500 до 1 000 рублей | ст. 21.2 КоАП РФ |
Специальный воинский учет – учет военнообязанных граждан, которые бронируются за органами государственной власти, местного самоуправления и предприятиями на период военных действий или мобилизации. Также на специальном воинском учете состоят граждане, проходящие службу в ОВД, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы.
Для ведения такого учета Министерством Обороны Российской Федерации разработаны специальные документы: карточки, бланки, журналы и прочее. Каждое предприятие должно вести их в соответствии с установленным законодательством. Несоблюдение закона влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2020 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.
Источники:
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
- КоАП РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Отчетность для работодателей
Компании готовят отчеты по учету:
- в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
- в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
- в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.
Одновременно методические рекомендации по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в 2021 году требуют ежегодно сдавать:
- отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме №6;
- доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
- карточку учета (форма №18).
Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.
Как вести журнал проверок состояния воинского учета
Обязанности по учету граждан, пребывающих в запасе или подлежащих призыву на срочную службу, в случае их трудоустройства, лежат на работодателе.
В лице уполномоченного сотрудника по вопросам ВУ производится регистрация граждан, сбор данных, анализ и обмен с муниципальным отделом военного комиссариата.
По своей сути воинский учет является комплексом мероприятий для организации военной подготовки мобилизационных ресурсов на случай ведения боевых действий.
Деятельность ответственного за учет строго регламентирована на различных уровнях, от федерального до регионального, и подтверждается заполнением различных документов воинского учета.
В целях обеспечения эффективности работы военно-учетного стола, а также для своевременного выявления нарушений при ведении учета состояние мобилизационной подготовки подлежит периодическому мониторингу по линии Министерства обороны.
Как вести журнал проверок состояния воинского учета
Обязанности по учету граждан, пребывающих в запасе или подлежащих призыву на срочную службу, в случае их трудоустройства, лежат на работодателе.
В лице уполномоченного сотрудника по вопросам ВУ производится регистрация граждан, сбор данных, анализ и обмен с муниципальным отделом военного комиссариата.
По своей сути воинский учет является комплексом мероприятий для организации военной подготовки мобилизационных ресурсов на случай ведения боевых действий.
Деятельность ответственного за учет строго регламентирована на различных уровнях, от федерального до регионального, и подтверждается заполнением различных документов воинского учета.
В целях обеспечения эффективности работы военно-учетного стола, а также для своевременного выявления нарушений при ведении учета состояние мобилизационной подготовки подлежит периодическому мониторингу по линии Министерства обороны.