Правила установки радаров на дорогах в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила установки радаров на дорогах в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.
Проблемы установки треног
С другой стороны, в существующих правилах сотрудничества отчетливо просматривается «коммерческий интерес»: чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Поэтому местные автоинспекции часто «не замечают», что видеокамеры частников устанавливаются с нарушениями.
Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:
- камеры устанавливают не там, где существует повышенная аварийность, а там, где максимально часто нарушается скоростной режим.
- искусственно создают «аварийный участок» несколькими мелкими авариями, о чем извещают в СМИ;
- маскируют видеокамеры в придорожных лесопосадках, за поворотами, за кузовом автомобиля или прямо на машине.
- устанавливают камеры некорректно, либо изменяют настройки погрешности.
- не обозначают камеры предупреждающими знаками (явный пробел в законодательстве).
Естественно, исходя из коммерческой необходимости, частники стараются установить современные мобильные видеокомплексы с широкими возможностями (например, фоторадары модификации «Крис-П» или «Кордон» стоимостью 700 тысяч – 2 миллиона рублей). Камеры способны фиксировать превышение скоростного режима при приближении и удалении авто, выезд на разделительную линию, встречную полосу и полосу общественного транспорта, движение по обочине. Аппаратура самостоятельно может проверять номерные знаки автомобилей по базам данных нарушителей или угонов, сохранять видеоинформацию и передавать ее оператору для обработки.
В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.
Важно! Согласно правилам использования видеокамер фиксации ПДД, контролю подлежит прямой участок дороги до 50-60 метров, камера должна быть установлена не ближе 3 и не далее 17 метров от дороги, не должна быть скрыта, а угол поворота объектива настроен по ориентиру (параллельно кромке дороги).
Какие нарушения фиксируют камеры?
Современные комплексы, установленные для фиксации нарушений, способны реагировать на следующие ситуации:
- превышение скоростного режима свыше установленных норм;
- нарушение требований дорожной разметки;
- проезд на знак светофора, запрещающий движение автотранспорта;
- выезд за пределы линии «Стоп»;
- выезд на полосу встречного движения;
- выезд на тротуар;
- движение по обочине;
- движение по полосе, предназначенной для проезда общественного транспорта;
- выезд на перекресток при заторе;
- отсутствие ближнего света фар и дневных ходовых огней;
- проезд по запрещающие дорожные знаки: «Въезд запрещен», «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
- для тяжелых грузовиков нарушение правил оплаты проезда;
- поворот, выполненный из второго ряда;
- непредставление преимущественного права пересечения дороги пешеходами на специально оборудованных пешеходных переходах;
- движение грузовых транспортных средств на автомагистралях и дорогах для автомобилей далее второй полосы.
Хит сезона — радары-треноги и другие частные камеры
Разрешая частникам заниматься видеофиксацией автомобильного скоростного движения на трассах, правительство осознанно создало уникальный вид коммерции. Установленная тренога на обочине дороги, где водители часто превышают допустимую скорость, приносит владельцу камеры неплохой доход в виде процентов штрафов, наложенных на водителей-лихачей.
Многие нарушители нарекают, мол, с опоздание приходят по интернету извещения о наложенных штрафных санкциях. Объясняется феномен неторопливой обработкой материала, который сняли с камеры, свидетельствующего о совершении административного правонарушения. Сроки отчасти затягиваются в силу огромной территории Российской Федерации. Представьте географический масштаб государства, составляющего 1/6 часть Земли. Россия по территории еле ворочается между полюсами.
Разработан и внесен на рассмотрение Госдумы проект закона о камерах видеофиксации на дорогах в 2022 году.
Согласно нормам данного документа:
- все технические средства фиксации должны находиться в собственности РФ или субъектов РФ;
- требования к ним устанавливаются Правительством РФ;
- также Правительство РФ разрабатывает порядок определения, выбора мест для их установки.
В пояснительной записке инициатор принятия закона указали, что сейчас частные лица используют средства фиксации для наживы:
- передвижные комплексы часто устанавливаются не на участках с большой аварийностью, а на участках, где часто допускаются незначительные или спорные нарушения;
- часто техсредства устанавливаются некорректно или искусственно завышается уровень погрешности;
- они не обозначаются никакими знаками, пользуясь пробелами в законодательстве, так как нет единого ГОСТа по средствам фотовидеофиксации, так, в ГОСТ Р 52289-2004 по дорожным знакам переносные треноги не включены.
По мнению законодателей, частные лица намеренно устанавливают техсредства таким образом, чтобы увеличить количество правонарушений, что не соответствует первоначальной цели их внедрения: устранение спорных ситуаций на дороге. Данное мнение депутатов уже поддержал вице-премьер Максим Акимов, поэтому есть вероятность, что законопроект будет принят.
Какой штраф за перегруз автомобиля в 2022 году?
Частные камеры видеофиксации на треногах: основания для установки
Видеооборудование для фиксации нарушений ПДД – это стационарные и мобильные комплексы, которые должны устанавливаться на участках дорог, где наиболее высокий уровень аварийности, нарушений скоростного режима и других требований ПДД. Задача видеокамер – предотвращение правонарушений и их автоматическая фиксация.
Что это дает? Субъекты хозяйствования заключают государственное концессионное соглашение с региональной администрацией и получают право:
Передавать функции видеофиксации в аутсорсинг частным отечественным и даже иностранным организациям государственные органы на местах имеют право на основании ФЗ 115 «О концессионных соглашениях». Согласно закону, частный инвестор приобретает и обслуживает видеооборудование за свой счет, а ГИБДД указывает ему места установки видеокамер на треногах (у установщика должна быть виза руководителя регионального ГИБДД с разрешением установки камеры именно в конкретном месте).
Будут ли отменены частные видеокамеры на дорогах?
Признавая, что аутсорсинг мобильной видеофиксации ПДД – это нормальная мировая практика, эксперты по безопасности дорожного движения РФ, утверждают, что на российских дорогах от нее следует отказаться. Специфика отечественного законодательства и коррупция ведут не к снижению аварийности на дорогах, а к не совсем законному обогащению частных компаний, росту мошеннических схем и нарушению прав автовладельцев.
Государственная Дума уже рассматривает необходимость внесения изменений в КоАП РФ (статья 2.6.1) по вопросу привлечения водителей к административной ответственности на основании автоматической видеофиксации. Одним из пунктов изменений заявлен отказ от услуг частных организаций и передачу всех камер видеофиксации в собственность субъектов РФ.
Президент России также потребовал ужесточить правила видеофиксации нарушений ПДД, обязать владельцев видеокамер информировать водителей о местах установки оборудования и увеличить штрафы за неправильное его использование. В связи с этим, вероятно, законопроект будет принят в ближайшее время.
Автомобилистам на заметку
Для того, чтобы не попасться на один из радаров, водителям желательно придерживаться простых правил:
- соблюдайте ПДД независимо от того, по какой дороге вы едете;
- приобретите собственный видеорегистратор, который позволит вам отстоять свою позицию при возникновении проблем;
- не отвечайте на провокации инспектора, если он начинает вас шантажировать и не соглашайтесь на взятку. Если вы все-таки нарушили ПДД, то нужно оплатить штраф в официальном порядке;
- воспользуйтесь радар-детекторами. Эти устройства позволяют отслеживать камеры видеофиксации. К сожалению, многие современные камеры научились обходить эти детекторы.
Проблему с камерами видеофиксации сложного назвать решенной. Водители, вынужденные отстаивать свои права, обращаются в суд и нередко проигрывают его. Однако разработка ГОСТов и попытки государства бороться с вседозволенностью частников и инспекторов побуждают верить в грядущие перемены.
Какие бывают виды камер
Условно все камеры в зависимости от их формата можно разделить на три основных типа:
- Переносные.
- Стационарные.
- Мобильные.
Рассмотрим некоторые виды более подробно:
- Камера видеофиксации «Бинар». Этот прибор очень компактен, он находится в салоне патрульной машины. Сам прибор оснащен специальной программой. Именно при помощи нее на компьютер поступают данные, после чего они распечатываются. Каждый сотрудник ГИБДД по окончании своей смены перемещает всю полученную информацию в общую базу данных.
- Камера «Крис П». Представляет собой передвижной автоматический комплекс. Этот прибор работает без оператора. А благодаря беспроводному каналу связи прибор способен в режиме реального времени передавать на компьютер все необходимые сведения. Что касается сохранения информации, то она происходит автоматически на энергоноситель.
- Камера «ЛИСД 2Ф». Представляет собой лазерный прибор, который устанавливается недалеко от служебной машины сотрудников ДПС. Либо эта камера может быть в руках инспектора. Данное устройство способно поддерживать электронные носители, а также оно используется в ручном режиме.
- Камера «ПАРКОН». Эта камера работает только в отношении нарушения правил парковки. После того как данные получены, они подвергаются обработке на центральном посту.
Частные камеры видеофиксации нарушений пдд закон
Закон обязывает частных владельцев радаров соблюдать следующие правила:
- устройство должно быть проверено и сертифицировано по единым федеральным правилам. Лица, которые используют эти приборы, проходят подготовку;
- частные камеры размещаются на тех участках, которые не контролируются стационарными приборами. На расположение комплекса указывает предупреждающий знак;
- владельцы камер выявляют нарушения и отправляют уведомления о наложении штрафа провинившимся водителям (в распечатанном виде);
- эксплуатирование камер происходит на возмездной основе. Их владельцы получают процент от выписываемых штрафов.
Виды и типы камер ГИБДД
Центр организации дорожного движения (ЦОДД) обеспечивает водителям условия для соблюдения ПДД. Определяет места крепления камер фото- или видеофиксации на улицах населенных пунктов или загородных трассах. А Центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД штрафует водителей, нарушающих Правила дорожного движения. Информация в ЦАФАП поступает с камер по связи GPS/ГЛОНАСС.
В настоящее время устройства автоматической фиксации нарушений делятся на 3 вида:
- Лазерные.
- Радарные.
- Видеофиксирующие.
А по способу установки:
- Мобильные.
- Стационарные.
Лазерные комплексы захватывают и ведут цель на отдельном отрезке дороги, стреляя коротковолновыми импульсами с определенным временным интервалом. Расчет скорости ведется исходя из временной задержки каждой отраженной волны импульса.
Радарные устройства работают по принципу эффекта Доплера. Датчики пускают электромагнитный сигнал и ловят его отражение. Если автомобиль находится в движении, частота отраженного сигнала меняется, и по ее колебаниям аппарат определяет скорость.
Видеофиксирующие устройства предназначены для распознавания регистрационных знаков. Устанавливаются как на дорогах общего пользования, так и на парковочных зонах. Фиксируют различные нарушения, кроме превышения скорости.
Таблица 1. Дорожные камеры. Классификация и модели
Классификация |
Модели |
Стационарный радар |
Стрелка-СТ (старого образца), Стрелка-СТ (нового образца), Стрелка Плюс, Автоураган, Автодория, Арена, Кордон, Кречет-С, Крис, Одиссей |
Пост ДПС (мобильный) |
Бинар, Амата, Визир, Кукушка |
Тренога |
Арена, Крис, Амата |
Камера проезда на красный свет |
Перекресток |
Контроль светофоров |
Визир |
Все остальные |
Поток, Паркон-С (контроль остановки), Робот, ЛИСД-2Ф |
Перечень нарушений, фиксируемых в автоматическом режиме
Цифровые технологии прочно заняли нишу в сфере безопасности жизнедеятельности человека. В частности, роботизированные системы следят за исполнением водителями закона о ПДД. Сейчас даже трудно найти улицы и шоссе в городах, на которых бы не стояли камеры фиксации нарушений. Вместе с этим, перечень деяний, за которые полагается штраф, для программного обеспечения постоянно расширяется. Реестр нарушений ПДД автоматической фиксации с камер ГИБДД выглядит так:
- выезд на тротуар;
- превышение скорости;
- осуществление поворота из 2-го ряда;
- проезд под запрещающий сигнал светофора;
- не включены ходовые огни или ближний свет фар;
- проезд под знак 3.1 («Въезд запрещен», «Кирпич»);
- пересечение стоп-линии (на перекрестках и светофорах);
- пересечение дорожной разметки в нарушение требований;
- проезд под знак «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
- нарушение условий оплаты проезда для грузовых ТС (транспондер);
- выезд на полосу для маршрутного транспорта (проезд по выделенной полосе);
- выезд на встречную полосу движения (через 1 или 2 сплошные линии разметки);
- движение грузовых ТС далее 2-й полосы на автомагистралях и дорогах общего пользования;
- проезд пешеходного перехода с нарушением (непредоставление преимущества пешеходам для перехода на обозначенных участках).
Типы стационарных радаров ГАИ (ГИБДД)
С каждым годом на дорогах нашей страны появляется все больше автомобилей. К сожалению, не все водители строго соблюдают ПДД, что нередко приводит к различного рода авариям. Для общего улучшения дорожной ситуации, а также для снижения аварийности ГИБДД использует в своей работе радары, фиксирующие факты нарушения правил дорожного движения. Прогресс в этой области не стоит на месте, и на смену устаревающим моделям камер приходят новые все более совершенные технические средства, которые не всегда заметны антирадарам, установленным в автомобилях. По типу установки радары делятся на 2 группы — мобильные и стационарные. Разновидности последних мы рассмотрим в этой статье.
Стационарные радары-камеры крепятся в определенном месте на постоянной основе на жесткую опору над проезжей частью. Как правило, данные с этого вида радаров стекаются в Центр обработки административных правонарушений при ГИБДД или на ближайший стационарный пост ДПС. На дорогах при приближении к стационарным камерам по правилам должен быть установлен знак 8.23 «Фотовидеофиксация».
Приложения антирадары: особенности и функциональность
Смартфоны прочно вошли в жизнь современного человека. Помимо стандартных функций, они могут заменить собой некоторые гаджеты, если установить дополнительные приложения. К таким «сменным» устройствам относится, например, антирадар. Разработчики приложения вносят в программу базу стационарно установленных камер и радаров, а GPS-датчик смартфона определяет местонахождение водителя и предупреждает о видеокамерах ГИБДД, которые встретятся на его пути.
Программный комплекс антирадара в смартфоне имеет свои преимущества:
- в автомобиле нет лишних приборов и проводов;
- актуальная информация о камерах, фиксирующих превышение скорости, постоянно обновляется;
- в приложении предполагаются дополнительные функции — например, видеорегистратор;
- Приложение устанавливается на смартфоны с разными операционными системами.
Есть у приложений и недостатки:
- наличие платных функций;
- большой расход заряда смартфона.
Внимание» В некоторых приложениях обновление базы геоданных вносятся с задержкой. Поэтому полностью полагаться на приложения антирадаров не стоит.
Как выбрать лучший антирадар для смартфона?
Наша статья подходит к финалу. В завершение, дадим несколько последних советов. Чтобы понять, какой антирадар на телефон — лучший, и установить, действительно, хороший, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:
- Рейтинг утилиты и отзывы, особенно, отрицательные. Так вы сможете сразу отсеять «слабые» программы и получить представление о минусах «сильных»;
- Сколько места занимает на карте памяти смартфона. Как правило, такие приложения весят много, +100 Мб. Также учтите, солидный кусок диска смартфона отнимут и базы данных, которые нужно скачать после установки;
- Как часто обновляются базы (чем чаще, тем лучше);
- Можно ли вносить сведения самостоятельно? Хорошо, если бесплатный режим это позволяет;
- Есть ли дополнительные опции и какие. Отталкивайтесь от того, что важно для вас (например, hud-проекция, спидометр, голосовой помощник, встроенный навигатор и т.д.);
- Возможность работы антирадара в режиме оффлайн (на трассе могут быть участки без Интернета);
- Территориальный охват. Если часто ездите по междугородным трассам или выезжаете в другие страны, ищите приложение, с максимально широкой географией.