Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому и в учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому и в учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Права граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг могут ограничиваться в случаях, предусмотренных законом. Ограничения прав могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания, если они лишены ухода и поддержки родственников или иных законных представителен и не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителен решается судом по представлению органов социальной защиты населения.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Отказ в предоставлении гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг в этом случае подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Законодательство предусматривает пять форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

  1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  4. срочное социальное обслуживание;
  5. социально-консультативная помощь.

Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством, относится:

  1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;
  2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
  3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
  4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
  5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
  6. содействие в организации ритуальных услуг;
  7. другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме перечисленных выше надомных социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется нуждающимся в надомных социальных услугах гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) на поздних стадиях, за исключением карантинных инфекционных заболеваний, хронического алкоголизма, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимает руководитель учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья. Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

  1. обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
  2. уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
  3. социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
  4. добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;
  5. медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
  6. свободное посещение адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;
  7. бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
  8. предоставление помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;
  9. сохранение занимаемых по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а если в жилых помещениях остались проживать члены их семей — в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;
  10. участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых, в том числе, в учреждениях социального обслуживания.
Читайте также:  Транспортный налог в Москве 2023 для юридических лиц

Срочное социальное обслуживание направлено на оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:

  1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
  2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
  3. разовое оказание материальной помощи;
  4. содействие в получении временного жилого помещения;
  5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
  6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
  7. иные срочные социальные услуги.

Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Услуги социального обслуживания

Полустационарное социальное обслуживание используется для таких граждан пожилого возраста и инвалидов, которые способны обслуживать сами себя и могут активно передвигаться. Они не должны иметь медицинских противопоказаний для зачисления на подобное социальное обслуживание. Также в эту группу включены дети, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации.

Осуществление полустационарного социального обслуживания производят полустационарные организации (предприятия, учреждения) социального ухода или отделения пребывания, как в ночное, так и в дневное время. Они формируются в центрах общественного социального обслуживания и применяются для помощи в проведении мероприятий в области социальной адаптации к условиям жизни в обществе клиентов социальной службы, которые утратили социально полезные связи.

Замечание 1

Полустационарное социальное обслуживание состоит в медицинском уходе, социально-бытовом и культурном обслуживании. Его получают инвалиды и граждане пожилого возраста.

Социальное обслуживание инвалидов

Социальное обслуживание престарелых лиц и инвалидов регламентировано в ФЗ N 442. Согласно ему, соцобслуживание оказывается женщинам и мужчинам в возрасте 60 и 65 лет соответственно. Также помощь доступна инвалидам любого возраста, в т.ч. и детям-инвалидам.

Поддержку могут оказывать определённое время или же постоянно из-за утраты возможности самолично удовлетворять собственные нужды (полностью или отчасти).

Желающий должен заранее дать письменное согласие на оказание соцобслуживания. Для этого от его имени подаётся письменное заявление, копия паспорта или пенсионного удостоверения. Нуждающийся может получить жилплощадь в домах жилфонда для соцпользования. Также он вправе указать срок предоставления поддержки – бессрочно или временно.

Кроме заявки от претендента потребуется документ, свидетельствующий о праве на запрашиваемую помощь. Например:

  • справка о заработке;
  • заключение медсоцэкспертизы;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство об отсутствии заболеваний, при которых нельзя получать помощь дома.

Если же гражданин не желает получить поддержку, за ним сохраняется возможность отказаться от её назначения. Работникам соцслужбы остаётся разъяснить последствия такого решения, а также принять от лица письменный отказ от соцобслуживания.

Исключение составляют недееспособные граждане и дети до 14 лет. В этих случаях согласие даёт представитель.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Дома для престарелых в Подмосковье

Сеть пансионатов для пожилых людей предлагает дома для престарелых, которые являются одними из лучших в плане комфорта, уюта и расположены в красивейших местах Московской области.

Мы готовы предложить:

  • Комфортабельные пансионаты по уходу за пожилыми людьми в Москве и МО. Предложим все возможные варианты для размещения близкого Вам человека.
  • Большую базу квалифицированного персонала по уходу за пожилыми людьми.
  • Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).
  • Если Вы в поиске работы, мы предлагаем вакансии сиделок.
  • 1-2-3-местное размещение в пансионатах для пожилых людей (для лежачих специализированные удобные кровати).
  • 5-разовое полноценное и диетическое питание.
  • Ежедневный досуг: игры, книги, просмотр кинофильмов, прогулки на свежем воздухе.
  • Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.
  • Еженедельный осмотр профильных врачей.
  • Комфортные и безопасные условия: благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью. Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт. Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Процесс оформления государственной поддержки состоит из нескольких последовательных этапов и одинаков для всех регионов, будь то Москва или другой населенный пункт:

  1. Обратиться в местное отделение Пенсионного фонда либо Многофункциональный центр лично или через законного представителя. Предусмотрена возможность подачи заявления через личный кабинет на интернет-портале ПФР.
  2. Написать заявление на предоставление ЕДВ. Поскольку НСУ назначается автоматически получателям ежемесячной выплаты, оформлять отдельное заявление нет необходимости. Исключение – лица, которые подверглись радиоактивному воздействию.
  3. Получить справку, дающую право на получение НСУ, где указывается категория льготника, срок назначения ЕДВ и перечень услуг.
  • Как приготовить дома шаурму
  • Индейка тушеная с овощами
  • Новые налоги 2020 года, которые придется платить с зарплаты
Читайте также:  Как платить алименты родителям

Нормативно-правовое регулирование

Вопросы соцпомощи населению регламентируются федеральным законом №442-ФЗ от 28 февраля 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан». В соответствии с его нормами, лицам, имеющим инвалидность либо пожилым людям может предоставляться необходимая помощь, на постоянной или временной основе.В статье 15 перечислены критерии, по которым осуществляется признание человека нуждающимся в поддержке, т.е обстоятельства, ухудшающие условия его жизнедеятельности.

Услуги гражданам оказываются на основании договора, заключенного органом социальной защиты с учреждениями соцобслуживания, в зависимости от формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов подразделяются на надомные, полустационарные, стационарные, социально-консультативные.

  • Как сшить платье для куклы
  • Что можно получить от государства бесплатно
  • 4 новые меры поддержки от правительства

Стоимость социального обслуживания пожилых и инвалидов на дому

Социальное обслуживание на дому может быть предоставлено на условиях 100% оплаты, частичной оплаты или бесплатно:

№ п/п. Категории получателей услуг Стоимость услуг
1 Лица с ограниченными возможностями здоровья (1, 2, 3 группа) и граждане пенсионного возраста, ежемесячный доход которых менее полутора размеров регионального прожиточного минимума (одиноко проживающие, проживающие с другими пенсионерами и инвалидами).

Федеральные льготники:

● Герои социалистического труда;

● Герои Советского Союза и Российской Федерации;

● жители блокадного Ленинграда;

● бывшие узники концлагерей фашистов;

● ветераны войны;

● инвалиды Великой Отечественной Войны;

● супруги/вдовы участников боевых действий.

0 рублей
2 Лица с ограниченными возможностями здоровья (1, 2, 3 группа) и граждане пенсионного возраста, ежемесячный доход которых менее полутора размеров регионального прожиточного минимума. Предоставляется скидка
3 Инвалиды, пенсионеры и иные лица, имеющие право на социальное обслуживание на дому, не относящиеся к перечисленным выше случаям. Оплата в 100% размере

Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”

Вопрос: Я являюсь инвалидом 1 группы и остро нуждаюсь в социальном обслуживании на дому. Мне отказывают на том основании, что в регионе недостаточно социальных работников. Является ли такой отказ обоснованным?

Ответ: Да. К сожалению, в настоящее время существует острая необходимость в социальных работниках, и их действительно не хватает. Социальное обслуживание на дому предоставляется только тем, кто особо нуждается в нем, но и при этом условии соцработников оказывается недостаточно.

Вопрос: Я инвалид 2 группы, мой доход меньше 1,5 размеров регионального прожиточного минимума. Я проживаю вдвоем с трудоспособной дочерью. Могут ли мне отказать в социальном обслуживании на дому?

Ответ: Скорее всего Вам откажут, поскольку за Вами может ухаживать дочь. В первую очередь социальная помощь на дому оказывается тем, кто проживает одиноко.

Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 7).

До 1991 года отдельные аспекты социального обслуживания реализовывались в системе профсоюзов, учреждений социального страхования и общественных организаций.

Современный этап развития теории и практики социальной работы в России характеризуется: целенаправленными усилиями государства на всех уровнях (от федерального до муниципального) по обеспечению здоровой социальной среды для жизни человека, созданию системы поддержки людей; инициацией потенциала самопомощи человека (семьи), оказавшегося в трудной жизненной ситуации; оказанием социальной помощи человеку или группе людей через поддержку, консультирование, реабилитацию, социальный патронаж и использование других видов социальных

Социальное обслуживание является одной из форм социальной защиты в России.

В современных условиях социальные службы выступают в качестве одного из важных принципов социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности. Фирсов М.В. Введение в профессию социального работника — Москва: КНОРУС, 2011.

В словаре социальной работы Р. Баркера социальная служба определяется как «предоставление конкретных социальных услуг людям с целью удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может обеспечить себя сам)». Баркер Р. Словарь по социальной работе. — Москва, 1994.

Согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», социальное обслуживание — это деятельность, включающая в себя социально-экономическую поддержку, предоставление социальных, медицинских, социально-психологических и юридических услуг, а также осуществление социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в соответствии с основными видами, определенными настоящим Федеральным законом. Платонова Н.М. Теория и методология социальной работы. — Москва: Издательский центр «Академия». 2010.

К середине 1990-х годов была создана правовая база основных отраслей социальной сферы, заложены основы правового регулирования социально-экономического положения отдельных категорий населения (пенсионеров, беженцев, инвалидов, престарелых, вынужденных переселенцев и т.д.). Прежде всего, это базовые законодательные акты, которые закладывают основы правового регулирования в сфере социального обслуживания населения, повышения уровня социальной защиты граждан или отдельных категорий, а также установления для них экономических, социальных и правовых гарантий и определения механизмов их реализации.

В 1990-х годах были разработаны и реализованы специальные федеральные программы по содействию занятости и помощи пожилым людям и инвалидам («Старшее поколение» и «Социальная помощь инвалидам»). С 1993 года реализуется программа «Дети России», а через год после ее запуска она получила статус президентской.

В последующие годы были изданы следующие нормативно-правовые документы:

* Федеральный закон от 19.02.93 № 4528 — 1 «О беженцах»;

* Закон Российской Федерации от 19.02.93 № 4530 — 1 «О вынужденных переселенцах»;

* Закон РФ от 19.04.91 № 1032 — 1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

* Федеральный закон № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах».

* Федеральный закон № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

* Федеральный закон № 122-ФЗ от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

* Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

* Федеральный закон № 195-ФЗ от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

* Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.95.

* Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

* Федеральный закон № 120 от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Читайте также:  Какие льготы есть для приобретения единственного жилья неполной семье с одним ребенком в 2023 году

* Федеральный закон № 178 от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».

Целью курсовой работы было изучение теоретических и практических аспектов оценки социальных услуг.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью совершенствования базы социального обслуживания населения, усиления социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества.

Социальные услуги носят комплексный характер и включают в себя разнообразные виды социальных услуг, направленных на граждан для удовлетворения их специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей.

В рамках курсовой работы сложно указать все проблемы и тенденции в развитии социальных услуг для уязвимых слоев общества. Проведенное исследование позволяет резюмировать поднятые вопросы следующим образом:

1. социальная защита населения должна быть одним из основных направлений государственной политики.

2. необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативной базы, внедрить стандарты организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.

3. общественные науки должны активнее заниматься прогнозированием и разработкой на основе предсказания эффективных управленческих решений, исключающих негативные социальные последствия в исследованиях, в большей степени опираться на практический материал.

4. невозможно создать эффективную систему социального обслуживания населения без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных групп населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

5. финансирование центров социального обслуживания, как государственных учреждений, направленных на защиту населения, должно быть обеспечено и за счет бюджета.

6. необходимо пересмотреть подход к оценке работы руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре заработной платы социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.

7. сделать социальные услуги более доступными путем внедрения новых эффективных методов социальной работы с пожилыми людьми. Для расширения сети учреждений и более эффективной помощи населению необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, через тесное сотрудничество со СМИ и коммуникациями.

Важность проведенного исследования подтверждает растущее число пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи, а существующая система не способна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования, поэтому России необходимо постепенно строить новую модель системы социального обслуживания, отвечающую современным потребностям общества и экономическим возможностям государства.

Категории граждан, имеющих право на социальное обслуживание

Категории граждан, имеющих право на социальное обслуживание

1. Социальное обслуживание на дому предоставляется гражданам пожилого возраста (женщинам старшее 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, а также гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с болезнью. Социальные услуги указанным гражданам могут быть оказаны бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Нормативно-правовое регулирование

Вопросы соцпомощи населению регламентируются федеральным законом №442-ФЗ от 28 февраля 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан». В соответствии с его нормами, лицам, имеющим инвалидность либо пожилым людям может предоставляться необходимая помощь, на постоянной или временной основе.В статье 15 перечислены критерии, по которым осуществляется признание человека нуждающимся в поддержке, т.е обстоятельства, ухудшающие условия его жизнедеятельности.

Услуги гражданам оказываются на основании договора, заключенного органом социальной защиты с учреждениями соцобслуживания, в зависимости от формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов подразделяются на надомные, полустационарные, стационарные, социально-консультативные.

  • Центры реабилитации после эндопротезирования тазобедренного сустава
  • Что будет, если запретят досрочный перевод пенсионных накоплений в 2020 году
  • Московским пенсионерам увеличат минимальный размер пенсии

Кто предоставляет социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому

Точного определения, что такое социальные услуги не существует, но понятие подразумевает поддержку физических лиц, имеющих право или оформивших ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). В соответствии с законом о государственной соцпомощи, определены категории граждан, которым предоставляется льгота по линии государства:

  • нетрудоспособные граждане, которым присвоена инвалидность вне зависимости от группы;
  • ветераны боевых действий;
  • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • дети-инвалиды;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • лица, получившие инвалидность вследствие боевых действий;
  • несовершеннолетние узники времен ВОВ;
  • члены семей погибших или умерших участников ВОВ, погибших инвалидов и ветеранов боевых действий.

Помимо того, что законодательством предусмотрен набор социальных услуг для пенсионеров и инвалидов, а также прочих незащищенных категорий граждан, государство предоставляет им дополнительную поддержку. Она полагается людям, которые самостоятельно не могут о себе позаботиться. Помощь оказывают работники соцзащиты в виде:

  • стационарного обслуживания в домах-интернатах для престарелых, ветеранов, инвалидов;
  • полустационарного обслуживания в отделениях ночного или дневного пребывания;
  • соцобслуживания на дому;
  • оказания реабилитационных услуг;
  • срочного социального обслуживания.

Услуга

Денежный эквивалент

Обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями по рецепту врача

828,14 р.

Обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами, используемые в лечебном питании

828,14 р.

Выделение путевки для прохождения санаторно-курортного лечения

128,11 р.

Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно

118,94 р.

Несколько слов о Порядке предоставления социальных услуг

Деятельность организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с Законом об основах социального обслуживания граждан . Социальные услуги оказываются названными организациями в трех основных формах (п. 4 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений ):

  • в форме социального обслуживания на дому;
  • в полустационарной форме;
  • в стационарной форме социального обслуживания.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 N 940н.

Сегодня речь пойдет о первой из названных форм — социальное обслуживание на дому. Порядок предоставления социальных услуг в этой форме утвержден Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 N 939н. Так, получателю могут быть предоставлены следующие услуги (п. 14 Порядка):

  • социально-бытовые (в статье рассмотрены примеры заполнения документации именно по данному виду услуг);
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • срочные социальные.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому могут предоставляться (п. 35 названного Порядка):

  • бесплатно;
  • за плату;
  • за частичную плату.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении таких услуг является поданное в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг (с приложением необходимых документов).

Для справки. Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждена Приказом Минтруда РФ от 28.03.2014 N 159н. Примерная форма договора о предоставлении социальных услуг, а также форма индивидуальной программы их предоставления утверждены Приказом Минтруда РФ от 10.11.2014 N 874н.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *