Ответственность владельца автомобиля при ДТП совершенном другим водителем судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность владельца автомобиля при ДТП совершенном другим водителем судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Под гражданской ответственностью закон подразумевает выплаты пострадавшему, связанные с возмещением расходов на лечение, компенсацией морального вреда или расходов на восстановление поврежденного имущества. В результате судебного разбирательства возмещение ущерба возлагается на собственника ТС.

У водителя нет полиса ОСАГО – кто возместит вред?!

Ответ на данный вопрос содержится в пункте 6 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии 1079 ГК РФ:

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. (пункт 1)
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). (пункт 2)

На момент подачи иска нам не было известно на основании какого документа водителю было передано управление транспортным средством, поэтому в целях скорейшего рассмотрения дела исковые требования были сформулированы о взыскании ущерба в солидарном порядке.

Практика судов Саратовской области идет по следующему пути:
«….Определяя лицо, на которое следует возложить гражданско-правовую ответственность за причинение вреда имуществу истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что автором жалобы не представлено доказательств перехода права собственности на автомобиль к К. на основании какой-либо сделки, выбытия автомобиля из владения в результате противоправных действий К., допуска К. к управлению автомобилем на законных оснований с ведома Е., в том числе договора обязательного страхования»

(Апелляционное определение Саратовского областного суда от 06.08.2019 по делу N 33-5619/2019, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 19.04.2019 по делу N 33-1995/2019)

Таким образом, если собственник автомобиля не представит доказательства перехода права собственности (владения) на автомобиль (договор купли-продажи, аренды, полиса ОСАГО, доверенности и др.) к другому лицу, то ответственность за возмещение вреда ляжет на него.

Разъяснения Верховного Суда РФ

В «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года» (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.; опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ» № 9 за 2006 год) приведены следующие разъяснения:

Вопрос 25: Подлежит ли взысканию со страховщика страховая сумма по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.)?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (в редакции от 21 июля 2005 г.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Следовательно, исходя из вышеуказанной нормы, по договору обязательного страхования является застрахованной ответственность только владельца транспортного средства.

При этом в соответствии с абз. 4 ст. 1 этого же Закона владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.); не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Учитывая вышеизложенное, лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования.

Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений.

Однако такое лицо не освобождается от гражданско-правовой ответственности. При возложении ответственности за вред, причиненный транспортным средством, на лицо, управлявшее автомобилем без законных оснований, необходимо выяснить обстоятельства, при которых произошло выбытие автомобиля из обладания законного владельца, и исходить из положений п. 2 ст. 1079 ГК РФ («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ» № 9 за 2006 год).

Попавший в ДТП пассажир имеет право получить двойные компенсации: он может требовать страховые выплаты не только с виновника аварии, но и со второго участника происшествия, разъяснил Верховный суд РФ. Высшая инстанция указала, что автомобиль относится к источнику повышенной опасности и ответственность за попадание в ДТП наступает у обоих водителей, даже если один из них в столкновении не виноват. Таким образом, при аварии имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО, поясняет ВС РФ.

Суть дела

До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Читайте также:  Энергетик со скольки лет продают по закону 2023 Уфа

Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.

На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.

Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.

Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.

Позиция ВС

Верховный суд отмечает, что страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, невзирая на то, что один из них в ДТП не виноват.

Он ссылается на статью 1079 Гражданского кодекса, согласно которой юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причинённый ими вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.

При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причинённый в результате их взаимодействия, например, в ходе столкновения транспортных средств (пункт 3 статьи 1079).

«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», — отмечает ВС РФ.

Он также приводит нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

«Таким образом, поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО», — говорится в постановлении.

Высшая инстанция напоминает, что аналогичная позиция изложена в утверждённом 10 октября 2012 года президиумом ВС РФ обзоре судебной практики за второй квартал. В частности, в ответе на первый вопрос дано разъяснение о том, что «при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном законом об ОСАГО, производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств, в том числе и в случае, если вина одного из владельцев в причинении вреда отсутствует».

В пункте 47 постановления пленума ВС РФ 26 декабря 2017 года № 58 также разъяснено, что страховое возмещение вреда из-за ДТП производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств. Единственная оговорка касается суммы компенсаций: она не должна превышать 500 тысяч рублей по каждому договору (подпункт «а» статьи 7 Закона об ОСАГО).

Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно.

«То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правого значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет», — поясняет ВС РФ.

Он указывает, что все эти нормы и разъяснения нижегородские суды не учли. Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, ВС РФ решил отменить апелляционное определение по делу и направить материалы на новое рассмотрение в областной суд.

Добровольные компенсации

Эксперты надеются, что решение Верховного суда РФ повлияет на страховые компании и они не будут доводить решение вопросов о компенсации пассажирам до суда.

«Радует, что спор, дошедший до высшей судебной инстанции, произошел именно со страховой компанией «Росгосстрах». Эта компания одна из самых крупных на страховом рынке. Однако эта же компания лидирует по числу безосновательных отказов в страховом возмещении.

Возможно, данное решение Верховного суда отнимет желание у страховых компаний доводить подобные споры до суда, а нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел будут значительно чаще принимать во внимание правовую позицию своих старших коллег», — отмечает член Ассоциации юристов России, председатель общества защиты прав автомобилистов «Оса» Алексей Румянцев.

Он указал, что этим решением Верховный суд закрепил свою правовую позицию по аналогичным спорам, изложенную им ранее в постановлениях пленума и в обзоре судебной практики.

Поскольку в данном случае вред здоровью был причинен третьему лицу при взаимодействии источников повышенной опасности (транспортными средствами), то в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 ГК РФ владельцы транспортных средств обязаны нести солидарную ответственность перед потерпевшей независимо от их вины, напоминает эксперт.

Причинение вреда третьему лицу в результате взаимодействия источников повышенной опасности для каждого владельца этих источников влечёт наступление страхового случая в рамках договора обязательного страхования, а размер причинённого каждым из них вреда находится в пределах страховой суммы, добавил Румянцев.

«Взыскание денежных средств одновременно с двух страховщиков в случае, если вина одного из владельцев источника повышенной опасности отсутствует, законно и обосновано.

Солидарный должник, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого из должников», — отметил член АЮР.

Когда наступает ответственность собственника автомобиля при ДТП?

Кто несет ответственность за совершенное ДТП? Если человек, управляющий автомобилем в момент совершения аварии одновременно является и его собственником, то вывод очевиден. Виновником будет признан владелец (он же человек, находившийся за рулем авто в момент аварии). В этом случае собственник (он же водитель) отвечает за свои действия согласно административному, гражданскому или уголовному кодексу в зависимости от последствий аварии.

Но нередко возникает ситуация, при которой управляет транспортным средством родственник, коллега, друг или просто знакомый. Кто будет нести ответственность за совершенное деяние в этом случае? Законодательная база РФ гласит, что ответственность ложится на того человека, который находился за рулем в момент совершения ДТП и управлял им на законных основаниях (доверенность, наличие фамилии водителя в полисе ОСАГО, праве аренды и т.д.). В данном случае, собственник не несет ответственности за последствия ДТП и причиненный ущерб.

Читайте также:  Какие выплаты положены на рождение первого ребенка в 2023 году в ХМАО

Почти всегда ущерб реальнее взыскать с собственника автомобиля, по тому, что у него точно есть имущество (автомобиль) и по тому, что у него есть ответственность. Как показывает практика, виновники часто оказываются неплатежеспособными. Если виновник ДТП арендовал, взял у друга (брата, жены, родителей) автомобиль с разрешения собственника – это основание привлекать собственника для солидарной ответственности. Кстати, мы рекомендуем привлекать именно к солидарной ответственности всех причастных лиц, суд сам разберется в степени ответственности каждого.

Основанием для материальных требований будет оценка ущерба (автоэкспертиза) которую вы должны будете провести за собственные деньги (впоследствии на суде требуйте взыскать расходы с ответчика). Не приступайте к ремонту автомобиля до проведения экспертизы, так вы лишите себя возможности обоснования ущерба и получения компенсации.

При нанесении вреда человеческому здоровью

Если в результате аварии пострадали люди, то кроме выплаты материальной компенсации виновники могут понести и уголовное наказание. Нормы возникновения солидарной ответственности в этом случае не отличаются от тех, которые были перечислены выше, но предусматривают более суровые санкции.

Некоторые особенности наступления солидарной ответственности для ДТП с пострадавшими людьми:

  • если авария привела к тяжёлым травмам или гибели человека, то наказание для виновников происшествия устанавливается в рамках действующего уголовного законодательства;
  • если потерпевшему необходимо лечение или иная медицинская помощь после ДТП, то стоимость всех этих услуг должна быть полностью компенсирована виновником происшествия;
  • если здоровье человека пострадало при столкновении нескольких машин, то суд назначит наиболее суровое наказание главному виновнику ДТП, а остальным водителям назначат менее жёсткие санкции.

Когда собственник ТС не подлежит ответственности

На самом деле, таких вариантов всего два.

Виновник ДТП завладел транспортным средством неправомерно – результате угона или иных противоправных действий. В этом случае, владелец ТС не давал разрешения на управления ТС и вина за все последствия целиком остается на виновнике. В том числе, вина в противоправном завладении автомобилем. Сюда же относится управление автомобилем по разрешению несовершеннолетнего владельца, который не имеет права доверять управление ТС и не имеет его сам.

Виновник не являлся владельцем, но был собственником ТС. Здесь речь идет о случаях, когда виновник управлял автомобилем, на основании доверенности. Доверенность, в том числе дает право владельцу страховать ТС и обязывает нести правовые последствия владения ТС.

Вред от дтп: почему платит не виновник, а собственник автомобиля

Внимание

Проблематичней получить выплаты по страховке, если ДТП совершено угонщиком автомашины. Но кроме этого сложности с возмещением вреда могут возникнуть и от страховой компании если: — виновник не вписан в страховку; — полис использовался в непредусмотренный период. В данном случае пострадавшему со своими претензиями придется обращаться лишь к водителю.

А если страховки совсем нет? Требовать возмещения следует у виновника или автовладельца. Однако в этом случае вряд ли пострадавший сможет получить достаточную сумму возмещения, ибо у человека к которому предъявляются претензии, запросто может не оказаться денег. Если претензии исходят к владельцу авто, то бишь, виновник аварии не имел права управлять автотранспортом, то в данном случае дела обстоят немного легче, ибо автомобиль можно арестовать.

Так как получить возмещение с компании всегда оказывается легче, чем с частного гражданина. Напоминаем, что виновнику аварии или собственнику автомобиля после ДТП следует выслать требование о возмещении. Ответ необходимо ожидать в течение недели. Если по истечению этого срока деньги не будут выплачены, то следует обращаться с иском в суд.
Требование нужно подавать по месту проживания виновника аварии. Если в качестве ответчика выступает организация, то иск подается по месту расположения компании. Исковое заявление на возмещение ущерба Учтите, что иск к виновнику ДТП, в отличие, допустим, от требования к страховщику, государство облагает пошлиной.
К сожалению, взыскать деньги с виновника неприятностей обычно гораздо сложнее, чем со страховщика. Однако это не говорит о том, что от своих законных прав и требований стоит отказаться.

Что подразумевают под солидарной ответственностью

Транспортное происшествие так или иначе происходит по вине кого-то из автовладельцев, управляющих авто, и выступающих участниками аварии. При этом ответственным может быть признан и пешеход, например, в случае пересечения автодороги в неположенном месте либо без соблюдения соответствующих правил поведения.

Однако в конкретном случае речь идет не об обстоятельствах происшествия, а о том факте, что виновный должен быть установлен в обязательном порядке. Ведь кто-то должен понести ответственность за произошедшее и компенсировать потерпевшим вред.

В последнем случае выплата должна восполнять как имущественные потери, так возмещать затраты на лечение и покрывать моральные травмы (если идет речь о причинении ущерба здоровью). При этом не имеет значения производится ли компенсация за счет средств страховой конторы виновника либо из его собственного бюджета.

Обычно в результате процедуры установления лица, ответственного за ДТП, виновным признается один человек и чаще всего таковым выступает непосредственно водитель, нарушивший свод ПДД. Однако имеют место и иные ситуации, при которых ответ за содеянное приходится нести нескольким лицам одновременно.

И вот в таких случаях говорят о солидарной ответственности, когда предмет обязательств разделить довольно затруднительно. Под предметом здесь следует понимать компенсацию и возмещение вреда здоровью, имуществу и прочие требования пострадавшей стороны.

Интересно, что при солидарной ответственности потерпевшее лицо либо группа граждан обладают правом выбрать, кто именно из виновников должен покрывать потери. Также требования могут быть предъявлены разом ко всем ответственным лицам.

Когда собственник полностью освобождается от ответственности

Статья 1079, а также 1083 ГК РФ раскрывают моменты, когда с собственника автомобиля, а также водителя, снимается всякая ответственность.

В перечень исключений входят:

  1. Автотранспортное средство выбыло из-под непосредственного управления либо обладания гражданином. Если проще, здесь идет речь об угоне авто и свершении правонарушения посторонним лицом. Ответственность в этом случае возлагается именно на угонщика. Однако, если будет доказан тот факт, что владелец допустил незаконное изъятие машины (например, не закрыл дверь, окно, оставил в зажигании ключи), то он также может попасть под ответственность.
  2. Аварийное происшествие возникло по причине обстоятельств, преодолеть которые человек не в состоянии. Например, природные катаклизмы, боевые действия.
  3. Наличие умысла либо допущение грубой неосторожности потерпевшим гражданином. В этом случае требования о компенсации удовлетворены не будут либо размер возмещения будет изменен. Однако исключение не распространяется на ситуации, когда нанесен ущерб жизни и здоровью человека.
  4. Имущественное положение лица, признанного виновным. Здесь сумма возмещения может быть уменьшена по постановлению суда. Если вред причинен умышленно, сумма компенсации не снижается.

Каждый из указанных моментов потребует документально подтверждения невиновности гражданина. Без реальных доказательств ни частичного, ни уж тем более полного освобождения от ответственности не произойдет.

Обоюдная ответственность при дорожном происшествии может быть наложена на нескольких участников ДТП либо на собственника и водителя, управляющего машиной в момент аварии. Правда последний вариант потребует доказательств вины владельца транспортного средства. В любом случае каждая ситуация индивидуальна и нюансы таких разбирательств зачастую обладают таким набором тонкостей, что обычному гражданину невозможно разобраться самостоятельно. Поэтому оптимальный вариант – помощь юриста.

Читайте также:  Болезни по которым не берут в армию 2023 Россия

Кому кредитор может предъявлять требования и в каком объеме

Вы вправе определить, от кого требовать исполнения и в каком объеме. При этом выбор того или иного варианта зависит только от вас.

Можно предъявить требование (п. 1 ст. 323 ГК РФ):

  • всем солидарным должникам. Для этого при подаче иска укажите их соответчиками;
    любому из них, причем как в полной сумме долга, так и в его части (в любом размере). Вы можете поочередно, в любой последовательности добиваться исполнения от каждого из должников.
    У вас могут быть разные мотивы для такого выбора. Например, вы можете ориентироваться на:
    удобную подсудность, учитывая, что по общему правилу иск подается в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ, ст. 28 ГПК РФ);
    имущественное положение того или иного должника, в том числе на наличие у него имущества, на которое в дальнейшем в рамках исполнительного производства можно будет обратить взыскание. Например, денежный долг нескольких должников полностью или в большей части вы можете истребовать лишь с одного из них — наиболее платежеспособного, даже если его участие в образовании задолженности было минимальным.
  • Если должник, которому вы предъявите требование, окажется не в состоянии его удовлетворить полностью, вы вправе требовать оставшуюся часть от любого из остальных должников (п. 2 ст. 323 ГК РФ).
    Если суд удовлетворит ваши требования против одного из должников в полном объеме, это не значит, что в аналогичном иске к другому должнику вам откажут, если вы не получите исполнение полностью (п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54).
    Учтите, что течение срока давности после того, как вы предъявите исполнительный лист к одному из солидарных должников, не прерывается для предъявления исполнительных листов к исполнению в отношении других должников (п. 14 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2018)).

Владелец или собственник: кто ответит за ДТП — новости Право.ру

В Подмосковье столкнулись автомобили «Ситроен» и ВАЗ-2110. Виноват оказался водитель «десятки» Сергей Курагин, который ехал задним ходом. Автомобиль принадлежал его жене, Елене Курагиной*. Ее супруг не был вписан в ОСАГО и не имел водительских прав.

Автоправа Устная сделка продажи авто: проблемы и последствия

Владельцы «Ситроена», ООО «Агропродукт», обратились в суд. Они потребовали взыскать с ответчиков, владелицы машины и ее мужа, солидарно более 100 000 руб. на ремонт и судрасходы.

Две инстанции удовлетворили иск частично.

Сергиево-Посадский городской суд Московской области (дело № 2-4196/2018) и Московский областной суд решили, что деньги должен выплатить только водитель автомобиля — ведь именно он и виноват в аварии.

Заявитель оспорил такие выводы в Верховный суд. Представители «Агропродукта» настаивали, что ущерб надо взыскать и с собственника машины, виновной в ДТП.

Кто ответчик по иску о возмещении вреда в ДТП, если виновник — работник организации?

Транспортное средство является источником повышенной опасности.

Владельцем источника повышенной опасности не всегда является непосредственно водитель автомобиля. Если он является работником организации по трудовому договору, то владельцем признается не водитель, управляющий транспортным средством, а организация.

Необходимо обратиться в страховую компанию, где застрахована автогражданская ответственность данной организации (или, если имеются условия для прямого возмещения убытков, — в страховую компанию, выдавшую ВАМ полис ОСАГО), в случае отказа в выплате, обращаться в суд.

В том, случае, если выплата явна занижена, или не покрывает издержек, связанных с покрытием ущерба, в качестве ответчика необходимо привлекать данную страховую компанию и владельца транспортного средства — организацию, если у страховой компании отозвана лицензия — то привлечь также Российский Союз автостраховщиков. Сумму страховой выплаты в пределах лимита ответственности страховой компании суд взыщет со страховщика (страховой компании, или если лицензия отозвана — с Российского союза автостраховщиков), в части превышающей эту сумму — с владельца транспортного средства — в нашем случае организации.

Ответственность при ДТП

Сегодня значительная часть наших соотечественников пользуется автомобилями, являющимися собственностью другого члена семьи или постороннего человека, передавшего ТС на правах доверенности.

Это обычная нормальная практика, в которой не просматривается ничего отрицательного до того момента, пока автомобиль не стал участником ДТП.

Именно с этого момента начинаются длительные судебные споры по вопросу того, кто прав или виноват, кто должен возмещать ущербы и какие претензии могут быть к тому, кого и близко не было в районе происшествия.

Законодательством установлена ответственность при ДТП, но что удивляет многих, она может распространяться как на того, кто управлял транспортным средством, так и на владельца автомобиля. Бывают случаи, когда она солидарна. В зависимости от того, к каким последствиям привело дорожно-транспортное происшествие, наказание за него может назначаться по разным Кодексам:

  • гражданскому;
  • административному;
  • уголовному.

Правда ли, что хозяин автомобиля заплатит за вред независимо от вины водителя?

Это действительно так, собственник автомобиля отвечает за вред, независимо от того, виноват ли водитель, сидевший за рулем в момент ДТП (ст. 948 ГК Республики Беларусь).

Пример 2.

Водитель, управляя автомобилем, принадлежащем на праве собственности его другу, в темное время суток совершил наезд на пешехода, внезапно выбежавшего на дорогу из-за припаркованного на обочине автомобиля. В результате наезда пешеход скончался на месте происшествия. В ходе следствия установлено, что водитель не виноват в ДТП, поскольку он не располагал технической возможностью предотвратить ДТП, уголовное дело в отношении водителя прекращено. Не смотря на это, родственники погибшего подали в суд исковое заявление о возмещении морального ущерба против собственника автомобиля (то есть на друга водителя). В иске они указали, что смерть пешехода, наступила в результате наезда автомобиля, и поэтому моральный вред подлежит возмещению потерпевшим, даже если водитель не виноват. Иск о возмещении морального вреда бы удовлетворен судом.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

Кодекс РФ об административных нарушениях предусматривает наказание за ДТП, при которое не было пострадавших, либо был нанесён лёгкий или средний вред здоровью. Степень вреда, а также длительность его последствий устанавливает специализированная медицинская экспертиза.

Административный кодекс назначает виновником водителя ТС, который находится за рулём в момент аварии. Именно по причине его действия или бездействия наступает ДТП и соответствующие последствия.

Собственник авто также может понести административное наказание, если происшествие было зафиксировано при помощи фото или видеосъёмки. Чтобы снять с себя подобную ответственность, владелец должен предоставить убедительные доказательства того, что машиной в момент ДТП управляло иное лицо.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *