Все про проезд пешеходного перехода по новым правилам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все про проезд пешеходного перехода по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Движение пешеходов на проезжей части

Рассмотрим следующее изменение, которое также внесено в пункт 4.1:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части навстречу автомобилям (по левой стороне дороги), пешеходы, ведущие СИМ, должны идти вместе с попутными транспортными средствами (по правой стороне дороги).

Пешеходный переход – водительская проблема?

Каждый опытный водитель знает, что движение по пешеходному переходу является весьма опасным мероприятием. Причины опасности заключаются в том, что пешеходы a priori плохо разбираются в Правилах дорожного движения (и даже просто не знают их или не хотят знать!).

Их действиями руководит ошибочное мнение, сформированное недобросовестными СМИ: пешеход на пешеходном переходе всегда прав. Это глубоко ошибочная позиция.

Согласно разделу 4 ПДД РФ, пешеход имеет ряд принципиальных обязанностей в деле обеспечения безопасности движения. И часто случается, что именно пешеходы не выполняют элементарных требований, которые выдвигают:

  • соответствующие разделы и статьи ПДД;
  • дорожные знаки;
  • дорожная разметка.

Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?

Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей. Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.

Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.

Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции.

⛔ Новые дорожные знаки

После вступления в силу поправок в ПДД, на дорогах появятся новые дорожные знаки:

  1. «Движение автобусов запрещено» – будет означать запрет на движение автобусов, за исключением следующих по маршруту общественного транспорта и школьных. Изображение на знаке – автобус в красном круге.
  2. «Зарядка электромобилей» – в местах, где можно будет зарядить электромобиль, появится табличка с изображением электрического шнура и вилки.
  3. «Лица, использующие для передвижения СИМ (средства индивидуальной мобильности)» – данный знак будет ограничивать или запрещать перемещение СИМ на конкретных участках дороги и прежде всего это касается электросамокатов. Изображение на знаке – стилизованный человек на самокате.
  4. Платная парковка – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение монет.
  5. Парковка для инвалидов – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение инвалида-колясочника.

Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?

Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.

Читайте также:  Как выписать несовершеннолетнего ребенка из квартиры собственника отца без согласия матери

Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.

Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.

В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:

Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.

Согласитесь, тоже не самое четкое определение. Но вместе с остальными данными можно подытожить:

  • Если пешеход начал переход, водитель обязан уступить ему дорогу.
  • Изменения «скорости и направления» пешехода не должно произойти из-за действий водителя. Если он сам передумал идти или пошел в другую сторону – это не будет считаться нарушением.
  • Штраф за невыполнение правила 1500 – 2500 рублей, с возможностью оплатить только половину.

Какой штраф если не пропустил пешехода в 2021 г.

Термин «пропустить пешехода» в ПДД» был заменен на «уступить дорогу». Под этим выражением подразумевается требование, означающее необходимость остановки транспортного средства и запрет на езду или совершение маневров, если они могут заставить других участников дорожного движения, имеющих законное преимущество, корректировать скорость или траекторию своего перемещения.

Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.

Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.

Нововведения в законодательстве изменили представление о некоторых понятиях, повлияв на ряд правил. В первую очередь это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое заменили, как уже упоминалось выше, на «уступить дорогу».

Смысл корректировки в том, что теперь водитель избавился от обязанности выполнять остановку и ждать человека, переходящего дорогу, если тот находится на встречной полосе. Останавливаться придется, когда пешеход максимально приблизится к полосе, по которой едет автомобиль. Но при движении следует рассчитывать скорость, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Благодаря замене термина, удалось снизить количество пробок, ускорив общее движение транспортного потока.

Штраф за непропуск выписывается инспектором на месте либо отправляется нарушителю почтой. Во втором случае он назначается при наличии доказательств совершенного нарушения. Их обеспечивают записи с камер видеофиксации или видеорегистраторы проезжающих автомобилей. Первичный штраф будет стандартного размера, а повторное нарушение поспособствует его двукратному увеличению.

Иногда водители получают штраф, т. к. не пропустили пешехода на пешеходном переходе, идущего вдалеке по встречной полосе. Согласно изменениям в законодательстве, такие действия не являются нарушением. В этом случае следует обжаловать штраф в суде. На это у автовладельца будет 10 дней.

Штрафные санкции против водителя не претерпели серьезных изменений. Отвечать за непропуск пешехода придется рублем. Размеры штрафа зависят от того, впервые ли автолюбитель совершил нарушение.

В каких местах можно пересекать дорогу?

Пешеходы должны переходить дорогу строго по пешеходным переходам. Подобные участки найти несложно, они помечены специальной дорожной разметкой и обозначены характерными знаками.

Переходы могут быть надземными, подземными, а также особыми участками, расположенными на перекрестках.

В большинстве случаев все виды переходов, кроме подземных, регулируются светофорами. Здесь все ясно, переход можно осуществлять переход на специальный разрешающий знак регулировщика или зеленый свет установленного светофора.

Это надежно, безопасно и достаточно быстро, чего нельзя сказать о переходе дорожного полотна вне пешехода. Мало того, что это более затратно по времени, так как приходится долго ждать подходящего случая, но также крайне опасно.

Стоит всегда пользоваться установленными переходами и не рисковать своим здоровьем и жизнью в целом.

Читайте также:  Каких врачей нужно пройти для водительской медкомиссии в 2023 для автошколы

Разъяснения и комментарии

Давайте разберемся, как необходимо осуществлять пропуск пешеходов. Как можно понять из Правил, водитель должен уступить дорогу. До изменений 2014 года ПДД и Административный кодекс не соответствовали между собой. Правила заставляли пропускать пешеходов, а КоАП предписывал наказание за то, что не уступили дорогу. Поэтому законодатели сделали поправки, чтобы эти нормативные акты соответствовали ситуации. Но в чем была неясность?

Вопрос в том, что понятие пропуска не разъяснено в ПДД, а как уступать дорогу, там подробно описано. Водитель не должен мешать пешеходам, и вынуждать их изменять направление движения, скорость ходьбы.

Учитывайте, что в понятии «уступить дорогу» содержится важный фактор. Ваши пути движения с человеком, переходящим дорогу, должны пересекаться сразу по времени и траектории движения. Другими словами, если вы не дадите возможность перейти дорогу, то столкнетесь с ним, или вынудите изменить направление движения и скорость. В результате будет нарушаться п. 14.1 Правил.

Учитывая вышесказанное, можно утвердить следующий порядок пропуска пешеходов:

  1. Вы подъехали к «зебре», а пешеход вступил на нее. Если он пока не находится на проезжей части, то водитель еще не должен уступать дорогу.
  2. Вы должны притормозить, либо остановиться, чтобы дать возможность человеку перейти дорогу, не меняя из-за Вас направление и скорость ходьбы. Тогда вашей вины не будет. Но если пешеход испугался быстро приближающегося автомобиля, то сотрудник ДПС может наказать вас, выписав постановление о штрафе.
  3. Когда пешеход прошел линию вашего пути, то можно продолжать движение. Вы не обязаны ждать, пока он пройдет всю дорогу, а только уступить ему. И вы это сделали.

Приведем несколько примеров судебной практики по вопросу непропуска пешеходов:

  • Красноярский краевой суд встал на сторону водителя и удовлетворил его жалобу. Она была подана на постановление сотрудника ГИБДД, что помехи пешеходу не было, а сотрудник отказался оформить протокол, несмотря на несогласие с п. 14.1. Кроме этого, инспектор не опросил свидетеля. Чтобы доказать свою невиновность, водитель показал запись видеорегистратора. Суд принял во внимание, что водитель уступил дорогу, хотя оба участника пересекали дорогу по «зебре» в одно время.
  • Новосибирский областной суд не стал отменять постановление о наказании водителя, и не учел аналогичные доказательства водителя.

Использование пешеходных переходов

Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.

Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2023 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:

  • пешеходный переход;
  • надземный пешеходный переход;
  • подземный пешеходный переход.

А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.

Комментарий к Разделу 14 Правил дорожного движения РФ

14.1.

Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3 Правил. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся ТС, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен (п.4.5 ПДД).

Водителям, подъезжающим к такому пешеходному переходу, необходимо двигаться со скоростью, которая позволит им остановиться и уступить дорогу пешеходу, находящемуся на проезжей части. См. термин «Уступить дорогу (не создавать помех)».

14.2.

Одной из основных причин наездов на пешеходов является ограниченный или закрытый обзор: водитель в состоянии обнаружить пешехода в последний момент, т.е. на расстоянии, которое не позволяет применить даже экстренное торможение либо суметь как-то объехать пешехода. Поэтому приближаясь к нерегулируемым перекресткам, а также к нерегулируемым пешеходным переходам вне перекрестков, водителям нужно быть готовым к внезапному появлению людей на проезжей части.

Читайте также:  Если купил квартиру в 2023 году когда можно получить налоговый вычет

14.3.

Это требование касается как тех водителей, чьи ТС стоят перед переходом на перекрестке, так и тех, кто к нему только что подъезжает. Подъезжающие, несмотря на свой зеленый сигнал светофора, обязаны остановиться, чтобы пропустить пешеходов заканчивающих переход.

14.4.

В такой ситуации следует остановиться непосредственно перед переходом. Такое прекращение движения не будет считаться остановкой, так как это будет непреднамеренное прекращение движения.

Движение пешеходов на проезжей части

Рассмотрим следующее изменение, которое также внесено в пункт 4.1:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

В отличие от обычных пешеходов, которые должны идти по проезжей части навстречу автомобилям (по левой стороне дороги), пешеходы, ведущие СИМ, должны идти вместе с попутными транспортными средствами (по правой стороне дороги).

Решение Верховного Суда N АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 г.

Решение относится к предыдущей редакции пункта 14.1 ПДД, но, по-прежнему, подтверждает правильность написанного выше.

Пункт 14.1 Правил закрепляет, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Говоря о противоречии оспариваемого положения подпункту «b» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, Ч. указал в заявлении, что оно запрещает водителям продолжать движение через нерегулируемый пешеходный переход, если на нем находятся пешеходы, даже если при этом не создается помех движению этих пешеходов и опасности для их жизни и здоровья. Такое утверждение основано на неверном толковании пункта 14.1 Правил. Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом, поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются).

Таким образом, оспариваемая норма согласуется с подпунктом «b» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, устанавливающим, что если движение транспортных средств на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.

[ads3]

Вкратце про ответственность Водителя, не пропустившего Пешехода.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, всегда будьте внимательны и смотрите на знаки пешеходных переходов, а не думайте о том, в какой ситуации вы обязаны пропустить пешехода. Тем более в последнее время правительство устанавливает знаки пешеходного перехода со специальным оранжевым сигналом, который водитель сможет увидеть задолго до самого перехода. Также на трассах часто оборудуются специальные, так называемые «шумовые разметки», проезжая по которым водитель чувствует характерную вибрацию и понимает, что через определенное расстояние его ждет пешеходный переход.

В заключение также стоит сказать о правиле пропуска слепых пешеходов. В случае если пешеходный пешеход пересекает слепой человек, подающий сигнал белой тростью, то во избежание штрафа за пешехода в 2020 году, водителю необходимо будет дождаться, когда слепой полностью закончит пересечение проезжей части и вступит на тротуар. Только после этого можно будет продолжить движение.

К счастью, в последние года складывается положительная тенденция, и почти все автомобилисты всегда пропускают пешеходов, а, следовательно, и штрафов, выписываемых за данное нарушение, становится гораздо меньше.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *