Утилизационный сбор на самоходные машины 2023 расчет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор на самоходные машины 2023 расчет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.
Особенности составления договора с оператором расширенных обязательств
Изготовитель продукции на территории РК или импортер продукции на территорию Казахстана отправляет заявку в рамках правил, утвержденным правительством РК. Далее в обозначенный временной срок вносит на банковский счет оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) утилизационный платеж. Методику расчета утилизационного платежа утверждает уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
Под утилизационным платежом (далее – утилизационный платеж) понимается плата оператору расширенных обязательств производителей (импортеров), осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки.
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Увеличение утилизационного сбора для грузовиков
II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий7 | ||
13. Транспортные средства технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 6,68 | 13,57 |
15. Автосамосвалы технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 6,3 | 13,57 |
Увеличение утилизационного сбора для шасси
V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, M2, M37 | ||
29. Шасси колесных транспортных средств категории N3 технически допустимой максимальной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 6,68 | 13,57 |
Основным документом, регламентирующим порядок взимания утилизационных платежей на транспорт, является Постановление Правительства РФ №870 от 30.08.12. Именно этот документ регулирует порядок расчета сбора, механизм его уплаты, определяет круг субъектов, которые признаются плательщиками сбора, а также описывает ситуации, при которых платеж должен быть перечислен в бюджет.
Постановление Правительства «Об утильсборе» утверждает:
- перечень транспортных средств, которые признаются объектами налогообложения;
- случаи, при которых взымается сбор;
- ставки и коэффициенты для расчета сбора;
- плательщиков сбора;
- условия, при которых сбор не взымается.
Дополнительно к основному документу, Правительством приняты нормативные акты, регулирующие правила расчета и уплаты сбора в отношении колесных, самоходных ТС, прицепов и полуприцепов и прочей техники. Также при расчете утильсбора также следует опираться на нормы НК, а также разъяснения, данные в письмах Минфина и ФНС.
В 2016 году был введен утилизационный сбор на впервые ввозимые или производимые на территории РФ самоходные машины и прицепы к ним, а также на прицепы к колесным транспортным средствам. Рассмотрим, кто является плательщиками утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы, а также поговорим об этих объектах
14.03.2017Автор: Ольга Ткач, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Согласно Закону об отходах (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — Закон об отходах)) утилизационный сбор уплачивают в целях обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья человека и окружающей среды за транспортные средства (далее — ТС), ввозимые или изготовленные на территории РФ с учетом их технических характеристик и износа.
С 1 января 2016 года список облагаемой утилизационным сбором техники расширен. В него включены самоходные машины и прицепы к ним, а также прицепы к колесным ТС (далее — объекты) (ст. 24.1 Закона об отходах; Федеральный закон от 29.12.2015 № 392-ФЗ).
При этом перечень самоходных машин и прицепов к ним, облагаемых утилизационным сбором (далее — Перечень самоходных машин и прицепов к ним) (утв. пост. Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее — Постановление № 81)), был утвержден лишь в феврале 2016 года. Одновременно с ним Правительство РФ установило правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких объектов, а также возврата и зачета излишне уплаченных (или взысканных) сумм (далее — Правила) (утв. пост. Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее — Постановление № 81)).
Важно!
Утилизационный сбор за транспортные средства был введен в России в 2012 году одновременно со вступлением страны в ВТО. До 2016 года он распространялся лишь на колесные транспортные средства. Базовая ставка по легковым автомобилям для расчета сбора установлена в размере 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов — 150 000 рублей. С 1 января 2016 года утилизационный сбор распространен на самоходные машины и прицепы к ним, а также на прицепы к колесным транспортным средствам. Базовая ставка для них установлена на уровне 150 000 рублей.
Что касается прицепов к колесным ТС, то они стали объектом обложения утилизационным сбором также с 10 февраля 2016 года (п. 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утв. Постановлением № 81). По ним утилизационный сбор взимается в порядке, установленном для колесных ТС (за исключением размера утилизационного сбора, см. ниже).
Таким образом, помимо колесных ТС Сбор теперь уплачивается в отношении:
- прицепов к автомобилям с максимальной технически допустимой массой более 10 тонн (Раздел VII Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (далее — Перечень колесных ТС и прицепов к ним));
- самоходной техники и прицепов к ней (Перечень самоходных машин и прицепов к ним), указанных в таблице.
Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:
1.Утвердить прилагаемые:
Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора;перечень видов категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2.Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2016 г. № 81
ПЕРЕЧЕНЬ
Кто не должен платить
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не платят в отношении следующих видов транспортных средств:
- автомобилей категории M и N, в том числе повышенной проходимости категории G, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях в оригинальном или отреставрированном до оригинального состояния;
- транспортные средства участников программ переселения в Россию,
- автомобили консульств, посольств, международных организаций, их сотрудников и членов их сетей;
- легковые машины не старше 3 лет, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.
Когда можно не платить
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»):
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
В соответствии с законодательством, плательщик обязан сам предоставить необходимые документы и произвести перевод денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации (КБК) на счет органа Федерального казначейства.
Утилизационный сбор (сумма сбора, уплаченного за самоходные машины и прицепы к ним, произведенные, изготовленные в Российской Федерации) | 182 1 1200 120 |
Код бюджетной классификации (КБК) для уплаты сумм утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) | 182 1 1200 120 |
Форма и формат расчета сбора размещены на сайте ФНС в разделе «Утилизационный сбор». Но помните, что утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей!
Как изменились ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?
Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт был повышен. Индексация ставок была связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.
Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысился на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысилась. Для электромобилей сбор увеличился на 14,8%.
Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2021 года выпуска. Для них до конца 2021 года продолжали действовать старые коэффициенты.
В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности.
Ошибочно (излишне) уплаченный УС может быть возвращен или учтен в качестве авансовых платежей на основании п.25 Постановления Правительства РФ №1291.
Для возврата средств в адрес таможенных органов должно быть подано заявление, бланк которого утвержден в Приложении №4 к указанному постановлению.
В расхожих случаях ввоза легковушек частными лицами утилизационный сбор составляет незначительную величину в общей стоимости авто: 3400 – 5200 рублей. В случаях специальной техники этот же параметр может составить уже семизначную цифру, и превысить изначальную цену ТС.
Проблема может заключаться и в ошибочном начислении УС, который необходимо вернуть. Сделать это можно самостоятельно, но в особо сложных случаях лучше обратиться к автоюристу. Первую онлайн-консультацию можно получить бесплатно. Для этого достаточно описать проблему через форму ниже, и дождаться ответа от адвоката.
➡️ Не забудьте подписаться на наш ТГ-канал. Мы проводим там опросы и публикуем важные правовые новости.
Исчисление и уплата сбора крупнейшими производителями
По новым правилам крупнейшим производителям колесных транспортных средств и (или) шасси (признанным таковыми и включенным в специальный реестр крупнейших производителей) предоставлена возможность проставлять на бланке паспортов, оформленных на ТС, отметку об уплате утилизационного сбора самостоятельно.
Кого могут признать крупнейшим производителем?
Порядок признания плательщика утилизационного сбора крупнейшим производителем утвержден Приказом Минпромторга РФ от 13.01.2014 № 6. Крупнейшим производителем могут признать организацию, отвечающую одному из следующих критериев:
1) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G:
- в режиме промышленной сборки;
- в режиме, предусмотренном абз. 6 п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
2) организация осуществляет выпуск колесных транспортных средств категорий N, M2 и (или) M3, конструкция которых не предусматривает применение базового транспортного средства (шасси) другого изготовителя, с соблюдением одного из следующих условий:
- в режиме промышленной сборки;
- по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, – в отношении транспортных средств категории M2, в том числе повышенной проходимости категории G;
- по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кузова, – в отношении транспортных средств категории M3, в том числе повышенной проходимости категории G;
- по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кабины (кузова – в случае, когда кабина является несъемным элементом кузова), – в отношении транспортных средств категорий N1, N2, в том числе повышенной проходимости категории G;
- по технологии, включающей сварку, окраску и сборку кабины и изготовление шасси, включая лонжероны рам шасси, – в отношении транспортных средств категории N3, в том числе повышенной проходимости категории G;
3) организация по состоянию на 1 января 2014 года является дочерним обществом организации, отвечающей вышеперечисленным критериям (п. 1 и (или) 2). Причем доля участия такой организации должна составлять не менее 50%.
К сведению
Предварительный список организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств и (или) шасси приведен в приложении к Письму МВД РФ от 21.01.2014 № 13/4у-262.
Инициатором выступает сама организация. Для этого ей необходимо представить в Минпромторг заявление (составляется в произвольной форме), в котором указываются наименование компании, организационно-правовая форма, место нахождения, а также наименование сайта организации в Интернете и адрес электронной почты. К заявлению прикладываются документы, перечисленные в п. 3Порядка.
В свою очередь, Минпромторг направляет полученные документы в Департамент транспортного и специального машиностроения, по результатам деятельности которого (на что отводится 15 дней) должен появиться приказ о признании организации крупнейшим производителем колесных транспортных средств и (или) шасси и о включении ее в реестр либо об отказе в признании организации крупнейшим производителем.
Необходимо учитывать, что в целях актуализации реестра и недопущения наличия в нем недостоверной информации Департамент транспортного и специального машиностроения будет ежегодно с 1 октября и до 1 декабря включительно запрашивать у крупнейших производителей те же документы, что представлялись вместе с заявлением. В случае выявления несоответствий либо непредставления документов организация лишится статуса крупнейшего производителя.
Как мы уже указали, организация, признанная крупнейшим производителем ТС, наделяется правом самостоятельного проставления отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта. Однако это не означает, что ей не нужно отчитываться перед налоговым органом, причем в особом порядке, установленном разд. IV Правил (п. 19 – 23).
К сведению
Учитывая, что ведение реестра организаций – крупнейших производителей колесных транспортных средств (шасси) возложено на Минпромторг, налоговики предлагают довести до данных производителей рекомендуемый образец штампа (прилагается) для проставления отметки «Утилизационный сбор» (см. Письмо ФНС РФ от 26.12.2013 № ГД-4-3/23438@).
В силу п. 19 Правил обозначенная организация в течение пяти рабочих дней (с 1 июля 2014 года – двух рабочих дней), следующих за днем выдачи паспорта (на котором была сделана отметка об уплате утилизационного сбора), в налоговый орган по месту своего нахождения должна представить:
- расчет утилизационного сбора (до 1 июля 2014 года оформляется на бумажном носителе, с указанной даты – в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи). С подачи ФНС названный расчет можно представлять в электронном виде с использованием телекоммуникационных каналов связи и сейчас (Письмо от 22.01.2014 № ГД-4-3/749@);
- копии одобрений типа транспортного средства (шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
- копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) ТС (если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта).
Обратите внимание
В приеме расчета утилизационного сбора, представленного в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, крупнейшему производителю откажут (в течение рабочего дня ему направят уведомление об отказе в приеме), если:
- расчет представлен в формате, не соответствующем формату, определенному ФНС;
- отсутствует электронная подпись либо она не соответствует требованиям, установленным законодательством РФ;
- расчет направлен в налоговый орган, находящийся по месту, отличному от места нахождения крупнейшего производителя.
Исходя из положений п. 20 Правил указанная норма должна начать работать в отношении расчетов, которые будут представляться в налоговый орган с 1 июля 2014 года, то есть когда вступит в силу требование об обязательном представлении расчета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Однако, учитывая рекомендации ФНС о представлении расчета в электронном виде до 1 июля 2014 года, можно сказать, что изложенные нормы уже актуальны.
В случае обнаружения в представленном расчете ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора налоговый орган в течение 30 дней направит плательщику информацию об этом. В свою очередь, последнему представлена возможность в пятидневный срок устранить ошибки и повторно направить расчет утилизационного сбора. На уплату утилизационного сбора крупнейшему производителю отводится 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором был представлен расчет.
Если уплата утилизационного сбора не будет осуществлена в установленные сроки, налоговый орган проведет взыскание сбора в порядке, аналогичном порядку, установленному гл. 8, 10, 11 НК РФ. Есть и другой выход: при опоздании с уплатой крупнейший налогоплательщик может осуществить исчисление и уплату утилизационного сбора как обычный производитель (п. 23 Правил).