Ответственность иностранных граждан в сфере миграции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность иностранных граждан в сфере миграции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Комментарии к ст. 3.10 КОАП РФ
1. Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
2. В комментируемой статье дано понятие административного выдворения как вида административного наказания, которое заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. В упомянутом выше Федеральном законе от 25 июля 2002 г. не приведено такое определение, вместе с тем установлен порядок административного выдворения (ст. 34). Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся в ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ.
3. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определенных ФСБ России местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством (см. ст. 14 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).
4. Административное выдворение как вид административного наказания следует отличать от такой меры административного пресечения, как депортация (принудительная высылка из Российской Федерации) иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (см. ст. ст. 1 и 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
5. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1) в случаях, если орган или должностное лицо (в данном случае — миграционная служба), к которым поступило дело в таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Административное выдворение согласно ст. 3.3 КоАП РФ может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В статьях Особенной части КоАП эта мера предусмотрена в качестве дополнительного наказания.
6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).
7. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится пограничными органами и органами внутренних дел (миграционной службы) (ст. 32.9 Кодекса).
8. Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, в течение пяти лет со дня выдворения (п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.)).
9. В комментируемую статью внесено дополнение. В ч. 3 статьи указано, что административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам. В данном случае имеются в виду граждане стран СНГ, которые могут служить в Вооруженных Силах РФ на контрактной основе (см. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Срок административного выдворения за пределы РФ
После выдворения иностранный гражданин не может въехать в Россию в течение пяти лет. Если же, лицо неоднократно подвергалось административному выдворению, то срок запрета на въезд для такого иностранца будет достигать 10 лет.
- 3 года – этот срок находит свое действие, если правонарушитель находился на территории РФ более 120 дней и привлекался к административной ответственности как минимум два раза. Это самый минимальный срок, в течение которого иностранец не сможет посещать РФ.
- 5 лет – данный срок распространяется в основном, если нарушитель попался в первый раз. Этот срок довольно сложно оспорить. Это сделано для недопущения игнорировать иностранными гражданами законодательства РФ.
- 10 лет – это период времени распространяется на лиц, которые неоднократно попадались за административное правонарушение. Этот срок, как и 5-летний сложно оспорить, в основном это невозможно в виду того, что правонарушитель не первый раз совершает недопустимые законодательством РФ действия.
Сотрудники каких служб осуществляют административное выдворение
От ситуации, в которой было зарегистрировано правонарушение, зависит, сотрудники каких организаций будут осуществлять процедуру административного выдворения.
Если факт нарушения был зафиксирован при попытке пересечь границу РФ, данным правом обладают сотрудники Пограничной службы РФ по распоряжению начальника КПП. Если иностранный гражданин / лицо без гражданства уличен в нарушении законодательства на территории страны, исполнение решения суда контролирует Федеральная служба судебных приставов. Именно судебные приставы информируют о факте выезда/невыезда лица, подлежащего выдворению, Министерство иностранных дел и Главное управление по внешней миграции МВД.
Принудительное контролируемое выдворение осуществляется с участием судебных приставов, миграционной и пограничной служб, а также сотрудников правоохранительных органов, из числа которых, как правило, формируется конвой.
На какие сроки иностранных граждан могут выдворить?
За административное правонарушение последует наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Согласно ст.27 ФЗ «О порядке въезда и выезда в РФ» после высылки иностранца за пределы РФ, ему будет запрещен въезд в РФ сроком на 5 лет.
Внимание! Существует исключение – при осуществлении выдворения представителями пограничной службы ФСБ РФ – запрещается въезд в течение одного года.
Если гражданин еще раз предпримет попытку пересечь границу по своим документам, но с измененными данными (паспорт записан на другую фамилию), въезд закрывается уже по новым паспортным данным. При установлении повторного факта подобного въезда, может быть возбуждено уголовное дело по ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение границы».
Ограничение на въезд сроком на три года предусмотрено в случаях:
- нелегального нахождения на территории РФ свыше 120 дней;
- лицо имеет более двух привлечений к административной ответственности.
Ограничение срока на въезд в течение десяти лет предусмотрено в случае депортации гражданина или выдворения во второй раз.
Как поступить с несовершеннолетними?
В российском законодательстве отсутствуют правовые нормы, регламентирующие особенности правового статуса несовершеннолетних, как субъектов миграционных отношений. Оценить количество детей мигрантов, которые находятся в РФ достаточно сложно. Дети, прибывшие с родителями или иными законными представителями, рассматриваются как члены их семей и следуют с ними. Срок их пребывания определяется сроком пребывания их родителей или законных представителей.
Международными правовыми актами, в частности п.1 ст.9 Конвенции о правах ребенка возможность разлучения ребенка с родителями определяется как исключительное обстоятельство, которое возможно только в том случае, когда такое разлучение необходимо в интересах ребенка. Однако, п.4 ст.9 Конвенции не исключает возможность разлучения с ребенком на основании решения государства о депортации или высылке одного или обоих родителей. Из смысла норм Конвенции, дети, не достигшие 18 летнего возраста:
- не могут содержаться в спецучреждениях без сопровождения родителей или законных представителей;
- при передаче несовершеннолетнего без сопровождения его необходимо передать родителям или законным представителям в государство его гражданства или последнего места жительства.
Судебная практика показывает, что суды, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка, как правило не принимают решения о применении административных мер, связанных с удалением несовершеннолетних мигрантов с территории РФ.
Кого могут депортировать
Этот вариант развития событий имеет ряд оснований. Применить меру могут, если:
- мигрант не выехал вовремя из страны ввиду окончания сроков действия виз или времени, отведенного на безвизовое нахождение в РФ;
- отказы признания человека беженцем или лишение/утрата соответствующего статуса;
- «урезание» сроков проживания на соответствующей территории по тем или иным причинам;
- въезд по поддельным документам;
- нежелательное нахождение иностранца в пределах РФ;
- аннулирование разрешений и бумаг, подтверждающих законное нахождение иностранца в РФ.
Соответствующее решение обычно принимается правоохранительными органами. Иностранца должны проинформировать, после чего взять письменное обязательство относительно реализации «постановления». Если отсутствует добровольное исполнение решения, то гражданина отправляют в специализированный центр. И уже оттуда иностранца отправляют на родину. Но перед этим проводится судебное заседание, на котором уполномоченное лицо выдает постановление по рассматриваемому вопросу. Стоит знать, что принудительная депортация из России — крайняя мера, и применяют при принципиальном отказе мигранта следовать выписанным предписаниям. На оспаривание постановления относительно «высылки» подобном образом отводятся 3 месяца. Отсчет времени начинают с момента получения уведомления о назначении наказания. Если дело дошло до суда, на подачу жалобы отводят 10 суток. Обращение подают в инстанцию по месту проживания мигранта в письменной форме. Депортации не подлежат:
- беженцы;
- те, кто только что обратился за получением статуса беженца или политубежищем;
- беженцы, утратившие соответствующий статус, но не способные добраться до Родины по независящим от них поводам;
- консулы;
- дипломатические сотрудники.
В России при этом можно остаться, если:
- заключили брак с гражданином РФ;
- у «осужденного» есть дети или родственники-граждане РФ;
- на законных основаниях ведется трудовая деятельность в пределах страны;
- в РФ проходит курс того или иного решения.
Отличия депортации от выдворения за пределы РФ
Выдворение и депортация – два слова, которые часто воспринимаются как синонимы. Но на практике это не совсем правильно. Данные термины обозначают единое действие — покидание страны. Но юридический характер у них отличается. Депортация — инструмент государственного воздействия, в то время как выдворение служит своеобразным видом наказания, которое осуществляется на основании судебного постановления. Перед этим уполномоченные органы установят факт административного нарушения осуждаемым. В случае с депортацией решение относительно «высылки» принимает руководить МВД. В качестве основания достаточно просто не иметь прав законного пребывания в РФ. Кроме того, различается срок, отведенный на подачу жалобы на то или иное постановление. В случае с депортацией срок больше, чем при непосредственной отправке на родину. Дополнительно по решению судебных инстанций иностранцу могут назначить определенное наказание — запретить въезд на территорию страны после исполнения постановления в течение 3-10 лет. Этот вопрос остается на усмотрение судьи. Второй вариант дополнительного наказания — постановление о нежелательном пребывании в стране. Обычно эти две санкции встречаются относительно тех, кто неоднократно и довольно серьезно нарушал действующее законодательство. Сюда относят:
- уклонение от налоговых обязательств;
- подложные справки при въезде в страну;
- наличие непогашенной судимости в пределах России;
- иностранцу ограничили въезд на срок от 5 лет.
Причины применения санкции
Административное выдворение применяется к лицам, нарушившим следующие нормы Кодекса Российской Федерации “Об административных правонарушениях” :
- нарушение правил въезда или режима пребывания на территории страны;
- нарушение правил пребывания (например, игнорирование процедуры регистрации по месту пребывания);
- незаконное трудоустройство;
- нарушение иммиграционных правил, например, уклонение лица от прохождения иммиграционного контроля, медицинского освидетельствования, идентификации личности, уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта.
Что такое административное выдворение?
административное выдворение — одно из видов административного наказания, которое применяется вследствие пренебрежения правилами проживания на территории России со стороны иностранных граждан (мигрантов).
В отличии от депортации, которая происходит только форме принудительного выдворения за пределы страны, административное выдворение может «протекать» в добровольном порядке, без сопровождения миграционных органов.
Кто может оказаться «жертвами» административного выдворения:
- Гражданин другого государства, который по какой-то причине решил его покинуть и приехать на временное/постоянное проживание в Россию;
Такими гражданами могут быть политические беженцы, трудовые мигранты и т.д.
- Гражданин Российской Федерации, у которого есть российское гражданство;
- Гражданин, у которого вообще нет гражданства какого-нибудь государства;
Он определяет, в отношении кого буде применена данная мера наказания? Федеральная миграционная служба. Как это происходит? административное выдворение происходит по следующей схеме:
- Работники Федеральной миграционной службы обнаруживает нарушение пребывания иностранного гражданина в России;
- Составляется дело о привлечении иностранного гражданина к административной ответственности;
- Дело передается в суд;
- По факту решения суда гражданин покидает территорию Российской Федерации/подает апелляцию/остается жить в России;
В случае несогласия с судебным решением об административном выдворении за пределы Российской Федерации, иностранный гражданин имеет право подать письменное обжалование, чтобы остаться в России.
Можно ли отменить или обжаловать?
Данный вопрос интересует многих граждан, к которым была принята такая мера наказания. И у каждого для этого свои причины желания вернуться на территорию России.
Но, к сожалению, совершить такое действие невозможно, так как закон нашей страны не позволяет въезжать на территорию страны в период пяти лет с того дня когда эта мера наказания была применена.
Более того, те лица, на которых лежит, так сказать, клеймо «выдворение» не могут получить в России гражданство, какое-либо жилье, РВП, не могут устраиваться на работу и даже находиться на территории страны. И обжаловать это решение можно было только в течение десяти дней после его принятия.
Кто оплачивает дорогу?
Расходы на выезд могут лечь частные и юридические лица, либо государство.
Условия таковы:
- Расходы на выезд могут лечь частные и юридические лица, либо государство
В обычном порядке выдворение проводится за счёт самого иностранца.
- Если у выдворяемого отсутствуют средства на выезд из страны, или он был принят на работу местным жителем или организацией с нарушением закона, то выезд из страны оплачивает тот, кто пригласил его в Россию. Это может быть предприятие (местное или международное), частное или юрлицо.
- Когда установить лицо, пригласившее мигранта, невозможно, АВ проводится за счёт бюджета РФ.
Можно ли заменить выдворение уплатой штрафа
Заменить меру наказания в виде выезда на денежное взыскание законодательство разрешает в случае фиксации правонарушения в первый раз, но норма касается только лиц, совершивших административное правонарушение в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области (исключительно часть 3 статьи 18.8 КоАП). Санкция накладывается в соответствии с решением суда.
Проверка запрета на въезд в Россию осуществляется на основании официального запроса либо на сайте ГУВМ МВД. Постановление суда может одновременно содержать два способа наказания: штраф и выдворение. Если мигрант перед выездом не погасил денежные обязательства, то соответствующая санкция может быть предъявлена принимающей стране либо недобросовестному работодателю.
Законодательство о выдворении из РФ
Основу российского законодательства о выдворении, безусловно, составляет Кодекс об административных правонарушениях. В частности, ст. 3.2 КоАП определяет высылку в качестве одного из видов административного наказания. В это же время ст. 3.10 КоАП зафиксировано определение административного выдворения, субъекты, к которым оно может применяться, а также иные особенности процедуры.
Кроме того, КоАП как главный закон о выдворении содержит исчерпывающий перечень видов административных проступков, за которые может быть назначено такое наказание. В их число, в частности, входит:
- употребление наркотиков, отказ от требования должностного лица пройти медицинское освидетельствование (ст. 6.9 КоАП);
- пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП);
- нарушение правил въезда и режима пребывания (ст. 18.8 КоАП);
- незаконное трудоустройство (ст. 18.10 КоАП);
- предоставление ложных сведений при прохождении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП);
- нарушение правил поведения на спортивных мероприятиях (ст. 20.31 КоАП) и так далее.
Статья 34 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» определяет порядок, в котором осуществляется административное выдворение за пределы РФ. Кроме того, регулирование выдворения осуществляет и ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В частности, ст. 27 закона определены сроки запрета на въезд, применяемые при высылке.
Точное значение термина «административное выдворение» дается в Кодексе Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП). Здесь данная процедура определяется как принудительное и контролируемое перемещение иностранцев и лиц без гражданства за пределы страны.
Простыми словами, выдворение – это высылка мигранта к себе домой, если он нарушает в России какие-либо законодательные нормы.
В статье 3.10 КоАП указываются также:
- формы, в которых может выражаться данное наказание;
- органы, уполномоченные принимать решения;
- ситуации, в которых выдворение как меру наказания применять нельзя, а также когда применяется определенная его разновидность (принудительная или самостоятельная).