Предрейсовый медосмотр водителей по договору подряда
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый медосмотр водителей по договору подряда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все водители логистических компаний обязаны проходить медицинские осмотры перед каждым выходом в рейс. Это необходимо для того, чтобы их физическое состояние не стало причиной аварии. Сама процедура освидетельствования состоит из нескольких этапов, которые позволяют медику убедиться в том, что шофер сможет управлять транспортным средством должным образом.
Об особенностях оформления трудовых отношений с медработником, проводящим предрейсовый осмотр
В 2014 – 2016 г.г. в нашей организации по договору ГПХ работал медицинский работник (проводила предрейсовый и послерейсовый осмотр). При проверке ФСС настаивает, что этот договор можно приравнять к трудовому, т.к. она работала ежедневно (за месяц по 30-31 час) и длительное время.
Вопрос
Можно ли сослаться на то, что у нас нет лицензии на медицинскую деятельность и только по этой причине медработник не состоит в штате организации?
Ответ юриста.
Проведение предрейсового и послерейсового медосмотров можно организовать одним из следующих способов.
1. Работодатель принимает на работу медицинского работника, предварительно включив в штатное расписание должность такого специалиста. Данный вывод основан на ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
В этом случае необходимо учитывать следующее:
— работник, который будет проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, должен, в частности, иметь высшее и (или) среднее профессиональное образование (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров);
— работодатель обязан получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам. Отметим, что организации, входящей в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково», такая лицензия не потребуется. Данные выводы следуют из п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», п. п. 1, 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 99-ФЗ (далее — Положение о лицензировании), Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
Отметим, что долгое время позиция официальных органов и судов по вопросу о необходимости получения работодателем лицензии в приведенной ситуации оставалась неоднозначной. Однако в п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, вступившего в силу с 01.05.2015, прямо установлено требование о наличии такой лицензии у работодателя, в штате которого состоит работник, проводящий предрейсовые и послерейсовые медосмотры.
2. Работодатель заключает с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, договор на оказание соответствующих медицинских услуг. Это следует из п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Необходимо учесть, что у такой организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающая выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Данный вывод следует из п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, п. 3 Положения о лицензировании, Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей
Работник может выполнять работу по гражданско-правовому или трудовому договору в зависимости от того, возникают ли у него трудовые отношения с заказчиком (работодателем). Так, трудовые отношения возникают между работником и работодателем только на основании трудового договора. При этом не допускается заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения (ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 16 ТК РФ).
Ситуация: В чем отличие работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору? («Электронный журнал «Азбука права», 2017)
Заключение гражданско-правового договора неправомерно, если с работодателем у работника фактически возникают трудовые отношения: выполнение работы по определенной должности или профессии в соответствии со штатным расписанием, соблюдение режим рабочего времени, выполнение распоряжения работодателя в отношении работы, нахождение на оборудованном рабочем месте и др. (ст. 15 ТК РФ).
Заключить гражданско-правовой договор вместо трудового работодатель вправе, только если деятельность работника будет направлена на выполнение конкретного задания или конкретных действий, на достижение определенного результата. Например, договор на ремонт крыши, доставку груза в определенное место. При этом работник не обязаны находиться в месте расположения работодателя в установленное его трудовым распорядком время, подчиняться распоряжениям работодателя относительно процесса выполнения работы или услуги. Работу по гражданско-правовому договору работник организует самостоятельно, своими силами и средствами (ст. 704, п. 1 ст. 715, ст. 783 ГК РФ).
Если работник был вынужден заключить гражданско-правовой договор, можно обратиться в суд с иском к работодателю о признании отношений трудовыми. Подтверждением именно трудовых отношений могут быть следующие факты:
— в гражданско-правовом договоре нет указания на индивидуально определенную работу, конкретный и конечный результат вашего труда;
— в гражданско-правовом договоре присутствуют термины «должность», «специальность», «заработная плата», «увольнение», «режим работы»; условия о соблюдении определенного режима работы, правил внутреннего трудового распорядка, о подчинении приказам (распоряжениям) работодателя, о выполнении требований охраны труда и техники безопасности, об обязанности работодателя обеспечить вас оборудованием, материалами и инструментом, необходимыми для выполнения работ (Письмо ФСС РФ от 20.05.1997 N 051/160-97; Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2014 N 18-КГ13-145);
— гражданско-правовой договор перезаключается в течение длительного времени;
— работодатель издает в отношении работника приказы и дает распоряжения по работе;
— работник соблюдает установленный работодателем режим работы, проходит медицинские комиссии по направлению работодателя, инструктаж по технике безопасности и охране труда;
— работник получает оплату труда в одно и то же время независимо от объема и характера работы, работодатель выдает расчетные листки с указанием в них табельного номера и заработной платы.
Ситуация: Правомерно ли заключение гражданско-правового договора вместо трудового? («Электронный журнал «Азбука права», 2017)
Исходя из изложенного, в данной ситуации, гражданско-правовой договор с медицинским работником может быть признан трудовым в силу указанных выше обстоятельств (работа длительное время, ежедневный характер работы и т.д.). Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельность у организации при переквалификации гражданско-правового договора в трудовой договор значения не имеет. Таким образом, сослаться на то, что у организации нет лицензии на медицинскую деятельность и только по этой причине медработник не состоит в штате организации будет неправомерно.
Подборка документов:
Типовая ситуация: Кого можно принять на работу по гражданско-правовому договору (подряда, оказания услуг)? (Издательство «Главная книга», 2017)
Типовая ситуация: Чем трудовой договор отличается от гражданско-правового? (Издательство «Главная книга», 2017)
Ситуация: В чем отличие работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору? («Электронный журнал «Азбука права», 2017)
Статья: Риски признания гражданско-правовых договоров трудовыми договорами (Гулько Е.) («Трудовое право», 2016, N 10)
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, август 2017 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Проведение обязательных медицинских осмотров
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Существует 2 варианта проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров:
- Нанять медицинского работника в штат. Данный вариант подходит для больших организаций.
- Привлекать медицинских работников, работающих в других учреждениях. Этот вариант подходит для небольших фирм.
Кому не требуется медосмотр
Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.
Оформление сотрудника (медсестры) по договору гпх
Между тем, действующим приказом МЗ РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 07.09. 2004 N 115, от 10.01.2006 N 1, от 14.07.2009 N 512н, от 15.02.2010 N 85н, с изм., внесенными решениями Верховного Суда РФ от 09.10.2008 N ГКПИ08-1450, от 28.04.2009 N ГКПИ09-461, от 22.10.2009 N ГКПИ09-1325, от 04.06.2010 N ГКПИ10-352) была утверждена программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств продолжительностью 36 часов.Как видно из справки ЛОНД от 19 февраля 2007 г., истица по такой программе прошла курс обучения и получила удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.21 августа 2003 г.
Ответственность работодателя
Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.
Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:
- на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
- на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
- на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.
Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:
- на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
- на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.
В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
- на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.
Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил
Открытие своего транспортного предприятия уже связано со значительными тратами, а затраты на ежедневную проверку персонала дешевыми не назовешь. Поэтому в данной сфере часто фиксируются нарушения, что может стать причиной трагических событий.
В связи с этим законодательно установлены предельно допустимые суммы административных санкций для таких работодателей:
- за нарушения правил, предусмотренных лицензией штраф до 40 тыс. руб.;
- за нарушение требований ПМО — до 30 тыс. руб.;
- за несоответствие порядка проведения осмотра — до 50 тыс. руб.;
- за допуск водителя к управлению транспортным средством без прохождения ПМО — до 130 тыс. руб.
Проверкой по данным вопросам занимаются сразу несколько госслужб — инспекция по ОТ, Госавтодорнадзор, ГИБДД и Росздравнадзор.
Кто проводит предрейсовый контроль
Законодательство устанавливает, что обязательное освидетельствование вправе осуществлять:
- лицензированные медучреждения;
- привлечённые медработники;
- медики, включённые в штат предприятия, осуществляющего перевозки.
Важно: к проведению диагностики допускаются только лица с высшим или средним медицинским образованием. При этом они обязаны иметь лицензию на этот вид деятельности (или её должно иметь медучреждение, где проводится проверка).
Некоторые предприятия, занимающиеся перевозками людей или грузов, организуют дистанционные проверки, т. е. вне стен медучреждения или медкабинета. Такой формат контроля предполагает наличие специальной аппаратуры: алкотестера, приборов для измерения температуры, давления, а также камеры для визуальной фиксации тестируемого. Кроме того, необходимо программное обеспечение, которое будет сводить все полученные данные в единую форму.
Как происходит дистанционная проверка:
- работник, используя терминал, вводит свою фамилию, имя и отчество;
- затем с помощью установленной аппаратуры проводится замер температуры и давления, измеряется количество промилле в выдыхаемом воздухе.
Медработник дистанционно через камеру следит за процессом. При наличии приемлемых показателей он выдаёт заключение, заверенное цифровой подписью.
Важно: описанный способ контроля вызывает юридические споры по поводу его правомерности. Дело в том, что в законодательных актах нет прямой ссылки на то, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей могут осуществляться с использованием телекоммуникационного оборудования.
Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Причем делать это должны медицинские работники.
Если компании занимаются перевозкой пассажиров или багажа по договору с третьими лицами (не для собственных нужд), то контроль должен быть не только предрейсовый, но и послерейсовый (п. 4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Иногда организации, для которых перевозка не является видом коммерческой деятельности и которые используют автотранспорт только для передвижения своих сотрудников, пытаются доказать, что предрейсовые медосмотры они проводить не обязаны. Однако действующая судебная практика подтверждает необходимость таких осмотров для любых организаций, эксплуатирующих автотранспорт (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009, ФАС Уральского округа от 28.12.2011 № Ф09-8630/11).
В то же время существуют и противоположные решения, хотя и принятые в более ранний период. Например, ФАС Центрального округа в постановлении от 23.11.2009 по делу № А36-706/2009 указал, что действие ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» распространяется только на организации и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.
Возможно, наличие такой позиции судей поможет компании отстоять свои интересы, если она по каким-либо причинам не проводила предрейсовых осмотров. Однако руководствоваться данным решением и, основываясь на нем, не проводить осмотры вообще все же не стоит. Ведь их цель – определение противопоказаний к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Именно поэтому проводить осмотры необходимо всем, раз уж законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия.
Кроме того, следует учитывать и требования ч. 3 ст. 213 ТК РФ, которая указывает, что выполнение работодателем требований нормативных актов о проведении обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников в течение рабочего дня является обязательным.
Медосмотр для водителей в 2020 году – какой положен
Учитывая повышенную опасность автомобильного транспорта, по отношению к его водителям применяются особые меры правового регулирования – в общегражданском праве это выражается в необходимости получения водительского удостоверения, для которого требуется предоставление медицинской справки. Однако регулярная трудовая деятельность, сопряженная с управлением автотранспортными средствами, является источником еще большей потенциальной опасности – в связи с этим законодательно устанавливаются дополнительные ограничения и нормативы, касающиеся таковых работников. В частности, к подобным мерам охраны труда и общества относятся и медосмотры водителей.
Правовое регулирование медицинского осмотра водителей закреплено в положениях статьи 213 Трудового кодекса, а также в положениях статьи 328 ТК РФ. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы медосмотра водителей в 2019 году. Наиболее полно рассматриваемый вопрос раскрывается положениями Приказа Минздрава №835н от 15.12.2014, а также Федерального закона №196 от 10.12.1995. В соответствии с нормами данных документов, виды медосмотров водителей могут подразделяться на следующие категории:
- Медосмотр при приеме на работу водителя. В отношении водителей всех без исключения транспортных средств, принимаемых на должность, связанную с непосредственным управлением движением транспорта, должен проводиться первичный или предварительный медосмотр.
- Периодические медосмотры водителей. Помимо медосмотра при трудоустройстве, необходимо водителям также проходить регулярные периодические медосмотры не реже, чем раз в два года.
- Внеочередные медосмотры. В отдельных ситуациях водители могут быть направлены на внеочередной медосмотр – причем это направление может быть как выдано работодателем, так и сам работник может направиться на него по собственной инициативе.
- Предрейсовые медосмотры. Водители, работающие на ежедневной основе, обязаны в соответствии с положениями действующего законодательства, проходить предрейсовые медосмотры перед каждым выездом.
- Послерейсовые медосмотры. В отношении некоторых категорий водителей могут применяться не только предрейсовые, но и приводящиеся после рейса медицинские осмотры.
Работодатель не имеет права допускать к работе водителя, не прошедшего медосмотр. При этом, если непрохождение медосмотра произошло не по вине работодателя, то за период до его прохождения заработная плата сотруднику не начисляется. В случае, если к работе будет допущен водитель, не прошедший требуемый медосмотр, это может повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 11.32 КоАП РФ, либо, в отдельных случаях – по статьям 5.27 КоАП РФ и 12.32 КоАП РФ.
Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.
Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.
На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:
- цена услуги;
- используемое оборудование;
- квалификация врачей;
- информация о дипломах и сертификатах.
Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.
Что представляет собой предрейсовый медосмотр?
Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности. Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование.
Вопрос: Как отразить в учете автотранспортной организации расходы на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, состоящих в штате данной организации? Организацией заключен договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Стоимость оказанных медицинских услуг за текущий месяц составила 50 000 руб. (НДС не облагается). Факт оказания услуг подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг. Оплата услуг, согласно договору, производится в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления. Посмотреть ответ
Предрейсовые осмотры проводятся в отношении следующих водителей:
- Транспортирующих опасные грузы.
- Перевозящие пассажиров.
Вопрос: Физическое лицо, применяющее НПД, оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов на арендованном транспорте. Должно ли оно проходить предрейсовые медицинские осмотры перед поездками? Посмотреть ответ
Медосмотр не обязателен для лиц, работающих:
- В скорой помощи.
- В полиции.
- В пожарной службе.
Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за непроведение предрейсового медосмотра директора и его заместителя перед допуском их к управлению служебным автомобилем? Посмотреть ответ
То есть обследование могут не проходить лица, служащие в экстренных службах, работающих по оперативным вызовам. Противопоказание, выявленное при предрейсовом осмотре, – это состояние, которое препятствует безопасному управлению ТС. Обследование проводятся врачами, фельдшерами.
Осмотр предполагает прохождение следующих шагов:
- Ознакомление врача с жалобами водителя.
- Измерение артериального давления.
- Замер пульса.
- Проверка на алкогольное или наркотическое опьянение.
Предрейсовый медосмотр водителей: удаленный контроль
В настоящее время услуги предрейсового медицинского осмотра водителей могут оказываться на расстоянии, т.е. удаленно. Технологии телемедицины можно использовать для оказания медицинской помощи в соответствии с ФЗ от 29.07.2017г. №242-ФЗ.
Дистанционный предрейсовый медицинский осмотр водителей возможен благодаря специальным комплексам или терминалам. Они автоматически проводят сбор жалоб, визуальный осмотр, измеряют все необходимые показатели и выявляют фактические и остаточные признаки опьянения. Помимо этого, они делают возможным:
- получение дистанционно консультаций со специалистами;
- ведение и распечатку протоколов исследований;
- сбор статистики и пр.
Такой водительский предрейсовый медосмотр занимает от 1 до 3 минут времени.
Цель проведения процедуры
Медосмотры – это проверка того, насколько готовы граждане управлять транспортом так, чтобы это было безопасно. Благодаря таким мероприятиям становится проще отслеживать, в каком состоянии находится здоровье водителя. Упрощается обнаружение отклонений, как в физиологическом, так и в психическом плане.
После прохождения таких проверок при необходимости выписывают направления для получения соответствующей помощи. Если найденные проблемы удаётся устранить к ближайшему времени, то сложностей с возвратом к работе возникнуть не должно.
Рекомендации по лечению могут быть направлены как водителю, так и самому руководителю. Потом обе стороны договариваются о том, какой график составить на время этих мероприятий. От этого зависят выплаты различных пособий, документальное оформление на предприятии.