Иностранный партнер и НДС: проблемы с вычетом
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иностранный партнер и НДС: проблемы с вычетом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как известно, НДС — косвенный налог и в итоге он платится из кармана конечного покупателя. В случае с физическими лицами все просто — плательщики «налога на Google» просто увеличили цену на сумму НДС. Таким образом, теперь за одни и те же электронные товары и услуги россияне платят больше, чем, скажем, пользователи в Америке или Европе.
Как определить, где оказаны услуги
В первую очередь нужно определиться с нормативным документом, которым следует руководствоваться. Дело в том, что межгосударственные соглашения имеют приоритет перед НК РФ (ст. 7).
В приложении № 18 к договору об ЕАЭС от 29.05.2014 говорится о месте реализации услуг. Поэтому, если речь идет о работе с компаниями, зарегистрированными в странах ЕАЭС, то следует пользоваться нормами приложения № 18.
При сделках с резидентами других государств работает ст. 148 НК РФ. В большинстве случаев нормы НК РФ и приложения № 18 совпадают.
Например, если услуги нерезидента резиденту связаны с имуществом, то они считаются оказанными по месту нахождения объектов (п. 1 и 1.1 ст. 148 НК РФ, пп. 1-2 п. 29 приложения № 18).
А вот при заказе транспортных услуг необходимо учитывать страну, где зарегистрирован исполнитель. В общем случае, если начальная и конечная точки маршрута находятся в России, то РФ и будет местом реализации (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ)
Но если перевозчик относится к одной из стран ЕАЭС, то транспортная услуга, независимо от маршрута, считается оказанной на территории этой страны (пп. 5 п. 29 Приложения № 18).
Новые обязанности приобретателей электронных услуг
С 01.10.2022 г. при покупке электронных услуг у зарубежных партнеров отечественные компании и ИП обязаны сами считать и платить НДС со стоимости этих услуг. При этом вне зависимости от того, является ли покупатель плательщиком НДС или же нет. Налогооблагаемая база по НДС определяется им самим по отдельности при осуществлении каждой операции покупки электронных услуг. НДС следует рассчитывать по ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК).
Исчисленный НДС удерживают из стоимости вознаграждения, которое выплачивается зарубежному поставщику электронных услуг. Сумма налога платится в бюджет вместе с выплатой (перечислением) денег зарубежному поставщику в счет оплаты покупаемых электронных услуг.
НДС платится по месту нахождения приобретателя электронных услуг. Для этого покупатель направляет в банк два поручения на:
- перечисление оплаты, в т.ч. аванса или предоплаты, по приобретаемой электронной услуге;
- перечисление исчисленного размера НДС.
В каких случаях не требуется рассчитывать и платить НДС
Обязанность по исполнению функций налогового агента по НДС при покупке электронных услуг у зарубежного продавца не распространяется на покупку электронных услуг у зарубежных продавцов (п. 3, 10, 10.1 ст. 174.2 НК):
- физлицами;
- компаниями и ИП — при сделках через обособленные подразделения этих продавцов в РФ (НДС считается и платится подразделениями этих организаций);
- компаниями и ИП — при сделках через посредников, которые являются обособленными подразделениями зарубежных продавцов, расположенных в России (в таких ситуациях функции налогового агента по НДС возложены на посредников);
- компаниями и ИП — при сделках через российских посредников (в таких ситуациях функции налогового агента по НДС возложены на посредников).
Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).
Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).
Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).
Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).
Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).
Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).
Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) — данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).
При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:
в строке 5 — номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).
в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).
Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).
Есть ли другие пути учета иностранного НДС?
Минфин России не позволяет относить иностранный НДС на затраты по производству и реализации также в порядке, который предусмотрен статьей 170 Налогового кодекса. То есть включением сумм налога в стоимость товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Логика финансистов следующая: в статье 170 Налогового кодекса содержится исчерпывающий перечень случаев, когда суммы НДС, уплаченные поставщику и не подлежащие возмещению, учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) при исчислении налога на прибыль. Явное нежелание расширять этот перечень прослеживается и в некоторых письмах налогового ведомства (письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2011 № 16-15/049561@).
Но не стоит забывать, что в нашем случае речь идет все-таки не о российском НДС, а об иностранном, поэтому вряд ли к нему можно применять положения этой статьи.
Неудивительно, что российские организации не могут воспользоваться и нормами статьи 171 Налогового кодекса и предъявить НДС другого государства к вычету (письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2011 № 16-15/104421@).
Таким образом, даже несмотря на очевидную производственную направленность этих расходов, чиновники в своих разъяснениях исключают любую возможность учета сумм зарубежных косвенных налогов. Тем не менее для некоторых случаев Минфин России делает исключение.
Это касается налогов, которые предъявляются российским компаниям при оплате гостиничных услуг за границей (например, во время командировок работников). В этом случае всю сумму налога, содержащуюся в счете, можно включить в состав командировочных расходов (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ; письма Минфина России от 30.01.2012 № 03-03-06/1/37, от 14.02.2008 № 03-03-06/4/8).
С одной стороны, вызывает удивление, что в этом случае финансисты рассматривают иностранный косвенный налог уже не в смысле налога, которым он действительно не является по российскому законодательству, а просто в качестве расхода. Причем явно прослеживается желание финансистов найти для этих расходов в главе 25 Налогового кодекса свою специальную норму (письма Минфина России от 09.02.2007 № 03-03-06/1/74, от 30.01.2012 № 03-03-06/1/37).
С другой стороны, если бы Минфин России занял иную позицию и отказался признавать сумму налога обоснованным расходом, то это повлекло бы нарушение трудового законодательства (ст. 168 ТК РФ). Ведь сумма командировочных расходов, которую необходимо возместить работнику, определяется по первичным документам. Следовательно, в нее должен включаться и косвенный налог, уплаченный на территории иностранного государства. Иначе получилось бы, что работодатель обязан возместить сотруднику только часть понесенных им расходов.
Действительно, на основании п. 4 ст. 174 НК РФ НДС уплачивается налоговым агентом одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на российском налоговом учете и оказывающему указанные услуги.
В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров, работ, услуг, используемых для операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ такие вычеты осуществляются на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату НДС в бюджет.
Таким образом, налог можно зачесть в том же периоде, в котором он был перечислен в бюджет. Налоговый агент имеет право отразить в одной налоговой декларации начисление и вычет НДС по доходам иностранного юридического лица.
В силу п. 1.1. ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, указанные в п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров, работ, услуг, имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ. Уплата налога в бюджет при отсутствии правовых оснований рассматривается как переплата.
В подпункте 5 п. 1 ст. 21 НК РФ сказано, что налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. При этом каких-либо ограничений в применении данного права для налоговых агентов НК РФ не предусматривает. Возврат переплаты налоговому агенту должен осуществляться по правилам ст. 78 НК РФ.
Общество не отрицало, что НДС в бюджет по рассмотренным операциям был перечислен им при отсутствии правовых оснований; возможностью его возврата или зачета оно не воспользовалось.
А вот применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика и носит исключительно заявительный характер. Это право может быть реализовано при соблюдении требований, приведенных в гл. 21 НК РФ, и не предусматривает каких-либо исключений для налогового агента.
Общество самостоятельно внесло в бюджет НДС до наступления срока выполнения указанной обязанности за счет собственных средств, а не одновременно с выплатой денежных средств иностранному контрагенту. Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что право на вычет НДС в соответствии с установленным порядком у общества возникло только после оплаты услуг, оказанных иностранным партнером.
В силу ст. 171 и 172 НК РФ для предъявления к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам, налогоплательщику необходимо документально подтвердить факты приобретения активов, их принятия на учет и использования в операциях, подлежащих обложению НДС. Вычеты налога по операциям на внутреннем рынке осуществляются независимо от фактической уплаты сумм НДС поставщикам. Налоговое законодательство не связывает право на налоговый вычет с моментом исполнения гражданско-правовых отношений по оплате услуг контрагенту.
Таким образом, у общества право на вычет НДС возникло до 2015 года, поэтому оно могло заявить налог к вычету в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло право на вычет. Но этот срок истек.
Хуже не придумаешь.
Но как такое вообще могло получиться? Общество перечислило НДС в бюджет, не оплатив услуги самой иностранной организации? Видимо, да… Однако это еще не все.
Открываем валютный счет
Иностранцам невыгодно работать с рублями, поэтому чаще всего оплата иностранного контракта проходит в иностранной валюте. Для этого необходимо открыть валютный счет в любом удобном для вас банке и купить валюту. Эта процедура несложная, достаточно предоставить в банк все необходимые документы.
Валютный счет открывается в банке на основании банковского договора, а для покупки валюты оформляется заявление по той форме, которая утверждена банком. Необходимая сумма для покупки валюты перечисляется со своего расчетного счета. Если валютный счет в том же банке, где и расчетный счет, то можно указать в заявке реквизиты своего расчетного счета и с него будут списаны средства.
Право на налоговый вычет по НДС
По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:
- ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
- импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
- налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
- поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
- уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.
Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.
Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.
Если услуги оказываются нерезиденту
Основная цель этой статьи – осветить, как уплачиваются налоги иностранной организацией, которая оказывает услуги на территории нашей страны. Тем не менее уделим немного внимания обратной ситуации, когда услугу оказывает российское юрлицо иностранному, и выясним, как будет уплачиваться НДС российской компанией в данном случае.
Все довольно просто: если услуга была реализована на территории РФ, то и НДС подлежит уплате в установленном порядке. Если же это произошло за пределами российских границ, налогообложение не производится. Теперь перейдем к логичному вопросу: что такое место реализации услуг и каким образом оно определяется.
В России довольно распространена такая форма организации бизнеса, как индивидуальное предпринимательство (далее – ИП), которое принято относить к так называемому малому бизнесу. Деятельность ИП может быть связана как с реализацией товаров, так и с оказанием class=»aligncenter» width=»663″ height=»403″[/img]
Амбициозные владельцы ИП, как правило, стремятся к постоянному развитию не только внутри российских границ, но и за их пределами. Это и объясняет их заинтересованность в том, может ли ИП оказывать услуги иностранным фирмам. И надо сказать, что в данном случае нет никаких запретов и законодательных препон: ИП так же, как и юридические лица, могут заключать контракты, оказывать услуги, вести расчеты с иностранными компаниями. Порядок налогообложения также не изменится. Единственный момент, который нужно учесть, касается валютного контроля: в случае с ИП он более тщателен.
Российская Федерация: особенности признания места оказания услуг
Данная статья посвящена требованиям российского налогового законодательства, соответственно, мы рассматриваем, какому налогообложению подлежат услуги, которые оказывались на территории РФ. Как же определить, что работы или услуги были реализованы именно в границах нашего государства? Этот вопрос регулируется ст. 148 Налогового кодекса РФ.
ПризнакКогда РФ будет считаться местом оказания услуг
По месту нахождения имущества | 1. Недвижимое имущество (как несложно догадаться, к нему относится все то, что невозможно переместить: строения, здания, сооружения, земельные участки и т. д.) – строительство, монтаж, реставрация, озеленение, аренда, ремонт, строительно-монтажные работы. 2. Движимое имущество, суда (морские, воздушные, внутреннего плавания) – техническое обслуживание, переработка, сборка, монтаж, ремонт, обработка |
По месту фактической реализации | Если организация или место, где оказывается услуга, находится на территории РФ. Этот критерий применяется для деятельности в сферах искусства, культуры, образования, физической культуры, спорта, туризма и отдыха. В качестве примеров может выступать проведение различных выставок, семинаров, курсов, покупка услуг по дизайну, реализация услуг по организации спортивных мероприятий, баз отдыха, детских и оздоровительных лагерей и т. д. |
По месту деятельности покупателя услуг | Местом деятельности покупателя признается РФ, если: 1) есть государственная регистрация; 2) нет государственной регистрации, но территория РФ является местом: ● указанным в учредительных документах; ● нахождения постоянно действующего исполнительного органа компании; ● нахождения постоянного представительства организации; ● управления организации; ● жительства физического лица. Данный критерий применим для следующих услуг: ● разработка компьютерных программ и баз данных; ● предоставление и передача лицензий, патентов, торговых марок, авторских и аналогичных прав; ● предоставление персонала; ● бухгалтерские, консультационные, аудиторские, юридические, маркетинговые, рекламные, инжиниринговые, обработка информации; ● сдача в аренду движимого имущества (кроме наземного автотранспорта); ● агентские услуги; ● услуги в электронной форме посредством телекоммуникационных сетей; ● передача единиц сокращения выбросов. |
Письмо Федеральной налоговой службы от 12 октября 2020 г. № АБ-4-19/16709@ Об информировании налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов
ФНС России, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В рамках профилактики налоговых правонарушений ФНС России организован процесс информирования налогоплательщиков о несформированных источниках для применения вычета по НДС письмами территориальных налоговых органов.
Форма ответа на запрос организации на предоставление сведений в соответствии с кодами 1100 и 1400 по форме КНД 1110070 не предназначена для налогоплательщиков. Данная форма используется в рамках развития системы саморегулирования ведущими отраслевыми союзами в сфере агропромышленного комплекса России совместно с Общественной палатой Российской Федерации.
При передаче сведений, необходимых для формирования информационного ресурса, содержащего сведения об организациях, в отношении которых налоговыми органами через телекоммуникационные каналы связи передана информация о наличии несформированного источника для применения вычета по налогу на добавленную стоимость. Описание данного алгоритма содержится в сети Интернет по адресу: https:// информресурс.хартия-апк.рф.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер.
Государственный советник РФ 3-го класса | А.В. Бударин |
Нормативное регулирование при определении места реализации услуг
Для определения места реализации услуг (работ), приобретаемых у иностранных организаций, следует пользоваться разными нормативными документами. Поэтому в первую очередь надо установить, откуда иностранный продавец.
Контрагент из дальнего зарубежья и РФ | Контрагент из ЕАЭС
(Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) |
ст. 148 НК РФ Место реализации работ (услуг) | Договор о ЕАЭС от 29.05.2014, Приложение N 18, Раздел 1 Общие положения и 4 Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг |
При работе с контрагентами из дальнего зарубежья налогоплательщики работают по нормам НК РФ.
На партнеров из ЕАЭС НК РФ не распространяется и юридической силы не имеет, поэтому следует учитывать требования Договора о ЕАЭС от 29.05.2014. При этом, если в Договоре о ЕАЭС идет ссылка на локальное законодательство страны-участницы ЕАЭС, то пользуемся именно им и в т.ч. НК РФ.
Что записать в договоре, чтобы не потерять вычеты по НДС
Если на стадии заключения договоров с контрагентами не зафиксировать все необходимые условия, компания может потерять право на вычет НДС и «нарваться» на штрафы в связи с неправильным исчислением налога. В основном это справедливо для тех операций, порядок предъявления к вычету из бюджета НДС по которым прописан в Налоговом кодексе недостаточно четко.
Мы расскажем, в каких ситуациях надо быть особо бдительным и как избежать потерь. А также на что обратить внимание при документальном оформлении сделок.
Как агенту иностранца получить зачет
Когда компания заключает договор с иностранцем, особое внимание надо уделить разделу, посвященному оплате. А именно не забыть указать, за счет какого источника будет уплачиваться НДС.
Ведь при покупке на территории РФ товаров (работ, услуг) у иностранных компаний, не состоящих на налоговом учете в РФ, на компанию возлагаются функции налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ). Налоговую базу агент определяет самостоятельно по расчетной ставке. И право на вычет он получит только после удержания и фактического перечисления суммы налога в бюджет.
Однако налоговики тщательно отслеживают, из какого источника был заплачен налог. Например, если не из доходов иностранной компании, а за счет собственных средств налогоплательщика, то налоговые органы могут исключить эту сумму из вычетов.
Комментарий эксперта
Лада Цветкова, руководитель отдела бухгалтерского и налогового консультирования ООО «Бейкер Тилли Русаудит»:
— Нередко иностранные контрагенты отказываются включать в контракты положения об уплате НДС и получать доходы за минусом налога. А налоговые органы требуют, чтобы налог был уплачен. Не желая идти на конфликт с налоговиками, налогоплательщик часто принимает решение заплатить НДС за счет собственных средств. А заплатив налог, считает вполне правомерным предъявить его к возмещению из бюджета. И совершает ошибку. Статья 172 Налогового кодекса разрешает налоговому агенту применять налоговый вычет только на сумму фактически уплаченного налога, удержанного налоговым агентом. То есть сумма налога подлежит вычету только если она удержана из выплаченного дохода. Выход один — стараться предусмотреть в договоре положение о том, что выплачиваемый доход включает в себя НДС (или «все налоги, предусмотренные российским законодательством»).
Однако в последнее время позиция контролирующих органов несколько смягчилась. Они разрешили сумму НДС, не предусмотренную контрактом и уплаченную за счет собственных средств налогового агента, учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (письмо Минфина России от 19.05.06 № 03-03-04/1/144).
Чтобы избежать возможных споров как с налоговыми органами по поводу необоснованного возмещения из бюджета НДС, так и с иностранным поставщиком, надо прописать порядок расчетов сторон в договоре. Например, в разделе договора «Порядок расчетов» указать: «Общая стоимость договора составляетѕ На основании статей 161, 164 НК РФ сумма платежа, подлежащая перечислению, уменьшается на НДС, зачисляемый в бюджет. Сумма налога исчисляется по расчетной ставке (18/118 или 10/110 в зависимости от вида реализуемых товаров (работ, услуг)) и удерживается покупателем в момент выплаты дохода». Если же договор уже заключен и в нем нет этого условия, можно изменение порядка расчетов сторон записать в дополнительном соглашении.
Кроме того, в интересах налогового агента включить в текст договора (или отразить в дополнительном соглашении) следующее условие. Нерезидент должен подтвердить, что он не состоит на налоговом учете в налоговых органах РФ, а также не имеет оснований для такого учета (п. 2 ст. 144 НК РФ). Таким образом налоговый агент не только снизит риск возникновения претензий со стороны налоговых органов при заявлении вычета, но и избежит возможных разногласий с поставщиком о полноте исполнения обязанности по оплате.
Комментарий эксперта
Дмитрий Кондрашев, старший менеджер ЗАО АКГ «Развитие бизнес-систем»: — Обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДС не зависит от того, выделена ли в договоре сумма НДС. Однако для исключения споров с налоговыми органами и со своими иностранными контрагентами налоговому агенту в договоре целесообразно указать сумму НДС, подлежащую удержанию при выплате дохода нерезиденту.
Аренда государственного имущества: проверьте статус арендодателя
Компания также выступает в качестве налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества. Чтобы арендатор не потерял вычет по НДС, надо точно выяснить правовой статус арендодателя. Ведь исполнять обязанности налогового агента компания должна только если она арендует публичное имущество, составляющее государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников (определение КС РФ от 02.10.03 № 384-О). То есть когда со стороны арендодателя договор подписан представителем органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Его подпись может быть дополнена (что не обязательно) подписью балансодержателя имущества (письмо ФНС России от 02.06.05 № 03-1-03/926/11).
Однако если договор аренды заключен только с балансодержателем имущества, без участия органов государственной власти и управления, платить налог в бюджет должны балансодержатели (письмо ФНС России от 14.02.05 № 03-1-03/208/13).
Поэтому мы рекомендуем перед заключением договора аренды государственного (муниципального) имущества получить от потенциального арендодателя документы о его правах на это имущество. А также документы о его правосубъектности (выписка из ЕГРЮЛ, Положение и т. д.).
Экспортный НДС: оплата третьим лицом
Компания-экспортер, которой будет платить не контрагент по договору, а третье лицо, может устранить лишние поводы для претензий налоговиков еще на стадии заключения экспортного контракта за счет правильной формулировки его условий. При получении экспортной выручки от третьего лица статья 165 Налогового кодекса требует представления дополнительного документа-договора поручения, заключенного между иностранным покупателем и лицом, оплатившим товар (подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ). Этот договор необходим для установления взаимосвязи между полученным платежом и экспортным контрактом. Oплата третьим лицом не изменяет характера платежа как экспортной выручки. Однако налоговые органы отслеживают полное совпадение реквизитов контракта и расчетных документов на зачисление выручки.
Официальная позиция
Анна Лозовая, главный специалист отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:
— Если выручка от реализации товара иностранному лицу поступила на счет налогоплательщика от третьего лица, в налоговые органы дополнительно представляется договор поручения по оплате за указанный товар, заключенный между иностранным покупателем и лицом, осуществившим платеж. Этот договор обязателен, несмотря на наличие информации в контракте о возможности оплаты товара третьим лицом.
Поэтому, если экспортер предполагает, что товар будет оплачен третьим лицом, в контракте можно оговорить обязанность не только заключить с фактическим плательщиком договор поручения, но и представить заверенную копию этого договора. Кроме того, в контракте будет нелишним оговорить, что срок представления договора поручения не должен превышать 180 дней со дня отгрузки товара на экспорт. А также прописать неблагоприятные для нерезидента имущественные последствия нарушения этого обязательства. В противном случае потери по НДС у российского экспортера будут гораздо существенней.
От инофирм хотят не так уж и мало
Из-за повышения ставки НДС выручка инофирм уменьшится. И очевидно, что многие из них захотят компенсировать это повышением стоимости своих услуг. Кто-то заложит в цену и издержки на выполнение новых законодательных требований. Ведь определенные усилия зарубежным компаниям, безусловно, приложить придется.
Во-первых, потребуется встать на учет в РФ. Для этого инофирме надо подать заявление не позднее 15 февраля 2019 года (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Действовать следует через сервис «НДС — офис интернет-компаний» на сайте ФНС России, который доступен в том числе на английском языке. Нужно иметь в виду, что постановка на учет производится по правилам п. 4.6 ст. 83 Кодекса независимо от вида оказываемых электронных услуг (письмо Минфина России от 13.09.2018 № 03-07-05/65680).
Кстати, за нарушение срока подачи упомянутого заявления инофирму оштрафуют на 10 000 рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ, письмо ФНС России от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19095).
После постановки на учет инофирме будет доступен личный кабинет, с помощью которого она сможет представлять НДС-декларации, обмениваться документами и письмами с фискалами. А если в какой-то период использовать личный кабинет не получится? Тогда придется вести отправку по ТКС через оператора ЭДО (п. 8 ст. 174.2 НК РФ) – не самая радужная перспектива для многих зарубежных юрлиц.
Во-вторых, потребуется вовремя (поквартально) сдавать декларацию, о которой мы уже говорили. Для некоторых эта задача будет не так уж проста. Хотя бы потому, что форма данного отчета и порядок его заполнения – только на русском. Да и не столь он легок. На скорую руку вряд ли подготовишь. Как результат – вероятные финансовые и временны́е затраты на «возню» с этой отчетностью.
Кстати, налоговая служба не против направления такой декларации российским представительством зарубежной компании (письмо от 13.06.2017 № СД-4-3/11084@).
Отметим, что на «камералку» этого отчета контролерам отведено аж шесть месяцев со дня его представления. В период такой ревизии у инофирмы могут затребовать ряд документов (сведений). Например, об оказываемых услугах (письмо Минфина России от 02.07.2018 № 03-07-08/45522). И еще – если зарубежная компания просрочит сдачу декларации больше чем на шесть месяцев, налоговики вправе снять ее с учета (подп. 4 п. 5.5 ст. 84 НК РФ).
В-третьих, надо будет перечислять «налог на Google» в российский бюджет. Тут важно не ошибиться с реквизитами для уплаты НДС и верно заполнить платежку. В помощь инофирме – письма ФНС от 17.04.2018 № СД-4-3/7280@ и от 13.06.2017 № СД-4-3/11084@. Причем ей, возможно, придется открыть расчетный счет в российском банке. Конечно, со слов некоторых высокопоставленных фискалов, так можно не поступать, а уплачивать НДС (в рублях!) со своего счета в банке за рубежом. Но насколько это удобно и всегда ли выполнимо на практике – большой вопрос.
Всем ли допнагрузка придется по душе?
Наверняка какие-то зарубежные компании не захотят всего этого «счастья» и проигнорируют данные требования. Что не позволит их российским клиентам принять к вычету НДС по причине отсутствия документов из пункта 2.1 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Ведь в них кроме выделенного налога должны также значиться ИНН и КПП инофирмы, которые появятся лишь после ее постановки на учет.
Конечно, с солидными компаниями (радеющими за имя и репутацию) подобные проблемы вряд ли возникнут. Как и с любыми зарубежными организациями, дорожащими российским сегментом рынка. Ведь понятно, что повышение цены на услуги, да еще и вкупе с невозможностью вычесть НДС, отпугнет не только многих имеющихся, но и потенциальных клиентов. Поэтому такие инофирмы будут максимально лояльны к нашим компаниям.
Не должно возникнуть сложностей и с зарубежными партнерами, уже вставшими на учет в РФ в связи с оказанием электронных услуг физлицам.
А если российской организации важно сотрудничать именно с конкретной инофирмой, например, если та оказывает уникальные (трудно заменимые) услуги? При этом зарубежный партнер за клиента особо не держится, совершенно не желая выполнять свалившиеся на него новые обязанности – вставать на учет в РФ и т. д.
Попробуем понять, реально ли сподвигнуть такого проблемного контрагента на добросовестность. И грозит ли нашей организации что-то, кроме потери НДС-вычета, если достучаться до партнера все же не удастся.