Природоохранное законодательство с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Природоохранное законодательство с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.

Повторим, что обязанность экологического платежа возникает только после признания ППП отходами. Платежная база определяется по правилам для платы за НВОС.

Укажем только особенности для побочных продуктов производства:

  1. К ставкам платы применяется повышающий коэффициент 52, если ППП выбросили на свалку через 11 и более месяцев с даты их образования. То есть предприниматели заинтересованы либо хранить побочные продукты меньше 11 месяцев, либо по истечении этого срока решать вопрос с их продажей или использованием в производстве.
  2. Плата за ППП вносится раз в год. Квартальных авансовых платежей по ней не предусмотрено.

Когда за побочные продукты производства нужно вносить плату за НВОС?

Напомним, что в настоящее время плата взимается за следующие виды НВОС
(ст. 16 Закона № 7-ФЗ):

• выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
• сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
• размещение отходов (хранение, захоронение отходов производства и потребления).
За побочные продукты, образовавшиеся при ведении деятельности юрлицом или ИП, плату за НВОС вносить не нужно.

Однако если побочные продукты признаются отходами, тогда возникает обязанность внести плату за НВОС за них как за размещение отходов (п. 3 ст. 2 Закона № 268-ФЗ).

Изменения, касающиеся мобилизованных граждан

1. Поправки о приостановке судебных и исполнительных производств с участием мобилизованных.

Эти поправки вступили в силу в конце 2022 года, но актуальны для 2023. В частности, арбитражный суд обязали приостановить производство по делу, если истца или ответчика, например, призвали на военную службу по мобилизации. Суд также вправе приостановить дело, если призыв по мобилизации коснулся участника-единоличного исполнительного органа юрлица. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 29.12.2022 № 603-ФЗ в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Кроме того, приставы обязаны теперь полностью или частично приостанавливать исполнительное производство, если оно касается мобилизованного должника.

2. Работодатели и банки приостанавливают взыскания к мобилизованным.

Тоже вступило в силу с конца 2022 года (Федеральный закон от 29.12.2022 № 603-ФЗ).

Сходные правила ввели и для кредитных организаций, которые обслуживают счета должника-гражданина, в том числе ИП. Ранее особые правила о приостановке исполнения требований к ряду военнослужащих и их семьям касались лишь возврата просроченных долгов по кредитам.

Юрлица и ИП, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами, операторы по обращению с ТКО, региональные операторы по обращению с ТКО должны сдавать отчет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.

Т.е., если вы организация, относящаяся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и у вас:

  • образуются ТКО массой не менее 0.1т;
  • заключен договор с региональным оператором;
  • не осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления

Поправки создают задел на будущее

Поправки коснутся не только юридических, но и физических лиц. Например, в них прописана обязанность граждан соблюдать требования о раздельном сборе отходов и накоплении вторичных ресурсов на мусорных площадках. «Удивительно, но принятие такого важного закона, который в прямом смысле напрямую коснется каждого жителя РФ, прошло относительно незаметно. Это несколько беспокоит, поскольку многие положения вступают в силу довольно скоро и готовиться к ним необходимо уже сейчас — как организациям, так и физическим лицам», — отметила в разговоре с «ЭЖ» Олеся Кужель, директор экологического движения «ДОМ» Проектного офиса развития Арктики.

При этом она подчеркнула, что закон, безусловно, важный и нужный. Последние годы власти много говорят про экономику замкнутого цикла и стараются двигаться к ней — каждый регион в том темпе, который обусловливают географические условия и плотность населения. Поэтому закон, закрепляющий определение вторсырья и вторичных ресурсов, а главное, обязательность их утилизации, нужен был давно.

Читайте также:  Можно ли работать со 2 й группой инвалидности

По словам О. Кужель, при ознакомлении с поправками может сложиться ощущение, что они немного опережают время. Это выражается в двух ключевых моментах.

Во-первых, далеко не во всех населенных пунктах сегодня отлажен процесс раздельного сбора и накопления отходов. Особенно эта проблема актуальна для удаленных территорий. Отсутствие развитой инфраструктуры может демотивировать людей, которые должны, согласно новому закону, обеспечивать раздельное накопление или сдавать в места сбора вторичные ресурсы — то есть сортировать отходы дома. Сегодня многие и так скептически относятся к раздельному сбору, а если он будет внедряться там, где нет прозрачной инфраструктуры и логистической цепочки для утилизации, этот скептицизм явно укрепится, полагают специалисты.

При этом они надеются, что к моменту вступления в силу всех положений закона ситуация изменится или появятся разъяснения властей, как тем, кто находится на территориях, где должной инфраструктуры еще нет, выполнять данные предписания. Поправки, обязывающие юрлица и ИП утилизировать вторичные ресурсы, а физические лица — сортировать отходы, вступают в силу в марте 2023 г., а полный запрет на захоронение вторичных ресурсов — только с 2030 г. Полноценную инфраструктуру чиновники также планируют подготовить к 2030 г.: предполагается, что к этому сроку будут построены или реконструированы 868 объектов обращения с отходами, а регионы с помощью государства закупят необходимое количество контейнеров для раздельного сбора.

Второй момент напрямую связан с первым — это вопрос готовности общества и экологической грамотности как людей, так и организаций. «На мой взгляд, это едва ли не важнейшая проблема внедрения раздельного сбора. Здесь важно не просто информировать, что и как можно сдать на переработку — хотя и это объемная работа, которая потребует постоянной коммуникации. Не менее важно донести до людей и компаний, почему именно необходимо сортировать и утилизировать отходы, как наши сегодняшние действия или бездействие в этой сфере влияют на нашу жизнь, жизнь наших детей и планеты в целом», — подчеркнула О. Кужель.

Готовятся изменения в концессионное законодательство в сфере ТКО

Российский экологический оператор (РЭО) и Национальный Центр ГЧП обсудили предложения по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка в сфере обращения с отходами. В числе законодательных инициатив — возможность заключать концессионные соглашения для нескольких предприятий в разных муниципалитетах.

Планируется, что изменения будут внесены в Федеральный закон о концессионных соглашениях (№ 115-ФЗ). Законопроект призван увеличить инвестиционную привлекательность проектов по развитию инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщил глава РЭО Денис Буцаев.

«Совместно с Национальным Центром ГЧП РЭО подготовил законопроект, который уточнит особенности регулирования концессий в сфере обращения с ТКО. Изменения, которые планируется внести в закон о концессиях, призваны увеличить инвестпривлекательность инфраструктурных проектов в сфере обращения с ТКО и регламентировать процедуры в отрасли. Среди предложений есть такие, как разрешение заключать концессионные соглашения в отношении комплекса объектов обращения с ТКО, в том числе расположенных в разных муниципалитетах, возможность корректировки размера валовой выручки по итогам госэкспертизы», — сказал генеральный директор ППК РЭО Д. Буцаев.

Законопроект устанавливает гарантии возврата средств в случае изменения регулирования, в том числе изменения территориальной схемы. Он предлагает обязывать регулятора предоставлять данные для конкурса и частной концессионной инициативы, исходя из которых будут рассчитываться тарифные и иные финансовые параметры концессии. Помимо этого, проект закона устанавливает правило о передаче объекта концеденту для проведения рекультивации, а также возможность возложить ее на концессионера при наличии финансирования со стороны концедента.

«РЭО провел совместно с Национальным Центром ГЧП совещание, на котором были выслушаны рекомендации по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка. Все предложения будут учтены при доработке законопроекта», — отметила руководитель департамента ГЧП ППК РЭО Александра Голованова. После того как будут определены конкретные изменения в закон, законопроект внесут на обсуждение в Правительство РФ.

Определён перечень разрешений, особый режим для которых устанавливают органы контроля

Правительство определило 173 вида разрешений, особый режим выдачи которых в 2022, 2023 годах и на срок до конца 2024 года делегирован надзорным органам. Мы выбрали ключевые виды и систематизировали их для удобства по направлениям нашей работы:

В области промышленной безопасности:

  • Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
  • Аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.
  • Аттестация работников в области промышленной безопасности.
  • Аттестация экспертов в области промышленной безопасности.
  • Регистрация опасных производственных объектов.
  • Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
  • Согласование планов и схем развития горных работ.
  • Согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
  • Лицензирование пользования недрами.
  • Согласование правил эксплуатации гидротехнических сооружений.
  • Внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
  • Выдача разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.
  • Согласование специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.
  • Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
  • Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
  • Государственная регистрация и учёт гидротехнических сооружений.
  • Выдача разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.
  • Согласование планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
  • Внесение в реестр деклараций промышленной безопасности.
Читайте также:  Когда вступает в силу завещание на квартиру после смерти завещателя

В области охраны окружающей среды:

  • Государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
  • Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
  • Экспертиза проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых.
  • Аттестация на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
  • Выдача разрешения на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения.
  • Государственная экологическая экспертиза.
  • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
  • Выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
  • Выдача разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
  • Утверждение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
  • Согласование нормативов допустимых сбросов.
  • Выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для объектов I категории по уровню воздействия на окружающую среду на период до получения для таких объектов комплексных экологических разрешений.
  • Выдача разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ.
  • Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
  • Выдача разрешения на временные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных) для объектов II и III категорий.
  • Выдача разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для действующих стационарных источников и (или) совокупности стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к объектам II категории (за исключением случаев получения такими объектами комплексного экологического разрешения) и III категории.
  • Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности.

В области санэпидбезопасности:

  • Выдача санитарно-эпидемиологического заключения.
  • Государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования.
  • Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

В области охраны труда:

  • Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
  • Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

В области пожарной безопасности:

  • Аттестация должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска.
  • Регистрация деклараций пожарной безопасности.
  • Аттестация лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.

Необходимая природоохранная документация

Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям. В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду. Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.

Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:

  • Паспорта опасных отходов (ОО);
  • Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
  • отходов;
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
  • воздух;
  • Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
  • Комплексное экологическое разрешение;
  • Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
  • Технологические нормативы;
  • Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
  • (НДС);
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • План мероприятий по охране окружающей среды;
  • Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
  • Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
  • Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
  • Сведения 3.1, 3.2, 3.3.

В чем преимущества календаря

Календарь отчетности существенно облегчает работу бухгалтеров, кадровиков и других специалистов организации. Очевидные преимущества:

  • все отчеты со сроками сдачи собраны в одном месте;
  • в календаре отмечены даты основных платежей в бюджет;
  • учтены все переносы из-за праздников и выходных, по решению правительства и региональных властей;
  • в календарь встроены удобные фильтры для детализации пользовательских запросов;
  • дни отчетности выделены ярким цветом, а в самом календаре определены периоды сдачи отчетов.

На сегодняшний день никаких штрафов за нарушение требований экологических знаков не предусмотрено. Тем не менее, согласно статье 12.16 КоАП, штрафами облагаются нарушения требований некоторых знаков, которые идут в связке с экологическими. В частности:

  • 500 рублей штрафа полагается нарушителям во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, за проезд на грузовиках под запрещающие это делать знаки;
  • за несоблюдение тех же правил, запрещающих въезд грузовых автомобилей, в Москве и Санкт-Петербурге полагается штраф в 5000 рублей;
  • от 1000 до 1500 рублей штрафа придется заплатить за проезд налево, если вместе с табличкой об экологических классах висит знак, не разрешающий этого.

Таким же образом, начиная с 1 июля 2021 года, будут облагаться штрафами владельцы автомобилей, для которых не указан экологический класс.

Лицензирование эксплуатации химически опасных объектов

Постановлением Правительства РФ №160 был актуализирован порядок лицензирования эксплуатации химически и взрывопожароопасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности. Данное постановление затронуло, в частности, правила оценки того, насколько лицензиат или соискатель лицензии соответствует лицензионным требованиям при проведении оценки выездной либо документарной.

Были также определены сроки, в течение которых может быть принято решение о предоставлении лицензии либо решение об отказе в этом, а также на протяжении которых может производиться внесение изменений в реестр лицензий либо может быть выдан отказ о внесении данных изменений. Эти сроки составляют:

  • не более 30 рабочих дней при условии, что заявление было подано в бумажном виде;
  • не более 23 рабочих дней при условии, что заявление было направлено посредством электронного документа через Единый портал государственный и муниципальных услуг.

С целью поддержать в стабильном состоянии деятельность производителей автомобильной техники, Постановлением Правительства РФ №287 от 04 марта 2022 был срок уплаты утилизационного сбора, относящегося к I-III кварталам 2022 года. Однако, данная мера затронет лишь те предприятия, число сотрудников которых составляет по меньшей мере 5000 человек, а также принадлежащие им дочерние организации.

Таким образом, в срок до 20 декабря 2022 года, согласно законодательству, необходимо оплатить утилизационный сбор:

  • за IV квартал 2021 года и I-III кварталы 2022 года при условии, что к предприятию названной отрасли были применены иностранные санкции;
  • за I-III кварталы 2022 года для всех остальных.

Новые “Отходы производства и потребления”

Помимо изменений в воздухоохранной деятельности и охране водных объектов, в 2021 году вступает в силу новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. В статье 18 теперь будет указано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I (в составе КЭР) и II категорий (в составе декларации).

Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Для IV категории не требуется разработка нормативов и лимитов на размещение, не требуется и представление отчетности.

Кроме того, с 2021 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

Порядок разработки и утверждения нормативов, лимитов и представления отчетности утверждает уполномоченный орган власти (Росприроднадзор).

Расширение состава сведений ЕГРН

С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.

Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.

Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *