Ответственность за нецелевое использование земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нецелевое использование земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Очень даже могут. Согласно ст. 285 ГК РФ «Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению».

С даты выдачи предписания действует запрет на передачу в залог и переход/прекращение права собственности.

При невыполнении предписания и привлечении к ответственности ставится отметка в ЕГРН о невозможности регистрационных действий.

То есть запрет на совершение сделок на передачу в залог и на переход/прекращение права собственности начинает действовать еще до направления заявления в Росреестр. Однако до внесения в ЕГРН отметки о запрете регистрационных действий собственник сможет, например, зарегистрировать аренду.

Сокращены сроки рассмотрения судами дел об изъятии земли и проведения публичных торгов. Закон № 507-ФЗ внес также изменения в АПК и ГПК по срокам рассмотрения споров об изъятии земельных участков СХН. Такие дела должны будут рассматривать в срок, не превышающий месяц со дня поступления заявления в суд (абз. 2 ч. 1 ст. 152 АПК, ч. 2 ст. 154 ГПК).

Публичные торги по продаже изъятого участка должны будут провести в течение 4 месяцев (до изменений – в течение 6 месяцев) со дня вступления в законную силу решения суда (п. 6 ст. 6 Закона № 101-ФЗ).

Увеличился минимальный срок аренды публичного участка СХН. Теперь он составляет 5 лет (а не 3 года, как было раньше). Максимальный срок аренды не изменился, он составляет 49 лет (п. 3 ст. 9 Закона № 101-ФЗ).

Какие штрафы грозят за не целевое использование земель сельхозназначения

  • использование земельных участков не по целевому назначению (ч. 2, ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ);
  • если земельный участок используется с нарушением правил целевого использования (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ). Это достаточно серьезное нарушение, если это земельный участок в категории земель сельхозназначения. Например, если земельный участок был предоставлен для выращивания пшеницы, то построить на нем промышленный блок не допустимо.
  • если пользователь допустил порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ) — например, из-за халатного обращения с удобрениями и ядохимикатами. В данном случае наступает уголовная ответственность по статье 254 Уголовного Кодекса РФ;
  • если не проведена обязательная рекультивации на землях сельхозназначения — (ст. 8.7 КоАП РФ). Если земельный участок пострадал в процессе хозяйственной деятельности, землепользователь обязан провести рекультивацию. Например, рекультивация обязательна при строительстве домов, без этого его нельзя будет ввести в эксплуатацию (если рекультивация была предусмотрена планом строительства);
  • Если вы не приведете земельный участок в состояние, пригодное для целевого использования (ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ). К примеру, если на земле сельхозназначения все-таки был построен промышленный складской комплекс, то землепользователь обязан вернуть всё в первоначальное состояние. За неисполнение — административный штраф:
    на граждан в размере от 20 тысяч до 50 000 рублей;
    на должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
    на юридических лиц — от 200 тысяч до 400 000 рублей.

Ответственность так же установлена и за нарушение режима использования земель сельхозназначения (кроме тех земель, на которые не распространяется Закон об обороте земель сельхозназначения) (ч. 2, 2.1 ст. 8.8 КоАП РФ). К ответственности привлекают в случае, если земельный участок вообще не используется, то есть запущен:

1) в течение 3-х и более лет для ведения сельхозпроизводства или другой связанной с этим деятельности. В этот период не засчитывается время, когда участок нельзя было использовать в связи с обстоятельствами, которые исключают его использование, например стихийное бедствие (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ, пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 6 Закона об обороте земель сельхозназначения). Признаки, по которым устанавливается, что земельный участок не используется, определены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482.

Таблица штрафов за это правонарушение (ч. 3 ст. 3.5, ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):

Кто привлекается Размер штрафа в процентах от кадастровой стоимости земельного участка
Граждане 0,3 — 0,5%, но не менее 3 000 руб. и не более 100 000 руб.
Должностные лица, в том числе ИП 0,5 — 1,5%, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб.
Организации 2 — 10%, но не менее 200 000 руб. и не более 700 000 руб.
Читайте также:  Нужна ли лицензия на продажу сигарет в 2023 году для ИП розницу

Как изменить целевое назначение земельного участка

Прежде чем расширять возможности строительства на своем земельном участке необходимо сделать следующие юридически значимые действия.

Если (как пример) вы задумали построить 2-х квартирный (или многоквартирный) дом на своем земельном участке, у которого ВРИ — «Для индивидуального жилого строительства» или «для ведения личного подсобного хозяйства», то в начале вам необходимо изменить ВРИ вашего участка на «для строительства и эксплуатации многоквартирного дома», и только потом получать разрешение в архитектуре и начинать строить. В противном случае даже банки не дадут ипотеку на покупку квартиры в таком доме.

Посмотреть подходящий для себя ВРИ можно в так называемом классификаторе. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.

8 апреля 2019 года вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 04.02.2019г. № 44 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утверждённый̆ приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540».

Данным приказом расширен список видов разрешенного использования земельных участков и уточнено описание видов использования в разделах «Жилая застройка», «Общественное использование объектов капитального строительства», «Предпринимательство» и «Отдых (рекреация)» классификатора видов разрешенного использования земельных участков (Классификатор).

Даже если земельный участок у вас не в собственности, а в аренде, то необходимо самому изменить вид разрешенного использования земельного участка, в случае, если были внесены изменения в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Так как согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Закона «О государственной̆ регистрации недвижимости» органы государственной̆ власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН) в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка. Поэтому они у себя в ЕГРН изменят ВРИ, и вам необходимо переделать свои документы (неважно собственность это или аренда), чтобы нечаянно не нарушить новый измененный ВРИ вашего участка.

Изъятие земель у собственника

Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения органами госземнадзора;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания органа земндзора, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.

  1. Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
  2. Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
  3. По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
  4. Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.

Что еще важно знать об использовании земель сельскохозяйственного назначения

Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.

  • Установите фактические границы участка, так как в случае занятии земли смежным землепользователем надзорным органам будет проще устранить нарушение.
  • Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.
  • Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.
  • Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.

Откуда берутся новые земли сельхозназначения

Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков, устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.

Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями — в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.

Читайте также:  8 болезней, при которых не дадут справку на права

Об использовании земель сельхозназначения в вопросах и ответах

— Кроме увеличения размеров штрафов, на которые мы уже обратили внимание, следует сказать, что при неиспользовании земельного участка сельхозназначения размер штрафа зависит от кадастровой стоимости неиспользуемой части земельного участка и составляет для физических лиц до 0,5 % от данной стоимости, но не менее 3000 рублей. Для должностных лиц соответственно до 1,5 %, но не менее 50000 рублей и для юридических лиц — до 10 %, но не менее 200000 рублей.

— Параллельно законодатель наряду с ужесточением штрафных санкций предусмотрел не возможность, а именно обязанность замены штрафа на предупреждение. Но эта норма действует только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса и их работников в случае, если правонарушение совершено впервые и оно не причинило вред окружающей среде.

С какими ограничениями приходится сталкиваться владельцам и арендаторам?

Используя земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, гражданам и компаниям приходится сталкиваться с определенными ограничениями. К ним относится:

  • учитываются правовые требования, установленные для конкретной территории;
  • экологические ограничения заключаются в том, что должны удовлетворяться пользователями требования к экологической защите территорий и окружающей среды;
  • агротехнические требования указывают, что пользоваться можно только таким оборудованием и материалами, которые никаким образом не нанесут вред почве, поэтому сохранится ее плодородие;
  • специальные ограничения могут применяться к конкретным землям или пользователям местными властями.

Поэтому должны пользователи и собственники ответственно подходить к применению территорий.

В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

  1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
  2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
  3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
  4. Проводятся публичные слушания;
  5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
  6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
  7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

  • ФИО и контактные данные землепользователя;
  • Категория земли и адресные ориентиры участка;
  • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
  • Причина смены вида землепользования;
  • Перечень прилагаемых документов.

Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

  • Целесообразность изменения ВРИ;
  • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
  • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

Зоны сельскохозяйственного использования

В составе зон сельхоз использования могут находиться:

  1. зоны сельхозугодий (это касается пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями такими, как сады, виноградники и пр.);
  2. зоны, на которых располагаются объекты сельхозназначения, предусмотренные для ведения с/х, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельхозназначения (часть 9 статьи 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Для каждой подобной территориальной зоны в границах административно-территориального образования определен градостроительный регламент, который устанавливает правовой режим всех участков земли, точно также как и всего, что располагается над и под поверхностью участков земли и применяется при их застройке и дальнейшей эксплуатации объектов капстроительства (часть 1 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Правовой режим сельскохозяйственного назначения определяют уполномоченные органы публичной власти согласно федеральным законам (часть 7 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). В первую очередь, правовой режим устанавливается Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом, регламентирующим перевод земель из одной категории в другую, а также Законом касаемо оборота земель.

Читайте также:  Покупка квартиры в рассрочку у застройщика документы

В соответствии со статьей 7 Закона, регламентирующего перевод земель из одной категории в другую, перевод земель сельхозугодий либо участков в составе данных земель из сельхозземель в иную категорию допустим в следующих случаях:

  • консервация земель;
  • создание особо защищаемых природных территорий;
  • установление либо изменение границ населенных пунктов;
  • размещение промышленных объектов на земельных участках, кадастровая стоимость которых не больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу);
  • включение непригодных для реализации сельхозпроизводства земель в структуру земель лесного/водного фонда;
  • строительство дорог, ЛЭП, линий связи (включая линейно-кабельные сооружения), нефтяных проводов, газовых проводов и иных трубопроводов, ж/д линий и прочих сооружений в случае наличия утвержденного проекта рекультивации сельхозугодий и т.п.

Замечание 1

Необходимо отметить, что приведенная статья 7 распространяет свое действие на случаи перевода сельхозугодий в иную категорию земель при том, что в структуре категории земель сельскохозяйственного назначения есть и 2-я субкатегория, которая называется несельскохозяйственные угодья.

Субкатегория сельхозугодий, которая занимает особенное положение в рамках категории земель сельхозназначения, неоднородна. Внутри нее выделяют:

  • «обычные» сельхозугодья с низкой либо средней кадастровой стоимостью. Таким образом, выдел земельных долей, которые находятся в муниципальной собственности, производится, прежде всего, из неиспользуемых земель и земель плохого качества (пункт 8 статьи 13 Закона касаемо оборота земель);
  • сельхозугодья, чья кадастровая стоимость на половину и больше превышает среднюю кадастровую стоимость по административно-территориальному образованию (городскому округу);
  • особо ценящиеся продуктивные сельхозугодья, включая угодья, чья кадастровая стоимость значительно больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу).

Для 2-х последних видов сельхозугодий устанавливается ограниченный список оснований для их перевода в иные категории земель (статья 7 Закона, регламентирующего порядок перевода земель из одной категории в другую).

На особом правовом месте в составе земель сельхозназначения находится фонд перераспределения, создаваемый с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и расширения КФХ, личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (пункт 1 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации). Исходя из этого нормативного определения, земельный фонд может состоять из сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных угодий.

Минимальный и максимальный размеры

Участки выделяются в соответствии с нормативами, которые установлены региональными земельными департаментами и ориентированы на локальные акты местной администрации. Каждый вид разрешённого использования имеет ограничения как минимального, так и максимального размера участка.

Например, участки ДНТ, ДНТ и СНТ по преимуществу занимают площадь 6-8 соток. Если надел меньшей площади, то перевод ЗУ в условно-разрешённый вид для использования по данному назначению будет запрещён.

Иными словами, минимальный размер земельного участка сельскохозяйственного назначения для изменения его вида равен 6-8 соткам ссылающимися на локальные акты местной администрации.

То же касается иных вариантов применения земель. В частности, надел рассчитанный под посадку бахчи, скорее всего, не будет переведён в земли, пригодные для пастбищ, так как данные виды земель ориентированы на максимальные площади, которых не имеют другие виды ЗУ. Для этого потребуется реорганизация ЗУ, допускающая слияние нескольких участков в один. Такие процедуры нередко проводят лица, участвующие в индивидуальном предпринимательстве, заключая контракты по партнёрскому использованию земель на основании права совместной собственности.

Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2023 года

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:

  • пашня;
  • угодье для покосов и сенозаготовления;
  • пастбище;
  • лесополоса, за исключением лесного фонда;
  • надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
  • земля под многолетними насаждениями.

Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.

Нецелевое использование, или неиспользование участка

В реестре недвижимости, за каждым участком закреплено его целевое назначение, которое должно соблюдаться: на участке под ИЖС нельзя осуществлять промышленное производство, садоводческий участок не предназначен для возведения многоэтажных домов, и т.д.
Нарушение целевого назначения, или «простаивание» участка могут повлечь за собой ответственность для собственника. В соответствии со статьей 8.8 Кодекса об административных правонарушениях, за нецелевое использование земли, для граждан предусмотрен штраф в размере от 0,5% до 1% от ее кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей.

За неиспользование земли — штраф от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости, но не менее 3 000 рублей.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *