Все положения по бухгалтерскому учету в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все положения по бухгалтерскому учету в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2023 года начнет работать новая структура, возникшая в результате объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Социальный фонд сохранит преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые находились в компетенции ПФР и Фонда социального страхования. Изменения закреплены в Федеральном законе от 14.07.2022 № 236-ФЗ.
Новые лимиты и уплата УСН через ЕНП
Для плательщиков УСН ввели новые лимиты по доходам. Для применения права использовать УСН запрещается превышать ограничение в 251,4 млн. руб. Когда доход станет больше 188,55 млн. руб., субъекту нужно будет рассчитать налог по более высоким ставкам.
Платить УСН с 2023 года нужно будет через ЕНП и в новые сроки (п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК):
Что сделать при УСН |
Срок |
Компаниям подать декларацию |
до 27 марта (срок перенесен с 25 марта, т.к. это выходной) |
Компаниям уплатить налог за прошлый год |
до 28 марта |
ИП подать декларацию |
до 25 апреля |
ИП уплатить налог за прошлый год |
до 28 апреля |
Компаниям и ИП уплатить авансы |
до 28-го числа месяца после отчетного периода. Сроки в 2023 году:
|
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
- В отношении объектов, налоговая база по которым рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, отменена обязанность подавать декларацию по налогу на имущество организаций. То есть с 1 января 2023 года для таких объектов ведено бездекларационное администрирование налога.
- Внесены изменения в декларации по налогу на имущество. В разделе 1 появилась строка «007. Признак СЗПК», введен раздел 2.2 «Сумма налога, исчисленного с применением налогового вычета для СЗПК». Переименован раздел 3, введен новый раздел 4, в котором указываются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств.
- Установлены новые сроки уплаты налогов и сдачи отчетности:
- квартальную декларацию нужно сдать до 25 числа следующего месяца, а годовую – до 25 марта года, следующего за отчетным,
- перечислять аванс нужно до 28 числа следующего месяца, а окончательный налог в 2023 году нужно заплатить до 28 февраля.
- Введен запрет на применение УСН и ПСН для ювелирного производства и торговли. Производители ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, а также оптовые и розничные продавцы этих изделий с 2023 года лишаются права применения упрощенки и патента.
- Утратившим по разным причинам право на применение УСН и прекратившим деятельность на УСН необходимо уплатить налог до 28 числа месяца, следующего за кварталом, когда право было утрачено.
- Установлены новые сроки предоставления отчетности по спецрежимам:
- УСН: для организаций: — не позже 25 марта (ранее 31 марта) года, следующего за отчетным, для ИП — не позже 25 апреля (ранее 30 апреля) года, следующего за отчетным. Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом.
- ЕСХН: срок представления декларации по ЕСХН – не позже 25 марта года, следующего за отчетным. срок уплаты налога — не позже 28 марта года, следующего за отчетным.
- В 2023 году начнет действовать новый налоговый спецрежим: автоматическая упрощенная система налогообложения (АУСН). Этот режим станет доступным не только вновь созданным организациям, но и действующим.
Требования для применения АУСН:
- 60 млн рублей – максимальный доход за год,
- 150 млн руб. — общий объем основных средств,
- не более 5 человек – число занятых в компании, включая занятых по гражданско-правовым договорам.
Здесь изменятся сроки уплаты налога. С нового года вносить платежи нужно будет до 28 числа текущего месяца. Но поменяются временные рамки для расчёта. Если сейчас это календарный месяц, то с нового года это будет период с 23 числа прошлого месяца по 22 число текущего.
Также изменится порядок декабрьских и январских выплат. Так:
- Для зарплаты, которая выплачивается в начале декабря, к расчёту будут приниматься выплаты, произведённые с 23 ноября до 22 декабря.
- Для предновогодних выплат – с 23 по 31 декабря.
- Для зарплаты в январе – с 01 по 23 января.
- Далее в обычном новом порядке.
Также поменяются сроки сдачи отчётности по подоходному налогу. Так:
- Сдавать отчётность 6-НДФЛ за квартал нужно будет не позднее 25 числа месяца, который следует за отчётным.
- Годовую форму нужно будет теперь сдавать до 25 февраля следующего года.
Об утверждении положений по бухгалтерскому учету
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:
1. Утвердить:
а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;
б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).
3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин
Приложение N 1 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н (в ред.-28.04.2017 № 69н)
Последствия изменений учетной политики
Если последствия изменения учетной политики оказывают существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, то они должны быть оценены в денежном выражении.
В случае, когда изменения в учетной политике связаны с изменением российского законодательства или нормативных актов по бухгалтерскому учету, последствия подобных изменений отражаются в бухгалтерском учете в порядке, который указан в соответствующем нормативном акте (п. 20 ПБУ 1/98 и п. 15 ПБУ 1/2008). Иными словами, если изменения вносятся в положения по бухгалтерскому учету, то в первую очередь следует руководствоваться переходными положениями к изменениям в эти ПБУ. В остальных случаях последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требований представления числовых показателей минимум за два года (п. 21 ПБУ 1/98).
Зачем вносятся изменения в закон
Жизнь не стоит на месте, постоянно что – то меняется, появляется что – то новое, поэтому даже законодательство нужно подстраивать под текущий ритм жизни, вносить изменения и поправки.
Ни для кого не секрет, что учет может быть бюджетным, он ведется в государственных или некоммерческих организациях. У него своя особая специфика и даже план счетов совершенно не похож на коммерческий.
Коммерческий учет применяется в большинстве компаний. Он, в свою очередь, совершенно не похож на бюджетный.
Разница между двумя видами учета велика. И бухгалтерам приходится переучиваться, если, например, работник из бюджета уходит в коммерцию и наоборот. В связи с этим государство решило, что необходимо привести законодательство в бюджетной сфере и коммерции к общему знаменателю, когда законодательством смогут пользоваться бухгалтеры, работающие в коммерческих организациях и бухгалтеры – бюджетники. Кстати, именно поэтому в бюджетных учреждениях начали вводить федеральные стандарты бухгалтерского учета.
Другие изменения в бюджетной сфере
Есть еще ряд изменений, которые произошли в сфере бюджетного учета.
С 2023 года скорректированы бланки и формы бюджетных отчетов. Организации бюджетной сферы сдают такую отчетность только в электронном виде. Если внутренними актами организации предусмотрено предоставление еще и на бумаге, то отчеты придется распечатать. В налоговую инспекцию отчеты подаются по той же системе, что и раньше.
Одним из важнейших документов бюджетных организаций является государственное задание. С 2023 года оно должно быть утверждено в течение 15 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств получателю средств.
Изменения коснулись также и плана ФХД. Правда, изменения будут актуальны с 2023 года. План будет составляться по новым правилам и на новом бланке.
Не обошли стороной изменения и бюджетных смет. Здесь два основных изменения. Ранее бюджетные сметы содержали информацию о текущих показателях организации. С 2023 года в составе документа отражаются как текущие (фактические), так и плановые показатели деятельности. Когда смета утверждена, она должна попасть к главному распорядителю бюджетных средств не позднее следующего дня после утверждения.
Как видим изменений в бухгалтерском учете достаточно и все они важные. Нововведения коснулись как коммерческого учета, так и бюджетной сферы. Всем бухгалтерам в той или иной степени придется подстраивать свою работу под новые условия работы. Несомненным положительным моментом является то, что подавать бухгалтерскую отчетность в органы статистики большинство налогоплательщиков больше не обязаны. Однако, подача бухгалтерской отчетности на бумаге больше не предусмотрена. Такая отчетность подается исключительно в электронном виде. Исключение – для малого бизнеса. Они будут сдавать электронный отчет только за 2023 год.
Налог на прибыль — 20%
С 2023 года основная ставка налога на прибыль увеличена с 18% до 20% (п. 1 ст. 184 НК-2023). Одновременно отменяется право местных Советов депутатов увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) стандартную ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль (п. 10 ст. 184 НК-2023).
Для тех организаций и видов деятельности, для которых в 2022 ставка была 30%, срок действия такой ставки продлевается на 2023−2024 годы. Это касается прибыли:
— коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученной от микрофинансовой деятельности (подп. 11.2 ст. 5 Закона об изменениях);
— операторов сотовой подвижной электросвязи, а также назначенного в соответствии с законодательством оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь (Подп. 11.1 ст. 5 Закона об изменениях).
Льготы по налогу на прибыль
Отменено освобождение от налогообложения прибыли, полученной от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства в течение трех лет (п. 6 ст. 181 НК-2023).
В приложении 34 к Нологовому кодексу конкретизированы виды деятельности организаций культуры, прибыль от которых будет льготироваться по п. 9 ст. 181 НК-2023. Кроме того, в целях применения освобождения от налогообложения Министерство культуры по мере обращения будет выдавать организациям заключения об отнесении их в календарном году к организациям культуры.
Трансфертное ценообразование
Эксперты утверждают, что ощутимо изменились нормы налогового законодательства 2022 года по контролю трансфертного ценообразования:
- Уточнено, что не подлежат контролю ТЦО сделки, заключенные с операторами платежных систем на основе использования карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в офшорных зонах. Ранее в данной норме речь шла о владельцах международных систем платежных расчетов с использованием указанных карточек.
- Перечень сделок, не подлежащих контролю ТЦО, дополнен кредитами (займами), которые предоставлены сельскохозяйственным организациям, включенным в определенные перечни Совмина. Напомним, контроль сделок с взаимозависимыми лицами по предоставлению (получению) кредитов (займов) введен с 2022 года.
- Введено новое положение, которое позволяет при формировании диапазона рыночных показателей рентабельности анализируемой стороны сделки — иностранной организации в случае отсутствия информации о рентабельности иностранных организаций использовать данные отчетности белорусских организаций. Если и таких данных нет, можно использовать данные из отчетности организаций государств — членов ЕАЭС.
Зачем и как делать учетную политику общедоступной
С 2020 года регламенты по бухгалтерскому и налоговому учету стали общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а следовательно, и составлять учетную политику.
Все представители бюджетной сферы обязаны опубликовать регламент учета на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении учетной политики вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.
Подход позволяет контролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжением. Учредитель проверяет:
- правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
- соответствует ли он заявленным требованиям и стандартам;
- отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.
При выявлении несоответствий учредитель распоряжается об устранении нарушений в кратчайшие сроки.
Возможность перехода на АУСН
В 2023 году организации и ИП из Москвы, Калужской и Московской области, Татарстана могут перейти на новый режим налогообложения — АУСН. Подать заявку для перехода нужно было до конца 2022 года.
Цель внедрения АУСН — упростить работу бизнеса. Вести расчет налогов будет ФНС, взяв за ориентир данные банка и онлайн-касс налогоплательщика. Ставка налога повышается — 8% на объекте налогообложения «Доходы» и 20% на «Доходы минус расходы». Налоговым периодом признается календарный месяц. Уплачивать налог нужно тоже ежемесячно. Также нужно вести учет доходов и расходов в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.
Автоматизированная упрощенная система налогообложения отличается от привычной УСН сокращением страховых взносов. Работодатель платит их только от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Фиксированная сумма — 2 040 рублей в год, независимо от численности сотрудников. Другие взносы платить не нужно.
Стандарты экономического субъекта
Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.
Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.
Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.
Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.
Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2021 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.
Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения
Отрасль | Количество рекомендаций |
Любая | 63 |
Нефтегазовая промышленность | 9 |
Машиностроение | 6 |
Связь | 4 |
Торговля | 2 |
Горнодобывающая промышленность | 1 |
Сельское хозяйство | 1 |
Лизинг | 1 |
Деятельность некоммерческих организаций | 1 |
Бухгалтерское законодательство
В состав законодательства о бухгалтерском учете входят все действующие федеральные законы без исключения, а также подзаконные акты к ним.
Следовательно, термины и понятия, определенные в бухгалтерском учете, следует использовать в значениях, установленных в специальных законах. Сходная норма предусмотрена законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 11 НК РФ). Так, понятия «валюта Российской Федерации» и «иностранная валюта» определены Законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Гражданский кодекс и Налоговый кодекс также являются федеральными законами. В частности, налоговые обязательства компании, отраженные в ее бухгалтерской отчетности, устанавливаются по правилам Налогового кодекса.
Примером подзаконного нормативного правового акта, который непосредственно используется при ведении бухгалтерского учета, может служить Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12 октября 2011 г. N 373-П).
Организационный момент
Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта. Он вправе вести учет лично лишь в том случае, если экономический субъект является субъектом малого или среднего предпринимательства. Критерии таких предприятий установлены Законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Впервые введены специальные требования к лицам, принимаемым на должность главного бухгалтера. Прежде всего, они должны иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью. А кроме того, не допускается неснятая или непогашенная судимость за преступления в сфере экономики (разд. VIII, ст. 86 УК РФ). Однако эти требования применяют не все, а лишь некоторые виды компаний. В их числе открытые акционерные общества и эмитенты публично размещаемых ценных бумаг.
Кроме того, к главным бухгалтерам, занимающим свои должности на 1 января 2013 г., новые требования не применяются. Поэтому увольнению ввиду несоответствия этим требованиям они не подлежат (п. 13 ст. 83 ТК РФ).
Законодатель по-прежнему допускает разногласия между руководителем и главным бухгалтером. Но предмет разногласий изменен.