Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социально-экономическое развитие Российской империи неизменно отставало от европейских государств, причиной чему была непроизводительная крепостная система. Отсутствие вольнонаёмного труда тормозило развитие капиталистической промышленности. Нищие крестьяне не могли потреблять промышленную продукцию, что также негативно влияло на развитие сектора. Кроме этого, кризис крепостнических хозяйств вёл к разорению помещиков.
Осуществление крестьянской реформы
Благодаря реформе крестьяне действительно получили личную независимость. Но полного раскрепощения крестьянского сословия не произошло. Поскольку проект закона разрабатывался с учетом помещичьих интересов, то селяне получали в пользование худшие земли: болота, пустыри или песчаные участки. Озера, леса, пастбища остались во владении помещиков. Быстро распространялась чересполосица. Угодья, которые находились в распоряжении крестьян до принятия закона, приходилось выкупать.
Согласно Манифесту крестьянин мог воспользоваться выкупной операцией, чтобы выкупить свою землю у помещиков. При этой операции государство кредитовало крестьянину 80% суммы, которую кредитуемый должен был вернуть банку в течение 49 лет с момента получения. Проценты были огромными, в итоге крестьянин переплачивал в три раза больше.
Таким образом, фактически крестьяне попадали в зависимость и к помещику, и к государству. Многие семьи не могли выплачивать оброк и кредит и по-прежнему шли работать к своим бывшим землевладельцам.
Надежды крестьян были жестоко обмануты. Поползли слухи о том, что помещики скрывают настоящий указ царя. С 1862 года по стране прокатилась волна бунтов и восстаний. В последующем (события, произошедшие в 1905 году) «свободные» крестьяне организованно и массово вышли отстаивать свою настоящую свободу.
Причины отмены крепостного права
Предпосылки отмены крепостного права начали формироваться уже во времена Екатерины II, не случайно великая императрица оказалась первой из власть предержащих, заговорившая о ее отмене.
В первой половине XIX века негативные проявления крепостничества стали еще более отчетливыми, среди них:
- низкая производительность труда крепостных крестьян;
- аморальность и безнравственность крепостного права в России;
- несвобода многомиллионной армии крепостных препятствовала промышленному перевороту и модернизации промышленности;
- военно-техническое отставание армии, что нашло выражение в поражении во время Крымской войны;
- рост недовольства крестьян и риск второй «пугачевщины».
Откладывание даты отмены крепостного права могло превратить Россию в третьеразрядную страну, имевшую непреодолимое отставание от ведущих государств.
«Во второй половине XIX века возникли три основные причины для отмены крепостного права. Во-первых, это поражение России в Крымской войне, продемонстрировавшее экономическое и военно-техническое отставание от ведущих стран Европы. Во-вторых, рост социального недовольства, увеличение количества бунтов. В-третьих, либеральный настрой Александра II и общее осознание властями необходимости серьёзных реформ», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.
По его словам, ранее сопротивление дворянства было главным фактором, сдерживающим отмену крепостного права. Однако в ситуации, когда малопродуктивный труд крепостных сдерживал экономическое развитие страны и ставил под риск сам статус великой державы, мнение противников реформ перестало быть решающим.
Экономический рост России — после реформы или из-за реформы?
Так или иначе, чрезвычайное социальное и политическое значение реформы признавали и признают все, пусть даже морально-нравственные оценки её разнятся. С последствиями всё сложнее. Долгое время историки видели в отмене крепостного права залог подъёма российской экономики в последней трети 19 и начале 20 века. В самом деле, личная свобода 23 млн людей не могла не оживить сельское хозяйство и промышленность. Особенно бурный экономический рост пришёлся на 1880−90-е гг., когда в стране завершился промышленный переворот. Крестьяне превращали свои хозяйства в мелкотоварное производство, с 1880-х гг. начали брать кредиты, их деятельность постепенно начала носить предпринимательский характер.
В промышленности росло число паровых двигателей, за 10−12 лет с начала 1880-х гг. более чем втрое увеличилась выплавка стали, в 2 с лишним раза возросла добыча угля, в 15 раз — добыча нефти! Появились машиностроительные заводы в Коломне, Харькове, Одессе и Бердянске, новые механические и металлургические заводы, собственное производство паровозов, за 20 лет после 1861 г. протяжённость железных дорог выросла в 11 раз — до 22 тыс. км; товарооборот за последние 30 лет века вырос с 2,4 млрд руб. до 11−12 млрд; рос экспорт, сохранялся положительный торговый баланс. Как грибы после дождя основывались акционерные общества, учреждались новые акционерные коммерческие банки, население городов за 30 лет после отмены крепостничества выросло с 6 до 17 млн человек — крестьяне становились рабочими.
Повинности временнообязанных крестьян
Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.
Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.
Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.
Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года
Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.
- В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
- В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
- Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
- Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.
ИЗ МАНИФЕСТА АЛЕКСАНДРА II
«…Мы положили в сердце Своем обет обнимать Нашею Царскою любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу Государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе Государства, Мы усмотрели, что Государственное законодательство, деятельно благоустраивая высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем, потомственно укреплены под властью помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренной правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь произволу. […]
Усматривали сие и приснопамятные Предшественники Наши и принимали меры к изменению на лучшие положения крестьян: но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств, или в виде опыта. […]
Мы начали сие дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предложения о новом устройстве быта крестьян; причем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и их отношениях к помещикам. […]
В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временно-обязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы. […]
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа. […] И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное Благородным Дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. […]
Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».
Крестьянская реформа 1861 года, ее основные положения
Подготовка к проведению крестьянской реформы началась еще в 1856 году, когда Александр II впервые публично заявил о необходимости отмены крепостного права. Император выступил перед предводителями московского дворянства, убеждая их в том, что лучше чтобы ликвидация крепостничества была проведена сверху, чем это свершится снизу в форме помещичьих погромов и революции.
С одной стороны, помещики не хотели расставаться с бесплатной рабочей силой, которую они привыкли эксплуатировать веками. Но с другой стороны они наблюдали сельскохозяйственный кризис, связанный с неэффективным принудительным трудом крепостных. Кроме того, дворян пугало нарастающее в обществе крестьянское недовольство, которое выражалось в массовом бегстве крепостных, погромах помещичьих усадьб, уклонении крестьян от несения их трудовых повинностей и выплаты оброка. Таким образом, в российском обществе окончательно сложилось понимание, что без освобождения крестьян невозможно экономическое и политическое развитие страны.
Эта реформа стала отправной точкой к дальнейшему преобразованию политической, социально-экономической и культурной жизни в России.
Основные положения реформы 1861 года:
- Крепостные наделялись общегражданскими правами, объявлялись лично свободными.
- При освобождении они получали земельный участок, размер которого рассчитывался в зависимости от региона проживания, по установленным законом нормам (около 3-12 десятин).
- Землю крестьяне получали не безвозмездно, а на условии откупа ее у помещика. Чтобы приобрести надел крестьянин обязан был отдать своему хозяину 20% от общей выкупной суммы самостоятельно, оставшиеся 80% он брал в кредит у государства сроком на 49 лет под 6% годовых.
- До полной выплаты всех долгов земельный надел продолжал считаться собственностью барина, за его использование крестьянин был вынужден выполнять определенные обязанности (нести барщину и оброк), считался «временнообязанным».
С 1857 года император Александр II создал специальную комиссию по подготовке реформы. В нее входили преимущественно дворяне, однако взгляды у них существенно отличались. В то время в стране было три популярных взгляда на отмену крепостного права:
- Патерналистская. Главная идея – государь и империя являются главными покровителями крестьян. Николая I и его министр Павел Киселев планировали провести реформу крестьянской жизни. Цель: переподчинить крестьянство от помещика к государству, чтобы великий государь мог защитить их. Часть организаторов реформы считала, что этот вектор нужно продолжить и в конце 1850-х. Крестьяне должны быть освобождены от власти дворян, но остаться под опекой государя.
- Либеральная. В середине 19 века в Европе все больше утверждались либеральные принципы: каждый человек, независимо от социального происхождения, является свободным индивидуумом. Именно так, исходя из этого принципа, действовали американские реформаторы, желавшие уничтожить рабство. В России часть людей прониклись идеями либерализма и считали, что «не нужно бояться крестьянской свободы, нужно им ее дать и тогда будет формироваться новая социальная реальность».
- Славянофильская. Крестьянство России – это особая социальная группа. И государство, и помещики должны перестать пытаться скопировать какие-то схемы для уклада крестьянства. Им нужно позволить самим организовать свой уклад, а община – это русская особенность крестьянской жизни, в нее не должны вмешиваться ни государь, ни дворяне.
Подготовка великой реформы
В начале 1857 г. было объявлено о создании Секретного комитета, который занимался решением крестьянской проблемы. Примерно через полгода комиссия разработала специальную программу реформ, которая сводилась к упразднению зависимости крепостных при сохранении помещичьего землевладения.
Позже властям пришлось отказаться от данной программы, поскольку над ними повисла угроза народных волнений. Весной 1858 г. свет увидела обновленная программа, которая не только предоставляла свободу крестьянам, но и позволяла им выкупать земельные наделы посредством госзайма.
Александр II вошел в историю России, как император, отменивший крепостное право. В начале 1861 г. он приказал в кратчайшие сроки доработать и завершить проект, не позже середины февраля.
Для правового обеспечения реформы было издано 17 актов. Первый из них, обязательный для всей Российской империи, – «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Затем были приняты положения о поземельном устройстве крестьян Украины, Белоруссии и Великороссии, а также о специальных группах крестьян, как то: приписанных к заводам, малоимущим и т.д.
Освобождение шло по двум путям, выбор которых зависел от воли помещика. Первый путь – временная обязанность – означал, что за аренду земли крестьяне продолжают нести повинности, но в течение двух лет помещик должен окончательно определить форму отношений с крестьянством: либо барщина, либо чистый оброк, либо совмещение отработок и выплат. Второй путь – выкуп, помещик получал всю сумму за землю. В связи с этим возникала задолженность крестьян, которую на 80% погашалась государством. Так, крестьяне становились должниками как помещика, так и государства.
Центральное место в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на всю землю в их имениях, также и на крестьянскую надельную. А крестьяне объявлялись только пользователями этой земли. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьяне должны были выкупить её у помещика.
Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создало бы многомиллионную массу безземельного крестьянства и тем самым могло бы вызвать всеобщее крестьянское недовольство. Требование предоставления земли было главным в крестьянском движении предреформенных лет.
Крестьяне бесплатно пользовались выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, на скошенном лугу и убранном помещичьем поле. Крестьянин, получив надел, ещё не становился полноправным хозяином.
Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел.
При крепостном праве некоторая часть зажиточных крестьян имела собственные покупные земли.
Большинство дарственных проиграли и оказались в бедственном положении. В 1881 году министр внутренних дел Н.П. Игнатьев писал, что дарственники дошли до крайней степени нищеты.
Наделение крестьян землёй носило принудительный характер: помещик должен был предоставить надел крестьянину, а крестьянин взять его. По закону до 1870 года крестьянин не мог отказаться от надела.
«Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, но он был очень затруднён. Деятель реформы 1861 года П.П. Семёнов отметил: в течение первых 25 лет выкуп отдельных участков земли и выход из общины был редок, но с начала 80-х годов он стал «обычным явлением».
Миф первый: большая часть крестьян была крепостными
Кстати, если уж о мифах — самым популярным является говорящий о том, что будто бы большая часть крестьян в XVIII-XIX веках была крепостными. На самом деле, это не так.
Начнем с того, что крепостного права на большей части территории России не было: во всех
- сибирских,
- азиатских
- и дальневосточных губерниях и областях,
- на Северном Кавказе и в Закавказье,
- на Русском Севере,
- в Финляндии
- и на Аляске
крестьяне были свободны.
Не было крепостных и в казачьих областях.
Ну, а в 1816–1819 годах крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи. К концу же царствования Николая I доля помещичьих крепостных крестьян, сократилась до 35 процентов (27 миллионов человек) — именно их-то и освободили указом, вышедшим в 1861 году. Однако даже в самые «махровые» крепостные времена количество помещичьих крестьян не превышало половины от количества всех подданных, кто числился в крестьянском сословии.
Миф второй: крепостные крестьяне были бесправны
Изначально крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращен в дворового, а также он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы. Более того, закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика.
Более того, Уложение 1649-года Напрямую запрещало продажу крестьян:
«Крещеных людей никому продавати не велено».
И хотя жаловаться на господ крестьянам примерно через сто лет после начала крепостного права запретили, однако остальные положения данного документа никто не отменял, поэтому некая юридическая гарантия прав крепостного все-таки была. Другое дело, что на практике это далеко не всегда соблюдалось, однако расхождение законов с действительностью было характерно для России не только во времена крепостничества.
3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т.д.) 26 июля министром иностранных дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. Эта программа была узаконена 20 ноября в рескрипте на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова.
Программа правительства, изложенная в рескрипте императора Александра II от 20 ноября 1857 года виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову, предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков (вотчинная власть над крестьянами также, согласно документу, оставалась за помещиками); предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (12 лет). Рескрипт был опубликован и разослан всем губернаторам страны.
В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.
Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».
4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:
- получение крестьянами личной свободы
- обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)
- утверждение переходного («срочнообязанного») состояния
Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы в марте 1859 года при Главном комитете были созданы Редакционные комиссии (фактически существовала лишь одна комиссия) под председательством Я. И. Ростовцева. Фактически работой Редакционных комиссий руководил Н. А. Милютин. Проект, составленный Редакционными комиссиями к августу 1859 года, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей.
Осуществление реформы
«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.
Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.
Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2-3 раза. (в 1854—1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.
Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях Крестьянской реформы в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине: законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшились на 20 % выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее — частично.
Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.
Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Средний размер надела бывшего удельного крестьянина составлял 4,8 десятины на душу. Выкуп земель удельными крестьянами осуществлялся на тех же условиях, что и крепостными крестьянами (то есть капитализацией 6% оброка). В отличие от помещичьих крестьян, переводившихся на выкуп через 20 лет, удельные крестьяне переводились на выкуп через 2 года.
Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.
Крестьянская реформа 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи.
13 октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии, через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию, а в 1866 — на Мегрелию. В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии — в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане крестьянская реформа была произведена в 1870-83 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии. В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне — царане, которые по «Положению 14 июля 1868» наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861.