Лицензирование пассажирских перевозок и иных лиц автобусами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование пассажирских перевозок и иных лиц автобусами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.
Как работает лицензия на автобус для водителей?
Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:
- Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
- Следить за безопасностью дорожного движения.
- Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
- Вести путевые листы.
- Использовать все необходимые приборы и оборудование.
- Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
- Осуществлять инструктаж работников транспорта.
- Организовывать стажировки.
- Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
Разрешение или лицензия
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Требования к лицензиату и его собственности
Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:
- Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
- Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2016 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
- Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
- Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.
Какие виды маршрутного такси есть в России
Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:
-
осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
-
осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.
Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:
-
Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.
-
Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.
-
Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.
-
Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.
Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси
Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.
Причина изменений в законодательстве
Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.
Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.
В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.
Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:
- две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
- четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
- сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.
Чтобы подать документы на получение лицензии, необходимо, в первую очередь, оплатить государственную пошлину. Ее размер составляет 6 тысяч рублей. При переоформлении лицензии госпошлина составит 2600 рублей. За продление придется заплатить 600 рублей в пользу государства. Квитанция должна прилагаться к общему пакету документации.
Иногда организации и частные лица пытаются вести деятельность без получения лицензии на перевозку пассажиров, но штраф, который можно получить за это, значительно превышает сумму, которая необходима для получения документа:
- Должностное лицо и гражданин рискует быть оштрафованным на 50 тыс. рублей.
- Штраф для индивидуального предпринимателя – до 100 тыс. рублей.
- Для юридических лиц – до 400 тыс. рублей.
Для получения разрешения нужно сначала оплатить госпошлину и принести заявление в лицензирующий орган. Заполняется такое заявление по определенной форме, причем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей она разная. К нему нужно приложить все необходимые документы. Подавать их можно как лично, так и при помощи заказного почтового отправления или электронной почты (подробные условия уточняются в конкретном органе).
После этого, при условии соответствия физического или юридического лица предъявляемым требованиям, ему будет выдана лицензия.
Максимальный срок рассмотрения заявки – 45 дней. В среднем решение принимается в течение месяца.
Если документы были поданы не в полном объеме или оформлены неверно, то в течение трех дней лицензирующий орган уведомляет об этом соискателя. После этого ему дается тридцать дней на исправление обнаруженных ошибок или нарушений.
Наказание за деятельность без лицензии
За нарушение закона и осуществление деятельности без наличия лицензии предусмотрена ответственность – административная и уголовная.
За перевозку пассажиров без лицензии налагается штраф, а при повторном нарушении может применяться и конфискация транспортного средства. Сумма штрафа разная для каждой категории нарушителей и составляет:
- 50 тысяч рублей. Эту сумму заплатят граждане и должностные лица (руководители, административные работники).
- 100 тысяч – индивидуальные предприниматели.
- 400 тысяч – самая большая сумма предусмотрена для юридических лиц.
Если нарушение происходит не в первый раз, то в дополнение к сумме штрафа у граждан и индивидуальных предпринимателей могут конфисковать автомобиль, а юридическим лицам еще и приостановить предпринимательскую деятельность (до 90 дней).
Уголовная ответственность наступает в том случае, если нелицензионная деятельность:
- причинила крупный ущерб – гражданам, предприятиям, организациям или государству;
- связана с незаконным получением доходов в больших размерах.
Наказание в таких случаях будет следующим:
- До 480 часов обязательных работ.
- До шести месяцев ареста.
- До 300 тысяч рублей штрафа (либо же зарплата или другой доход нарушителя за период до двух лет).
Если преступление совершается впервые, то уголовная ответственность может не применяться, но при определенных условиях:
- Полное возмещение причиненного другим субъектам ущерба и перечисление в бюджет денежного возмещения (в 5 раз больше от суммы причиненного ущерба).
- Перечисление в бюджет того дохода, который был получен от незаконной деятельности и его пятикратное денежное возмещение.
Если полученный доход относится к особо крупному или нарушение числится за организованной группой людей, то наказание следующее:
- Штраф – либо от 100 до 500 тысяч рублей, либо в размере зарплаты (за период от года до трех лет).
- Штраф до 80 тысяч рублей и лишение свободы (до 5 лет).
- До пяти лет принудительных работ.
Требования регулятора
Транспортный надзор выдвигает список требований к пассажироперевозчикам. Их неукоснительное соблюдение является гарантом в получении желанной бумаги и это убережет Вас от досрочного прекращения ее действия. Рассмотрим их в таблице ниже.
№ п/п | Условия | Характаристика |
1 | Водители | В штат должны быть набраны только те квалифицированные люди, что обладают опытом работы в перевозках не меньше трехлетнего срока и с медсправками об их пригодности по состоянию здоровья |
2 | Медработник | В штат набирают медика на проведение осмотров водителей перед выездом на линию или заключают аутсорсинговый договор со сторонней компанией на предоставление такого рода услуг |
3 | Здание | Вы должны обладать зданием для ремонтов и проведения техосмотров транспорта на праве собственности или аренды. Можно пойти другим путем, заключив соглашение об обслуживании автопарка со сторонней фирмой |
4 | Машина | Техника должна быть полностью исправной и пригодной для транспортировки людей |
5 | Оборудование | Каждый вид транспорта должен быть оснащен навигационной системой, датчиками техконтроля |
6 | Соблюдение ПДД | Водители не должны нарушать ПДД и иметь штрафы от полиции |
При необходимости юридический отдел учебно-консалтингового центра АКСОН (ГК ЦЭСК) поможет вам:
- получить коды статистики и (или) выписки из ЕГРЮЛ;
- получить удостоверение безопасности движения;
- пройти регистрацию транспортной компании или внести изменения в учредительную документацию;
- зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги пассажирских перевозок;
А если не получать лицензию?
Следует знать, что отказ Ространснадзора может быть обусловлен двумя причинами: несоответствием соискателя выдвинутым требованиям и представлением потенциальным лицензиатом заведомо ложной информации. Однако без этого документа работать запрещено: как и любое правонарушение, деятельность компании-перевозчика без лицензии (если в соответствии с нашим законодательством документ необходим) влечет за собой санкции, регламентированные статьей 14.1.2 (часть 1) КоАП РФ.
При первом зафиксированном нарушении граждане и должностные лица должны уплатить штраф в размере 50 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели – 100 тысяч рублей, юридические лица (компании) – 400 тысяч рублей. При этом в последнем случае все «незалицензированные» транспортные средства подлежат конфискации либо само предприятие лишается возможности вести основную деятельность в течение 90 дней. При «рецидиве» же мера ответственности усиливается – вплоть до уголовной.
Как получить: пошаговый алгоритм
Процедура оформления выглядит следующим образом:
- Сбор необходимых документов.
- Оплата государственной пошлины.
- Заполнение заявления на получение лицензии. Форма заявления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличается.
- Подача заявления и прочих документов в лицензирующий орган. Сделать это можно лично, либо отправив по почте (или курьером), а также в электронном варианте.
- Далее следует рассмотрение заявления и полная проверка документов. Максимальный срок рассмотрения составляет 45 дней.
- Если все требования были соблюдены и нет никаких проблем с предоставленными документами, то лицензия будет выдана, в ином случае последует отказ.
Где получают лицензию и что грозит за ее отсутствие
Нужно знать, что лицензия выдается на основании Положения, которое утверждено Постановлением Правительства №280. Срок оформления документа ограничен рамками трех месяцев.
Для получения лицензии нужно обратиться в местный орган Государственного автодорожного надзора России.
Штрафы за неисполнение законодательства о лицензировании, предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП.
Нарушение | Штраф |
Нет лицензии | Должностные лица заплатят штраф 50000 рублей, предприниматели — рублей, юридическое лицо – 400000 рублей |
Факт отсутствия лицензии зафиксирован второй раз | В ситуации, когда лицензия отсутствует и этот факт зафиксирован повторно, имеют место все те же штрафы, а также происходит конфискация транспортного средства либо приостановление деятельности в срок до 90 суток |