Лицензирование пассажирских перевозок и иных лиц автобусами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование пассажирских перевозок и иных лиц автобусами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

Как работает лицензия на автобус для водителей?

Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:

  • Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
  • Следить за безопасностью дорожного движения.
  • Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
  • Вести путевые листы.
  • Использовать все необходимые приборы и оборудование.
  • Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
  • Осуществлять инструктаж работников транспорта.
  • Организовывать стажировки.
  • Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.

Разрешение или лицензия

Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.

Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.

А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.

Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.

Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.

Требования к лицензиату и его собственности

Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:

  1. Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
  2. Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2016 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
  3. Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
  4. Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.
Читайте также:  Как рассчитать рентабельность продаж для любого бизнеса: подробное руководство

Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

  • осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

    Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    1. Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    2. Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    3. Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    4. Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

    Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси

    Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.

    Причина изменений в законодательстве

    Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.

    Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.

    В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.

    Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:

    • две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
    • четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
    • сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.
    Читайте также:  Соцзащита расчет льгот за газ ветеранам труда частного сектора в 2023 г в Липецке

    Чтобы подать документы на получение лицензии, необходимо, в первую очередь, оплатить государственную пошлину. Ее размер составляет 6 тысяч рублей. При переоформлении лицензии госпошлина составит 2600 рублей. За продление придется заплатить 600 рублей в пользу государства. Квитанция должна прилагаться к общему пакету документации.

    Иногда организации и частные лица пытаются вести деятельность без получения лицензии на перевозку пассажиров, но штраф, который можно получить за это, значительно превышает сумму, которая необходима для получения документа:

    1. Должностное лицо и гражданин рискует быть оштрафованным на 50 тыс. рублей.
    2. Штраф для индивидуального предпринимателя – до 100 тыс. рублей.
    3. Для юридических лиц – до 400 тыс. рублей.

    Для получения разрешения нужно сначала оплатить госпошлину и принести заявление в лицензирующий орган. Заполняется такое заявление по определенной форме, причем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей она разная. К нему нужно приложить все необходимые документы. Подавать их можно как лично, так и при помощи заказного почтового отправления или электронной почты (подробные условия уточняются в конкретном органе).

    После этого, при условии соответствия физического или юридического лица предъявляемым требованиям, ему будет выдана лицензия.

    Максимальный срок рассмотрения заявки – 45 дней. В среднем решение принимается в течение месяца.

    Если документы были поданы не в полном объеме или оформлены неверно, то в течение трех дней лицензирующий орган уведомляет об этом соискателя. После этого ему дается тридцать дней на исправление обнаруженных ошибок или нарушений.

    Наказание за деятельность без лицензии

    За нарушение закона и осуществление деятельности без наличия лицензии предусмотрена ответственность – административная и уголовная.

    За перевозку пассажиров без лицензии налагается штраф, а при повторном нарушении может применяться и конфискация транспортного средства. Сумма штрафа разная для каждой категории нарушителей и составляет:

    1. 50 тысяч рублей. Эту сумму заплатят граждане и должностные лица (руководители, административные работники).
    2. 100 тысяч – индивидуальные предприниматели.
    3. 400 тысяч – самая большая сумма предусмотрена для юридических лиц.

    Если нарушение происходит не в первый раз, то в дополнение к сумме штрафа у граждан и индивидуальных предпринимателей могут конфисковать автомобиль, а юридическим лицам еще и приостановить предпринимательскую деятельность (до 90 дней).

    Уголовная ответственность наступает в том случае, если нелицензионная деятельность:

    • причинила крупный ущерб – гражданам, предприятиям, организациям или государству;
    • связана с незаконным получением доходов в больших размерах.

    Наказание в таких случаях будет следующим:

    1. До 480 часов обязательных работ.
    2. До шести месяцев ареста.
    3. До 300 тысяч рублей штрафа (либо же зарплата или другой доход нарушителя за период до двух лет).

    Если преступление совершается впервые, то уголовная ответственность может не применяться, но при определенных условиях:

    1. Полное возмещение причиненного другим субъектам ущерба и перечисление в бюджет денежного возмещения (в 5 раз больше от суммы причиненного ущерба).
    2. Перечисление в бюджет того дохода, который был получен от незаконной деятельности и его пятикратное денежное возмещение.

    Если полученный доход относится к особо крупному или нарушение числится за организованной группой людей, то наказание следующее:

    1. Штраф – либо от 100 до 500 тысяч рублей, либо в размере зарплаты (за период от года до трех лет).
    2. Штраф до 80 тысяч рублей и лишение свободы (до 5 лет).
    3. До пяти лет принудительных работ.

    Требования регулятора

    Транспортный надзор выдвигает список требований к пассажироперевозчикам. Их неукоснительное соблюдение является гарантом в получении желанной бумаги и это убережет Вас от досрочного прекращения ее действия. Рассмотрим их в таблице ниже.

    № п/п Условия Характаристика
    1 Водители В штат должны быть набраны только те квалифицированные люди, что обладают опытом работы в перевозках не меньше трехлетнего срока и с медсправками об их пригодности по состоянию здоровья
    2 Медработник В штат набирают медика на проведение осмотров водителей перед выездом на линию или заключают аутсорсинговый договор со сторонней компанией на предоставление такого рода услуг
    3 Здание Вы должны обладать зданием для ремонтов и проведения техосмотров транспорта на праве собственности или аренды. Можно пойти другим путем, заключив соглашение об обслуживании автопарка со сторонней фирмой
    4 Машина Техника должна быть полностью исправной и пригодной для транспортировки людей
    5 Оборудование Каждый вид транспорта должен быть оснащен навигационной системой, датчиками техконтроля
    6 Соблюдение ПДД Водители не должны нарушать ПДД и иметь штрафы от полиции
    Читайте также:  Может ли работник подать заявление об увольнении по электронной почте?

    При необходимости юридический отдел учебно-консалтингового центра АКСОН (ГК ЦЭСК) поможет вам:

    • получить коды статистики и (или) выписки из ЕГРЮЛ;
    • получить удостоверение безопасности движения;
    • пройти регистрацию транспортной компании или внести изменения в учредительную документацию;
    • зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги пассажирских перевозок;

    А если не получать лицензию?

    Следует знать, что отказ Ространснадзора может быть обусловлен двумя причинами: несоответствием соискателя выдвинутым требованиям и представлением потенциальным лицензиатом заведомо ложной информации. Однако без этого документа работать запрещено: как и любое правонарушение, деятельность компании-перевозчика без лицензии (если в соответствии с нашим законодательством документ необходим) влечет за собой санкции, регламентированные статьей 14.1.2 (часть 1) КоАП РФ.

    При первом зафиксированном нарушении граждане и должностные лица должны уплатить штраф в размере 50 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели – 100 тысяч рублей, юридические лица (компании) – 400 тысяч рублей. При этом в последнем случае все «незалицензированные» транспортные средства подлежат конфискации либо само предприятие лишается возможности вести основную деятельность в течение 90 дней. При «рецидиве» же мера ответственности усиливается – вплоть до уголовной.

    Как получить: пошаговый алгоритм

    Процедура оформления выглядит следующим образом:

    1. Сбор необходимых документов.
    2. Оплата государственной пошлины.
    3. Заполнение заявления на получение лицензии. Форма заявления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличается.
    4. Подача заявления и прочих документов в лицензирующий орган. Сделать это можно лично, либо отправив по почте (или курьером), а также в электронном варианте.
    5. Далее следует рассмотрение заявления и полная проверка документов. Максимальный срок рассмотрения составляет 45 дней.
    6. Если все требования были соблюдены и нет никаких проблем с предоставленными документами, то лицензия будет выдана, в ином случае последует отказ.

    Где получают лицензию и что грозит за ее отсутствие

    Нужно знать, что лицензия выдается на основании Положения, которое утверждено Постановлением Правительства №280. Срок оформления документа ограничен рамками трех месяцев.

    Для получения лицензии нужно обратиться в местный орган Государственного автодорожного надзора России.

    Штрафы за неисполнение законодательства о лицензировании, предусмотрены статьей 14.1.2 КоАП.

    Нарушение Штраф
    Нет лицензии Должностные лица заплатят штраф 50000 рублей, предприниматели — рублей, юридическое лицо – 400000 рублей
    Факт отсутствия лицензии зафиксирован второй раз В ситуации, когда лицензия отсутствует и этот факт зафиксирован повторно, имеют место все те же штрафы, а также происходит конфискация транспортного средства либо приостановление деятельности в срок до 90 суток


    Похожие записи:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *