Что делать, если просрочили уплату налогов?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если просрочили уплату налогов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За уклонение от уплаты налогов привлечь к ответственности могут не только предпринимателей и юридические лица, но и самозанятых, а также физических лиц в части налогов, которые он должен платить самостоятельно (например, в случае продажи или сдачи в аренду недвижимости, выигрыша в лотерею и пр.).
В каких случаях бизнес привлекают к уголовной ответственности по налоговым правонарушениям
Неприятные последствия могут наступить в 2 случаях:
- Если предприниматель или организация умышленно подают заведомо ложные или неверные данные, в результате чего уменьшают размер выплат в бюджет. Например, часть доходов проводят мимо кассы и не указываю в декларации, завышают величину расходов на УСН «Доходы минус расходы» и пр.
- Когда вообще не платят налоги, сборы и взносы, не сдают декларации и другие виды финансовой отчетности. Такое бездействие с точки зрения закона тоже является правонарушением.
Налоговая легко может узнать, что вы сдаёте квартиру неофициально
Отсутствие регистрации в Росреестре не делает доход невидимым для государства. Да и доказать факт сдачи жилья, как правило, нетрудно. Помогают в этом, что закономерно, бывшие арендаторы, с которыми вы не очень мирно разошлись, или даже соседи.
Известны случаи, когда сотрудники госслужбы узнавали о факте получения денег с аренды вообще совершенно случайно.
Например, вы сдаёте квартиру компании – соответственно, в ней проживают её сотрудники. Налоговая проверяет эту организацию и находит договор аренды. В данном случае они могут установить арендодателя и выяснить, что за прошлые периоды он налог не выплачивал.
Кроме того, такую информацию в налоговую инспекцию способен сообщить участковый. Он имеет право составлять акты нахождения в квартире посторонних людей, фиксировать договоры аренды жилья и брать объяснения у арендаторов в письменной форме.
Налоговики проверяют счета. Если на них ежемесячно приходят одинаковые суммы от одних и тех же людей, может быть проведена проверка.
Возникновение обязательств перед бюджетом
В отношении физических лиц предусмотрен порядок налогообложения, при котором часть налогов рассчитывается ИФНС, другая часть определяется плательщиком самостоятельно на основании полученного дохода.
Порядок налогообложения можно условно разделить на группы:
- Налоги, рассчитанные ИФНС по данным физических показателей имущества лица – площади и категории земельного участка, мощности двигателя транспортного средства, кадастровой или инвентаризационной стоимости недвижимости. Уведомление о размере налога высылается на адрес регистрации физического лица.
- Налог НДФЛ, начисленный лицом с дохода, полученного в виде выигрыша, сумм при продаже имущества, сдачи жилья в аренду. Сумму налогового обязательства лицо заявляет в декларации.
Налоговое законодательство обязывает декларировать доходы, полученные из различных источников. Налогоплательщики самостоятельно представляют декларацию 3-НДФЛ, рассчитывают налог к уплате и исполняют обязательства перед бюджетом.
Признаки умысла неуплаты налогов
Возникает справедливый вопрос: а что такое умышленная неуплата налогов?
ФНС РФ дает ответ: это совокупность действий налогоплательщика, которые направлены на построение искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки).
Самыми главными признаками умышленности являются имитационные. Но, так как при имитации налогоплательщики стремятся сэкономить, то полноценной имитации у них не получается. Например, в схеме «дробления бизнеса» для того, чтобы сохранить право на спецрежим (например, применение ЕНВД по площади торгового зала до 150 кв.м.), производится имитация работы нескольких ИП, ООО на ЕНВД, которые формально продают разный ассортимент товаров.
Приложение №1 к Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@
Интересны и приложения к Рекомендациям. Это перечень вопросов, которые задают сотрудникам организации при допросе в налоговом органе при доказывании схем. Их стоит изучить, если нужно самостоятельно подготовиться к процедуре допроса в налоговом органе.
Перечень обязательных вопросов к, подлежащих обязательному выяснению у сотрудникамов (например, ООО «1»), по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей (Приложение №1 к Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@):
1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?
2. Ваше образование, специальность?
3. Что входит в ваши должностные обязанности?
4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?
5. Где и кем вы работали до ООО «1»?
6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?
7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?
8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
9. Одобрение того или иного контрагента – это ваше единоличное решение или коллегиальное?
10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) вас объединяют?
14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?
19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?
20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?
21. В случае, если контрагент находится не в вашем городе, как вы взаимодействуете?
22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?
23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?
24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?
25. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?
26. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.
27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?
28. Кто имеет доступ к базам «1С:Бухгалтерия», «1С:Торговля», «1С:Склад»?
29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия вы предпринимали в подобных случаях?
30. Кто в ООО «1» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?
За налоговые правонарушения по НК РФ предусмотрена ответственность:
- Налоговая. Её ещё называют финансовой. Направлена на то, чтобы погасить образовавшуюся задолженность, включая пеню и недоимки. Основная цель – пополнение государственного бюджета, взыскание недостающей суммы и компенсаций. Касается всех налогоплательщиков, то есть юридических и физических лиц, причём среди них могут быть и иностранные граждане, а также компании, зарегистрированные на территории других государств. Основной статьёй является ст. 122 НК РФ.
- Административная ответственность. Преимущественно направлена на должностных лиц, но может касаться и различных граждан. Обозначена в КоАП РФ (статьи 15.3 — 15.6, а также 15.11).
- Уголовная ответственность за неуплату налогов. Касается только физических лиц (естественно и руководителей юридических лиц). То есть её применение в отношении различных компаний будет означать привлечение к ответственности владельца фирмы, директора, главного бухгалтера и прочих лиц непосредственно связанных с отчислениями в бюджет средств сотрудников (например, «серый кардинал», а иногда и номинальный директор, которого попросили им побыть – таковыми обычно являются студенты, а так же друзья и родственники «серого кардинала»).
Еще раз: вне зависимости от определённого вида ответственности с налогоплательщика могут принудительно взыскать ту сумму, которую он задолжал государству. Поэтому, если кто-то решил «отсидеть», а деньги не отдать – может и не получиться, если, конечно, к этому процессу не готовиться заранее.
Обязанность доказать вину налогоплательщика возлагается на ФНС РФ (при привлечении к административной и налоговой ответственности).
В налоговом, административном и уголовном праве действует принцип презумпции невиновности. То есть, любые сомнения будут трактоваться в пользу подобного лица.
Уголовная ответственность физических и юрлиц за неуплату налогов
Существуют 4 ключевых момента, связанных с привлечением к уголовной ответственности физических лиц, а так же руководителей и учредителей компании. Речь идёт о субъекте, объекте, субъективной и объективной стороне. Если из приведенного списка выпадает хотя бы один элемент, лицо невозможно привлечь к ответственности по Уголовному кодексу РФ. Для начала, очень коротко, назовем элементы состава преступления по ст. 198 и ст. 199 УК РФ:
- Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет.
- Объект – охраняемые уголовным законом интересы (поступление налогов) государства.
- Субъективная сторона – должна быть установлена вина субъекта и его желание не платить налоги.
- Объективная сторона – введение в заблуждение налоговых органов.
Теперь подробнее, другими словами.
Под объектом в данном случае следует понимать правоотношения, которые сложились с начислением и выплатой государству сборов и налогов. Причём все они должны быть зафиксированы в НК РФ. И даже не просто установлены, а определены для обозначенного временного периода. Иногда сборы отменяются или ставки уменьшаются, некоторым актам, к тому же, придаётся обратная сила. Это тоже нужно принимать во внимание.
Под субъектом подразумевают налогоплательщика, то есть лицо, которое связано соответствующими обязательствами с РФ. И это далеко не всегда гражданство или даже физическое нахождение на территории страны. Что же касается субъективной стороны, то, как и говорилось, преступление может выражаться в действиях (чаще всего в данном случае) и в бездействии.
Отвественность за налоговое преступление
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:
-
штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
-
принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;
-
арест сроком до шести месяцев;
-
лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
Налог за сдачу квартиры в аренду
При оформлении арендных отношений на недвижимое имущество самостоятельные виды налогов не уплачиваются. В этом случае законодатель учитывает, что арендодатель получает доход в виде арендной платы. Исходя из показателей полученного дохода, должен рассчитываться налог по ставке 13%, который фиксируется в декларации 3-НДФЛ.
Часто граждане не афишируют факт заключения договора аренды, чтобы избежать обязанности по оплате налога на доходы. Если такой факт будет выявлен, нарушитель будет привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа и пени.
Если вам необходима консультация или помощь при урегулировании спора о налоговой ответственности, рекомендуем воспользоваться помощью наших специалистов. Позвоните по телефонам горячей линии или свяжитесь через форму обратной связи. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!
Какие субъекты могут понести наказание
Кто же привлекается к ответственности? Почему-то в обществе существует ошибочное мнение о том, что вину несут только крупные предприятия, представители частного предпринимательства и т.д., то есть все, кроме обычных граждан. Но это не так. Любой налогоплательщик несет ответственность за оплату налогов и сборов.
Является ли обычный гражданин налогоплательщиком? Да, является. Все официально зарегистрированные работники компаний и ИП являются плательщиками налога на доходы физических лиц, другое дело, что обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ возлагается на работодателя. Но многие граждане сдают жилье, получают дивиденды и другие виды доходов. Кроме того, есть налог на землю, на недвижимость и т.д.
Вывод: физические и юридические лица являются налогоплательщиками и поэтому несут ответственность в случае неуплаты налогов.
Если же речь идет о юридических лицах, которые обязаны платить налоги, то ответственность несет не только само юридическое лицо, но также и его руководители, в частности:
- Директор;
- Главный бухгалтер;
- Учредитель;
- Другие уполномоченные лица.
Но при этом следует знать, что физические, что юридические лица не несут ответственность за неуплату налога в том случае, если такая вина наступила за счет трёх причин:
- Причина был вызвана тем, что произошло некое чрезвычайное событие или стихийное бедствие, результаты которого имели для человека необратимые последствия и которые субъект предвидеть не мог;
- В случае, если действия физического лица не могут быть оценены как адекватные в связи с неадекватностью самого лица, в частности, его психологического или физического состояния;
- Если субъект получил некомпетентную консультацию от сотрудников ФНС, других представителей власти.
Правда, в таком случае, необходимо иметь доказательства таких фактов.
Срок исковой давности
Возникает вполне логичный вопрос: а что со сроками исковой давности, ведь они также должны быть применимы к таким правонарушениям? Да, срок исковой давности существует.
По действующему НК представители ФНС или суд может привлечь к ответственности в течение 3-х лет с момента совершения такого проведения. Хотя и здесь есть свои особенности.
Еще в 2016 году ФНС дала пояснения к тому, как следует понимать эту норму. Моментом совершения преступления необходимо считать не день, а отчетный период, в котором такое деяние было совершено. Поэтому период в три года необходимо начинать отсчитывать с дня, следующего за днем окончания отчётного периода, в котором такое нарушение было совершено.
Ответственность за неуплату налогов
Как правило, каждого налогоплательщика интересуют вопросы о том:
- За что несет ответственность руководитель/ главный бухгалтер?
- Чем закреплена налоговая ответственность руководителя и главного бухгалтера?
- Всегда ли руководитель несет ответственность?
- За что могут привлечь к ответственности руководителя?
- За что несет ответственность главный бухгалтер?
- Кто несет ответственность за достоверность сведений, указанных в декларации?
- К какой ответственности можно привлечь «бывшего» директора?
- Можно ли привлечь «бывшего» директора, если он «бросил» фирму?
- За что отвечает новый директор?
Непредставление декларации в налоговую
Отчетность физического лица представляется не позднее 1 апреля, по окончании календарного года, в котором возникли доходы.
Случаи обязательного декларирования доходов по форме 3-НДФЛ
Вид поступлений | Примечание |
Доход, полученный при продаже собственного имущества – квартиры, дома, земельного участка, транспортного средства, нежилой недвижимости | Декларация представляется и в случаях, когда после применения вычета отсутствует сумма налога к уплате |
Поступление от сдачи собственности в аренду | Обязанность не возникает, если арендатор является юридическим лицом и выступает в качестве налогового агента |
Доход резидентов, полученный из источников, расположенных за пределами страны | В дополнение к 3-НДФЛ о поступлениях на валютные счета налогоплательщик должен отчитываться ежегодно перед ИФНС |
Поступление денежных призов в виде выигрыша по лотереям, конкурсам | Обязанность отсутствует при удержании организатором сумм НДФЛ с полученных доходов |
Пропуск срока представления отчетности влечет наложение санкций согласно ст. 119 НК РФ. Налагается штраф в размере 5% от начисления за каждый месяц, определяемый от срока сдачи в размере, не менее 1 000 рублей. Предельный размер штрафа не может превышать 30% от суммы долга.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Права и обязанности налоговых органов
Между гражданином и государством в определенный момент устанавливаются налоговые правоотношения, которые влекут за собой права и обязанности обеих сторон. Что входит в задачи налоговиков:
- контроль за своевременной уплатой всех сборов
- учет всех льгот
- своевременное отправление уведомлений
- реагирование на жалобы
Гражданин, имеющий доступ к состоянию лицевого счета налогоплательщика, может подать заявление при отсутствии удержания НДФЛ со стороны работодателя. Налоговые органы начнут проверки и другие формы контроля в отношении юрлица. К ним относится:
- проверка;
- изучение отчетности;
- получение объяснений;
- осмотр объектов собственности.