Расчет накладных расходов в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет накладных расходов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной формой планирования затрат предприятия являются сметы, которые разрабатываются как в целом по организации, так и по центрам ответственности или по местам возникновения затрат. Могут составляться сметы и по назначению затрат (производственные затраты и накладны расходы), а также по видам продукции, работ, услуг.
Накладные расходы в смете — это один из действенных способов следить за затратами.
Сметы могут разрабатываться ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Обычно это делают на основе анализа фактических затрат за прошлые периоды.
В смете указывают виды затрат и планируемый расход. После прохождения периода проставляются фактические произведенные затраты, и в случае серьезных расхождений будет необходимо произвести пересмотр либо планируемых затрат, либо фактических.
Цели составления сметы:
- помощь в планировании;
- координация деятельности подразделений;
- стимулирование деятельности руководителей подразделений;
- управление производством;
- оценка эффективности работы руководителей подразделений.
В течение сметного года руководитель обязан оценивать фактические результаты и пересматривать, уточнять смету на будущие периоды.
Поставщики продолжают вести раздельный учет
При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. При казначейском сопровождении целевых средств необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу распределения накладных расходов по ГОЗ, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса. Это делается для:
- государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- договоров и соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, предоставлении взносов в уставной капитал за счет субсидий и бюджетных инвестиций;
- контрактов и договоров учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Определение понятия «накладные расходы»
Не все производственные затраты переходят в продукт и могут быть заранее спланированы и учтены в его себестоимости. Но многие затраченные средства необходимы для производства, продвижения, управления организацией. Ими являются накладные расходы.
В Налоговом кодексе эти затраты не выделены отдельно, нет описания их структуры. И при составления бухгалтерского отчета их нельзя однозначно обозначить.
В законе прописан перечень накладных расходов для медицины и строительства.
Обозначим определение. Накладные расходы — это затраты, которые нельзя отнести непосредственно к технологическому процессу изготовления товара, но они сопровождают этот процесс, хотя не входят в стоимость сырья и работы. По-другому накладные затраты обозначают как «косвенные издержки».
Размер накладных расходов в калькуляции
Вычисление процента накладных расходов – важный аспект в работе компании. На полученных результатах базируется составление калькуляции себестоимости продукции компании. Т.е. рассчитать накладные расходы в калькуляции, составляемой на определенный продукт, опираясь на полученные результаты расчетов по смете расходов компании, довольно просто, поскольку нормы и расчетные значения накладных фиксируются в учетной политике организации.
Впрочем, считать накладные расходы можно по-разному. В небольших компаниях накладные расходы определяют прямым счетом по всем статьям, крупные предприятия часто комбинируют различные методы, к примеру, рассчитывают процент по одним видам продукции и подсчитывают сумму затрат — по другим.
Сумма накладных расходов в смете
В зависимости от вида основной деятельности, планируемого получения прибыли, масштабов работ или производства, экономический отдел предприятия составляет плановую норму накладных затрат в общей смете.
Соответственно размер накладных затрат напрямую зависит от следующих факторов:
- траты на заработную плату (ФОП — фонд оплаты труда);
- расходы связанные с системным обслуживанием;
- траты на управление;
- траты связанные с монтажом;
- все траты на другие виды работ и связанные с ними статьи по расходам.
Размер накладных расходов зависит от масштабов производства . И лучше всего рассчитывать размер накладных затрат по основным функциональным направлениям.
К примеру, это могут быть следующие нормативы:
- по основным видам строительства;
- по отдельным видам строительства (монтажные, ремонтные, наладочные и другие виды работ);
- подсчет индивидуальных норм по конкретному виду работ.
О формуле возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН
Факт применения подрядчиком упрощенной системы налогообложения по общему правилу не может служить основанием для уменьшения договорной цены на суммы НДС, уплаченные контрагентам (субподрядчикам, поставщикам товаров, используемых при выполнении работ) при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг). Иное приводило бы к тому, что часть затрат на исполнение договора подрядчик несет за свой счет (без возмещения за счет заказчика), что не согласуется с положениями пункта 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
С переходом на упрощенную систему налогообложения организации продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, конструкций, оборудования, а также другим организациям за оказание услуг.
В целях обеспечения возмещения затрат подрядных организаций по уплате ими НДС при определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы, сумма необходимых средств для покрытия указанных затрат принимается в размере, устанавливаемом законодательством, от сметной стоимости материалов, конструкций и оборудования, включаемых в стоимость строительной продукции.
Пример расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенный в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, носил справочный характер и в настоящее время утратил свое значение в связи с изменением нормативов.
Порядок включения в сметную документацию средств по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) приведен в п. 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
В тех случаях, когда по отдельным объектам строительства (организаций) законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в сводный сметный расчет включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг.
Союз инженеров-сметчиков рекомендует уточненную формулу возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН при неконкурентных способах закупок (выборе подрядчика), а также во внебюджетной сфере, то есть, когда уже заранее понятно, что исполнитель работ (подрядчик) находится на УСН:
((М-Мз) + (Эм-Зм) + НР×0,1712 (0,182) + СП×0,15 + ОБп)×0,2
- М — стоимость материалов в текущем уровне цен;
- Мз — стоимость материалов поставки заказчика (давальческие материалы);
- Эм — затраты на эксплуатацию машин;
- Зм — оплата труда машинистов;
- НР — масса накладных расходов;
- 0,1712 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (17,12%) согласно МДС 81-33.2004 или
- 0,182 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (18,2%) для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним согласно МДС 81-34.2004;
- СП — масса сметной прибыли;
- 0,15 — доля (удельный вес) материалов в сметной прибыли (15%);
- ОБп — стоимость оборудования поставки подрядчика;
- 0,2 — ставка НДС (20%).
Что отсутствует в новой методике?
- Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства;
- Отсутствует понятие индивидуального норматива накладных расходов;
- При работе с упрощённой системой налогообложения в соответствии с МДС 81-33.2004 к нормативам накладных расходов применялся понижающий коэффициент 0,7 – в новой методике данного коэффициента нет и как такового упоминания об упрощенной системе налогообложения нет. Собственно, как и в новой методике по сметной прибыли
- Отсутствует коэффициент 0,6 для работ, осуществляемых хозяйственным способом.
- Отсутствуют приложения со структурой накладных расходов по элементам (статьям) затрат (удельный вес статей затрат в процентном отношении). Это были приложения 8 и 9 в МДС 81-33.2004
Сравнение нормативов накладных расходов
N п/п | Виды работ | Нормативы накладных расходов к ФОТ рабочих, занятых в строительной отрасли, % | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Приказ 812/пр | МДС 33 | % | Приказ 812/пр | МДС 34 | % | Приказ 812/пр | МДС 34 | % | ||
Центральные регионы | МПРКС | РКС | ||||||||
I | Строительные работы | |||||||||
1 | Земляные работы, выполняемые: | |||||||||
1.1 | механизированным способом | 92 | 95 | -3,26% | 93 | 100 | -7,53% | 97 | 105 | -8,25% |
1.2 | ручным способом | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
1.3 | с применением средств гидромеханизации | 94 | 85 | 9,57% | 95 | 84 | 11,58% | 99 | 94 | 5,05% |
1.4 | по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным) | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
1.5 | механизированное рыхление и разработка вечномерзлого грунта | 94 | — | 95 | — | 99 | — | |||
2 | Горновскрышные работы | 99 | 101 | -2,02% | 100 | 105 | -5,00% | 104 | 119 | -14,42% |
3 | Буровзрывные работы | 106 | 110 | -3,77% | 107 | 116 | -8,41% | 111 | 121 | -9,01% |
4 | Скважины | 106 | 112 | -5,66% | 107 | 118 | -10,28% | 111 | 123 | -10,81% |
5 | Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов: | |||||||||
5.1 | свайные работы | 117 | 130 | -11,11% | 118 | 138 | -16,95% | 123 | 150 | -21,95% |
5.2 | опускные колодцы | 94 | 87 | 7,45% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 107 | -8,08% |
5.3 | закрепление грунтов | 94 | 87 | 7,45% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 107 | -8,08% |
6 | Бетонные и железобетонные монолитные конструкции и работы в строительстве (за исключением пунктов 6.1, 6.2) | 102 | промышленном 105 жилищно-гражданском 120 | 103 | промышленном 110 жилищно-гражданском 126 | 107 | промышленном 116 жилищно-гражданском 132 | |||
6.1 | с применением индустриальных видов опалубки | 108 | — | 109 | — | 113 | — | |||
6.2 | конструкции зданий атомных электростанций | 118 | 105 | 11,02% | 119 | 110 | 7,56% | 124 | 116 | 6,45% |
7 | Бетонные и железобетонные сборные конструкции и работы в строительстве (за исключением пунктов 7.1 и 7.2) | 110 | промышленном 130 жилищно-гражданском 155 | 111 | промышленном 137 жилищно-гражданском 163 | 116 | промышленном 143 жилищно-гражданском 171 | |||
7.1 | жилых, общественных и административно-бытовых зданий промышленных предприятий | 116 | 117 | 122 | ||||||
7.2 | конструкции зданий атомных электростанций | 132 | 130 | 1,52% | 133 | 137 | -3,01% | 139 | 143 | -2,88% |
8 | Конструкции из кирпича и блоков | 110 | 122 | -10,91% | 111 | 128 | -15,32% | 116 | 134 | -15,52% |
9 | Строительные металлические конструкции (за исключением пункта 9.1) | 93 | 90 | 3,23% | 94 | 95 | -1,06% | 98 | 99 | -1,02% |
9.1 | конструкции атомных электрических станций | 99 | — | 100 | — | 104 | — | |||
10 | Деревянные конструкции | 108 | 118 | -9,26% | 109 | 124 | -13,76% | 113 | 130 | -15,04% |
11 | Полы | 112 | 123 | -9,82% | 113 | 129 | -14,16% | 118 | 135 | -14,41% |
12 | Кровли | 109 | 120 | -10,09% | 110 | 126 | -14,55% | 114 | 132 | -15,79% |
13 | Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии | 94 | 90 | 4,26% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 99 | 0,00% |
14 | Конструкции в сельском строительстве (за исключением пунктов 14.1, 14.2) | 95 | металлические 90 каркаснообшивные 118 |
96 | металлические 95 каркаснообшивные 124 |
100 | металлические 99 каркаснообшивные 130 |
|||
14.1 | здания и сооружения из бетонных и железобетонных конструкций | 113 | 130 | -15,04% | 114 | 137 | -20,18% | 119 | 143 | -20,17% |
14.2 | установка железобетонных конструкций при строительстве теплиц и овощехранилищ | 99 | 103 | -4,04% | 100 | 108 | -8,00% | 104 | 113 | -8,65% |
15 | Отделочные работы | 100 | 105 | -5,00% | 101 | 110 | -8,91% | 105 | 116 | -10,48% |
16 | Сантехнические работы: внутренние (трубопроводы, внутренние устройства водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляция и кондиционирование воздуха) | 121 | 128 | -5,79% | 122 | 134 | -9,84% | 127 | 141 | -11,02% |
17 | Временные сборно-разборные здания и сооружения | 96 | 96 | 0,00% | 97 | 101 | -4,12% | 101 | 106 | -4,95% |
18 | Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопроводы | 117 | 130 | -11,11% | 118 | 137 | -16,10% | 123 | 143 | -16,26% |
19 | Магистральные и промысловые трубопроводы | 111 | 120 | -8,11% | 112 | 126 | -12,50% | 117 | 132 | -12,82% |
20 | Теплоизоляционные работы | 97 | 100 | -3,09% | 98 | 105 | -7,14% | 102 | 110 | -7,84% |
21 | Автомобильные дороги (за исключением пункта 21.1) | 126 | 142 | -12,70% | 127 | 149 | -17,32% | 132 | 156 | -18,18% |
21.1 | устройство покрытий дорожек, тротуаров, мостовых и площадок и прочее | 113 | — | 114 | 119 | — | ||||
22 | Железные дороги | 109 | 114 | -4,59% | 110 | 120 | -9,09% | 114 | 125 | -9,65% |
23 | Тоннели и метрополитены: | |||||||||
23.1 | закрытый способ работ | 146 | 145 | 0,68% | 147 | 150 | -2,04% | 153 | 160 | -4,58% |
23.2 | открытый способ работ | 126 | 125 | 0,79% | 127 | 127 | 0,00% | 132 | 140 | -6,06% |
24 | Мосты и трубы | 122 | 110 | 9,84% | 123 | 135 | -9,76% | 128 | 148 | -15,63% |
25 | Аэродромы | 107 | 115 | -7,48% | 108 | 121 | -12,04% | 112 | 134 | -19,64% |
26 | Трамвайные пути | 106 | 112 | -5,66% | 107 | 126 | -17,76% | 111 | 129 | -16,22% |
27 | Линии электропередачи | 103 | 105 | -1,94% | 104 | 113 | -8,65% | 108 | 126 | -16,67% |
28 | Сооружения связи, радиовещания и телевидения | 98 | 100 | -2,04% | 99 | 105 | -6,06% | 103 | 110 | -6,80% |
29 | Горнопроходческие работы: | |||||||||
29.1 | прохождение горных выработок | 103 | 108 | -4,85% | 104 | 113 | -8,65% | 108 | 119 | -10,19% |
29.2 | другие работы | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
30 | Земляные конструкции гидротехнических сооружений | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
31 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений | 117 | 120 | -2,56% | 118 | 126 | -6,78% | 123 | 132 | -7,32% |
32 | Каменные конструкции гидротехнических сооружений | 108 | 122 | -12,96% | 109 | 128 | -17,43% | 113 | 134 | -18,58% |
33 | Металлические конструкции гидротехнических сооружений | 94 | 90 | 4,26% | 95 | 95 | 0,00% | 99 | 99 | 0,00% |
34 | Деревянные конструкции гидротехнических сооружений | 109 | 118 | -8,26% | 110 | 124 | -12,73% | 114 | 130 | -14,04% |
35 | Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях | 102 | 104 | -1,96% | 103 | 109 | -5,83% | 107 | 114 | -6,54% |
36 | Берегоукрепительные работы | 94 | 89 | 5,32% | 95 | 93 | 2,11% | 99 | 98 | 1,01% |
37 | Судовозные пути стапелей и слипов | 97 | 97 | 0,00% | 98 | 102 | -4,08% | 102 | 107 | -4,90% |
38 | Подводно-строительные (водолазные) работы | 108 | 115 | -6,48% | 109 | 121 | -11,01% | 113 | 127 | -12,39% |
39 | Промышленные печи и трубы | 102 | 105 | -2,94% | 103 | 110 | -6,80% | 107 | 116 | -8,41% |
40 | Работы по реконструкции зданий и сооружений: | |||||||||
40.1 | усиление и замена существующих конструкций, возведение отдельных конструктивных элементов (за исключением работ по приготовлению материалов в построечных условиях) | 103 | 110 | -6,80% | 104 | 116 | -11,54% | 108 | 121 | -12,04% |
40.2 | разборка отдельных конструктивных элементов здания (сооружения), а также зданий (сооружений) в целом | 91 | -20,88% | 92 | 116 | -26,09% | 96 | 121 | -26,04% | |
41 | Озеленение. Защитные лесонасаждения | 103 | 115 | -11,65% | 104 | 121 | -16,35% | 108 | 140 | -29,63% |
II | Монтаж оборудования | |||||||||
42 | Металлообрабатывающее оборудование | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
43 | Деревообрабатывающее оборудование | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
44 | Подъемно-транспортное оборудование | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
45 | Дробильно-размольное, обогатительное и агломерационное оборудование | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
46 | Весовое оборудование | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
47 | Теплосиловое оборудование | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
48 | Компрессорные установки, насосы и вентиляторы | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
49 | Электротехнические установки (за исключением пункта 52): | |||||||||
49.1 | на атомных электростанциях | 113 | 110 | 2,65% | 114 | 116 | -1,75% | 119 | 121 | -1,68% |
49.2 | на горнорудных объектах | 97 | — | 98 | — | 102 | — | |||
49.3 | на других объектах | 97 | 95 | 2,06% | 98 | 100 | -2,04% | 102 | 105 | -2,94% |
50 | Электрические печи | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
51 | Оборудование связи (за исключением пункта 52): | |||||||||
51.1 | прокладка и монтаж сетей связи | 90 | 100 | -11,11% | 91 | 105 | -15,38% | 95 | 110 | -15,79% |
51.2 | монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования | 95 | 92 | 3,16% | 96 | 97 | -1,04% | 100 | 101 | -1,00% |
51.3 | прокладка и монтаж междугородных линий связи | 111 | 120 | -8,11% | 112 | 126 | -12,50% | 117 | 132 | -12,82% |
51.4 | устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах | 94 | 92 | 2,13% | 95 | 97 | -2,11% | 99 | 101 | -2,02% |
52 | Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах | 96 | 95 | 1,04% | 97 | 100 | -3,09% | 101 | 105 | -3,96% |
53 | Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники (за исключением пункта 52) | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
54 | Технологические трубопроводы | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
55 | Оборудование атомных электрических станций | 109 | 101 | 7,34% | 110 | 106 | 3,64% | 114 | 111 | 2,63% |
56 | Оборудование прокатных производств | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
57 | Оборудование для очистки газов | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
58 | Оборудование предприятий черной металлургии | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
59 | Оборудование предприятий цветной металлургии | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
60 | Оборудование предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
61 | Оборудование предприятий угольной и торфяной промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
62 | Оборудование сигнализации, централизации, блокировки и контактной сети на железнодорожном транспорте | 95 | 92 | 3,16% | 96 | 97 | -1,04% | 100 | 101 | -1,00% |
63 | Оборудование метрополитенов и тоннелей | 96 | 80 | 16,67% | 97 | 84 | 13,40% | 101 | 88 | 12,87% |
64 | Оборудование гидроэлектрических станций и гидротехнических сооружений | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
65 | Оборудование предприятий электротехнической промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
66 | Оборудование предприятий промышленности строительных материалов | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
67 | Оборудование предприятий целлюлозно-бумажной промышленности | 91 | 80 | 12,09% | 92 | 84 | 8,70% | 96 | 88 | 8,33% |
68 | Оборудование предприятий текстильной промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
69 | Оборудование предприятий полиграфической промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
70 | Оборудование предприятий пищевой промышленности | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
71 | Оборудование театрально-зрелищных предприятий | 87 | 80 | 8,05% | 88 | 84 | 4,55% | 91 | 88 | 3,30% |
72 | Оборудование зернохранилищ и предприятий по переработке зерна | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
73 | Оборудование предприятий кинематографии | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
74 | Оборудование предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
75 | Оборудование предприятий легкой промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
76 | Оборудование учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
77 | Оборудование сельскохозяйственных производств | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
78 | Оборудование предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
79 | Оборудование общего назначения | 92 | 80 | 13,04% | 93 | 84 | 9,68% | 97 | 88 | 9,28% |
80 | Изготовление технологических металлических конструкций в условиях производственных баз | 90 | 66 | 26,67% | 91 | 66 | 27,47% | 95 | 66 | 30,53% |
81 | Контроль монтажных сварных соединений | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
82 | Дополнительное перемещение оборудования и материальных ресурсов, сверх предусмотренного государственными элементными сметными нормами на монтаж оборудования | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
III | Пусконаладочные работы | |||||||||
83 | Пусконаладочные работы (за исключением технологического оборудования АЭС) | 74 | 65 | 12,16% | 75 | 68 | 9,33% | 78 | 72 | 7,69% |
84 | Пусконаладочные работы технологического оборудования АЭС | 83 | 84 | 87 | ||||||
IV | Ремонтно-строительные работы | |||||||||
85 | Земляные работы, выполняемые: | |||||||||
85.1 | механизированным способом | 89 | 78 | 12,36% | 90 | 82 | 8,89% | 93 | 86 | 7,53% |
85.2 | вручную | 87 | 75 | 13,79% | 88 | 79 | 10,23% | 91 | 83 | 8,79% |
86 | Фундаменты | 93 | 93 | 0,00% | 94 | 98 | -4,26% | 98 | 102 | -4,08% |
87 | Стены | 92 | 86 | 6,52% | 93 | 90 | 3,23% | 97 | 95 | 2,06% |
88 | Перекрытия | 92 | 85 | 7,61% | 93 | 89 | 4,30% | 97 | 94 | 3,09% |
89 | Перегородки | 92 | 89 | 3,26% | 93 | 93 | 0,00% | 97 | 98 | -1,03% |
90 | Проемы | 90 | 82 | 8,89% | 91 | 86 | 5,49% | 95 | 90 | 5,26% |
91 | Полы | 89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
92 | Крыши, кровли | 90 | 83 | 7,78% | 91 | 87 | 4,40% | 95 | 91 | 4,21% |
93 | Лестницы, крыльца | 89 | 76 | 14,61% | 90 | 80 | 11,11% | 93 | 84 | 9,68% |
94 | Печные работы | 89 | 78 | 12,36% | 90 | 82 | 8,89% | 93 | 86 | 7,53% |
95 | Штукатурные работы | 89 | 79 | 11,24% | 90 | 83 | 7,78% | 93 | 87 | 6,45% |
96 | Малярные работы | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
97 | Стекольные, обойные и облицовочные работы | 90 | 77 | 14,44% | 91 | 81 | 10,99% | 95 | 85 | 10,53% |
98 | Лепные работы | 90 | 74 | 17,78% | 91 | 78 | 14,29% | 95 | 81 | 14,74% |
99 | Внутренние санитарно-технические работы: | |||||||||
99.1 | демонтаж и разборка | 87 | 74 | 14,94% | 88 | 78 | 11,36% | 91 | 81 | 10,99% |
99.2 | смена труб, санприборов, запорной арматуры и другое | 103 | 103 | 0,00% | 104 | 108 | -3,85% | 108 | 113 | -4,63% |
100 | Наружные инженерные сети: | |||||||||
100.1 | демонтаж, разборка, очистка; | 89 | 74 | 16,85% | 90 | 78 | 13,33% | 93 | 81 | 12,90% |
100.2 | замена участков трубопроводов, восстановление и замена изделий и другое | 104 | 108 | -3,85% | 105 | 108 | -2,86% | 109 | 113 | -3,67% |
101 | Электромонтажные работы | 91 | 85 | 6,59% | 92 | 89 | 3,26% | 96 | 94 | 2,08% |
102 | Благоустройство | 102 | 104 | -1,96% | 103 | 109 | -5,83% | 107 | 114 | -6,54% |
103 | Прочие ремонтно-строительные работы | 92 | 78 | 15,22% | 93 | 82 | 11,83% | 97 | 86 | 11,34% |
V | Капитальный ремонт оборудования | |||||||||
104 | Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов (ГЭСНмр 81-06-01-….), за исключением отделов 5 и 6 |
89 | 80 | 10,11% | 90 | 84 | 6,67% | 93 | 88 | 5,38% |
Капитальный ремонт и модернизация оборудования лифтов (ГЭСНмр 81-06-01-….), отделы 5 и 6 | 74 | 80 | -8,11% | 75 | 84 | -12,00% | 78 | 88 | -12,82% | |
105 | Ревизия трубопроводной арматуры | 90 | 80 | 11,11% | 91 | 84 | 7,69% | 95 | 88 | 7,37% |
VI | Прочие работы | |||||||||
106 | погрузочно-разгрузочные работы | 90 | 100 | -11,11% | 90 | 100 | -11,11% | 90 | 100 | -11,11% |
107 | перевозка строительных грузов автомобильным транспортом | 94 | 120 | -27,66% | 94 | 120 | -27,66% | 94 | 120 | -27,66% |
108 | изготовление в построечных условиях материалов, полуфабрикатов, металлических и трубопроводных заготовок | 73 | 66 | 9,59% | 73 | 66 | 9,59% | 73 | 66 | 9,59% |
109 | Получение электроэнергии от передвижных источников снабжения | 78 | — | 78 | — | 78 | — |
О формуле возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН
Факт применения подрядчиком упрощенной системы налогообложения по общему правилу не может служить основанием для уменьшения договорной цены на суммы НДС, уплаченные контрагентам (субподрядчикам, поставщикам товаров, используемых при выполнении работ) при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг). Иное приводило бы к тому, что часть затрат на исполнение договора подрядчик несет за свой счет (без возмещения за счет заказчика), что не согласуется с положениями пункта 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
С переходом на упрощенную систему налогообложения организации продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, конструкций, оборудования, а также другим организациям за оказание услуг.
В целях обеспечения возмещения затрат подрядных организаций по уплате ими НДС при определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы, сумма необходимых средств для покрытия указанных затрат принимается в размере, устанавливаемом законодательством, от сметной стоимости материалов, конструкций и оборудования, включаемых в стоимость строительной продукции.
Пример расчета затрат на уплату НДС при упрощенной системе налогообложения, приведенный в письме Госстроя России от 06.10.2003 № НЗ-6292/10, носил справочный характер и в настоящее время утратил свое значение в связи с изменением нормативов.
Порядок включения в сметную документацию средств по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) приведен в п. 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
В тех случаях, когда по отдельным объектам строительства (организаций) законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в сводный сметный расчет включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг.
Союз инженеров-сметчиков рекомендует уточненную формулу возмещения (компенсации) затрат по НДС при УСН при неконкурентных способах закупок (выборе подрядчика), а также во внебюджетной сфере, то есть, когда уже заранее понятно, что исполнитель работ (подрядчик) находится на УСН:
((М-Мз) + (Эм-Зм) + НР×0,1712 (0,182) + СП×0,15 + ОБп)×0,2
- М — стоимость материалов в текущем уровне цен;
- Мз — стоимость материалов поставки заказчика (давальческие материалы);
- Эм — затраты на эксплуатацию машин;
- Зм — оплата труда машинистов;
- НР — масса накладных расходов;
- 0,1712 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (17,12%) согласно МДС 81-33.2004 или
- 0,182 — доля (удельный вес) материалов в массе накладных расходов (18,2%) для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним согласно МДС 81-34.2004;
- СП — масса сметной прибыли;
- 0,15 — доля (удельный вес) материалов в сметной прибыли (15%);
- ОБп — стоимость оборудования поставки подрядчика;
- 0,2 — ставка НДС (20%).
Расчет процента накладных расходов от прямых затрат
Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.
Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.
Об организации учета затрат читайте в материале «Система учета производственных затрат и их классификация».
Размер накладных расходов в калькуляции
Вычисление процента накладных расходов – важный аспект в работе компании. На полученных результатах базируется составление калькуляции себестоимости продукции компании. Т.е. рассчитать накладные расходы в калькуляции, составляемой на определенный продукт, опираясь на полученные результаты расчетов по смете расходов компании, довольно просто, поскольку нормы и расчетные значения накладных фиксируются в учетной политике организации.
Впрочем, считать накладные расходы можно по-разному. В небольших компаниях накладные расходы определяют прямым счетом по всем статьям, крупные предприятия часто комбинируют различные методы, к примеру, рассчитывают процент по одним видам продукции и подсчитывают сумму затрат — по другим.
Сложнее определить, как признаются нераспределенные накладные расходы. Возникают они по разным причинам: в силу колебаний рыночных цен предприятие может реализовать продукцию по сниженным ценам, могут повыситься цены на исходное сырье, измениться затраты на обеспечение сохранности и перевозки товаров и др. Компаниями принимаются решения о признании таких затрат в качестве расходов в отчете о финансовых результатах за период, когда они были понесены, а затем производится пересчет накладных в бюджетной смете фирмы в период, также установленный в учетной политике фирмы.
База распределения накладных расходов
Накладные расходы — это затраты на производство продукта или услуги, которые не связаны напрямую с производством. Например: аренда корпоративного офиса, уборка помещений, бухгалтерские и юридические услуги, телефония и интернет, почтовые расходы и т.д. Если предприятие осуществляет несколько видов деятельности, производит несколько видов продукции, для формирования себестоимости и цены товара или оказываемой услуги необходимо обеспечить корректное распределение затрат. Чтобы распределить накладные расходы по видам продукции, необходимо определить базу распределения и закрепить этот параметр в локальных нормативных актах, например, учетной политикой предприятия. К примеру, базой распределения накладных расходов может служить количество машинных часов оборудования/транспортных средств или рабочих человеко/часов, необходимых для производства продукта.
Разделить общие накладные расходы на показатель операционной деятельности. Следующие расходы должны быть включены в накладные расходы:
- Износ и амортизация производственных активов
- Производственные административные затраты
- Непрямая заработная плата и производственные надбавки
- Косвенные материалы
- Техническое обслуживание
- Зарплата персонала, связанного с производственными службами
- Льготы производственного персонала
- Контроль качества
- Аренда
- Расходы на ремонт
- Отходы производства и брак
- Налоги, связанные с производственными активами, кроме налога на прибыль
- Некапитальные инструменты и оборудование
- Коммунальные расходы
Нормы накладных расходов
Определять способ распределения накладных расходов организации следует с учетом своей специфики и масштабов производства. Для ряда отраслей существуют определенные нормативы и рекомендации, которые организации учитывают при оценке своих затрат. Например,
- накладные расходы в строительстве нормируются постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, разъясняются письмами ведомства, а также специальными методическими указаниями Госстроя (МДС);
- накладные расходы в химической промышленности – приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № ;
- при добыче угля или сланца по нормированию накладных расходов ориентируются на положения инструкции Минтопэнерго РФ от 25.12.1996.
Вычисление заданной ставки накладных расходов
Некоторые проблемы связаны с определением правильной заранее установленной ставки накладных расходов. Тем не менее, чем больше исторических фактов есть у бизнеса, тем лучше он будет при расчете заранее определенных ставок. Также возможно (и часто рекомендуется) для коммерческого предприятия применять определенные стратегии, основанные на конкретных продуктах, процессах и предложениях внутри организации.
Менеджеры и сотрудники бухгалтерии должны работать вместе, чтобы исследовать древнюю статистику накладных расходов, чтобы найти взаимосвязь между полными накладными расходами и одной из уникальных баз распределения. Таким образом, руководитель может также отметить, что накладные расходы обычно примерно в полтора раза превышают плату за непосредственные усилия для данного проекта. Если это будет стабильным для большого количества инициатив в этой отрасли за последний год, то заранее установленная ставка накладных расходов для этой отрасли может быть рассчитана посредством умножения ожидаемой платы за прямые работы через средства на 150%.
Параметры распределения накладных расходов
Несмотря на трудности планирования косвенных издержек, это необходимая процедура, которую можно осуществлять несколькими методами:
Метод «рабочей зарплаты».
ООО «Автоколесо» занимается перевозкой грузов. Фонд оплаты труда персонала составляет 8 млн. рублей в год. Коэффициент накладных расходов в 2016 году составил 80%, то есть 6 млн. 400 тыс. руб. Компания решила уменьшить накладные расходы, для чего уволила несколько человек. При этом фонд оплаты труда уменьшился на 20%, значит, накладные расходы ООО «Автоколесо» на 2017 год можно запланировать в сумме 5 млн. 120 тыс. руб.
- Метод «объема продаж» целесообразно применять, если в компании преобладают автоматизированные процессы. Можно распределить доходы пропорционально машино-часам.
- Метод «единицы продукции» применим, когда прямые затраты значительно превышают косвенные. Тогда можно взять за основу отношение прямых издержек на единицу товара к общей сумме прямых расходов.
- Метод прямого счета. Суммируются отдельно непрямые траты по каждой расходной статье.
- Комбинированные методы применимы в крупных компаниях со сложной структурой, где производится несколько видов продукции. Например, можно учитывать производственные накладные расходы по фонду зарплаты, а общехозяйственные – на базе стоимости единицы продукции.
Размер накладных расходов в калькуляции
Вычисление процента накладных расходов – важный аспект в работе компании. На полученных результатах базируется составление калькуляции себестоимости продукции компании. Т.е. рассчитать накладные расходы в калькуляции, составляемой на определенный продукт, опираясь на полученные результаты расчетов по смете расходов компании, довольно просто, поскольку нормы и расчетные значения накладных фиксируются в учетной политике организации.
Впрочем, считать накладные расходы можно по-разному. В небольших компаниях накладные расходы определяют прямым счетом по всем статьям, крупные предприятия часто комбинируют различные методы, к примеру, рассчитывают процент по одним видам продукции и подсчитывают сумму затрат – по другим.
Сложнее определить, как признаются нераспределенные накладные расходы. Возникают они по разным причинам: в силу колебаний рыночных цен предприятие может реализовать продукцию по сниженным ценам, могут повыситься цены на исходное сырье, измениться затраты на обеспечение сохранности и перевозки товаров и др. Компаниями принимаются решения о признании таких затрат в качестве расходов в отчете о финансовых результатах за период, когда они были понесены, а затем производится пересчет накладных в бюджетной смете фирмы в период, также установленный в учетной политике фирмы.
Расчет процента накладных расходов от прямых затрат
Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.
Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.