Развод во время беременности в исламе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развод во время беременности в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Когда развод в исламе не имеет силы
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
Расторжение брака с детьми
Если инициатор развода жена, то даже трое детей не смогут остановить её в этом порыве. По российскому закону расторжение брака с детьми проходит с судебной инстанции (ст. 21 СК РФ). Женщине законодательство не запрещает подавать на развод при любых обстоятельствах (беременной или нет), а мужчина не сможет стать инициатором разрыва без согласия жены, если она находится в периоде ожидания малыша или в семье уже есть малютка до года.
Когда жена может сама подать на развод
Также хочу напомнить еще об одной очень важной процедуре развода, о которой забывают многие мусульмане особенно в бывшем ссср. А это положения, утвержденные в шариате словами Аллаха: Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то отправьте одного судью из его семьи, и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им.
Ни о каком талаке не может идти речи, если указанное условие не соблюдено.Еще одним фактором, определяющим длительность процедуры развода, является идда.
При этом особо возвеличиваются в исламе многодетные женщины, о чём говорится в одном из хадисов: «Не поведать ли вам о женщинах, пристанищем которых станет Рай? Это любящие, многодетные и полезные для своих супругов…» (Насаи).
Он должен принять ее предложение сразу, если она делает ему это предложение во время их встречи, или он узнает о ее желании от других в ее отсутствие.
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?
Можно ли давать развод беременной жене
С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.
Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)» . Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.
Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.
В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.
Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев. В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара). Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод. Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.
‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:
1) После смерти мужа.
Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.
2) После развода или прерывания никяха.
Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию. Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.
Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.
Развод по-мусульмански по всем правилам: права мужа и жены в исламе
Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:
- развод должен быть четко сформулирован произнесением определенных слов: мужчине следует сказать прямо и четко своей жене: «Ты разведена»;
- если мужчина использует вместо четкого произнесения о совершении развода какие-то завуалированные выражения, то ему нельзя использовать в своих словах частицы, которые усиливают фразы, указывая на окончательный разрыв супружеских отношений – это наличие таких фраз, как «С этого момента ты отвечаешь за себя сама!»;
- мужчина не должен использовать в своих словах усилительные частицы и фразы, так как они могут привести к окончательному и безвозратному разводу, то есть талак баин;
- число «три» или «третий» мужчина не должен произносить в своей речи, а также числа больше трех, поскольку максимум двукратным является развод талак ар-радж‘и, а все, что имеют число больше, являются безвозвратными разводами.
Если все эти условия соблюдены, то развод будет относиться к типу талак ар-радж‘и, и тогда мужчина свою жену может вернуть без того, чтобы повторно заключать брак и выплачивать махр.
Малое (байнуна ас-сугра) и великое расставание (байнунат аль кубра) предполагают определенные результаты.
Результаты байнуна ас-сугра или малого расставания:
- только один или два раза может состояться такой развод, и воссоединение супругов может быть только через повторный брак с выплатой махра;
- поскольку при малом расставании брак не считают окончательно расторгнутым, то на мужчине будет лежать материальное обеспечение женщины, и женщина может, если хочет, остаться жить в доме мужа;
- при байнун ас-сугра махр аль муаджаль требуется выплатить немедленно;
- при байнун ас-сугра в случае смерти одного из супругов, другой право на наследование сохраняет.
Результаты байнунат аль кубра или большого расставания:
- супруги окончательно разведены, и право мужа на трехкратный талак использовано;
- мужчина и женщина начинают становиться недозволенными друг для друга, им запрещено вступать в половые отношения, и воссоединиться они уже не могут. Для их воссоединения необходимо, чтобы женщина вышла замуж за другого мужчину, с которым прожила бы в его доме семейной жизнью, развелась или естественным путем овдовела, а после этого выждала идду;
- пока не окончится идда, женщина имеет право на то, чтобы мужчина нес ответственность за ее материальное обеспечение, оставаться в доме мужчины до окончания идды, но она должна вести себя по отношению к мужу по-другому, не как супруга, а как совершенно чужая для него женщина;
- право наследования при большом расставании аннулируется;
- мужчина должен выплатить женщине необходимый махр аль муаджаль.
Также существует хадис, где сообщается о беседе Пророка Мухаммада ﷺ с Умаром, отцом Абдуллаха ибн Умара. Когда Пророк ﷺ узнал, что Абдуллах ибн Умар также своей жене дал развод во время месячных, он повелел его отцу передать сыну, чтобы вернулся и подождал, когда у жены пройдут месячные, а потом подождал, пока пройдут еще одни месячные, и если желание дать ей развод у него останется, то тогда он сможет это сделать, но не прикасаясь к ней все это время. В хадисах сказано, что во время месячных мужчине будет неправильным дать развод жене или дать ей трехкратный талак за один раз.
Причина того, почему во время месячных не следует дать развод жене, объясняется так: мысль о разводе приходит в голову мужа в момент гнева, когда он не может трезво рассуждать и мыслить о том, какое будущее ожидает его детей и его супругу. Когда муж стремится в пылу гнева дать сразу троекратный талак, с целью как можно скорее разводиться — с этого момента уже не будет возврата.
Супругам рекомендуется во время месячных не разводиться, в этой рекомендации подразумевается желание отсрочить расставание мужа и жены, так как есть шанс, что, когда они оба будут жить вместе и женщина будет находиться в состоянии чистоты, она будет более привлекательной для своего мужа, он может вновь воспылать к ней новыми чувствами и вернуться в свою семью. Но если же он дал трехкратный талак, он не сможет уже вернуться к своей супруге, даже если раскаяние его будет велико. Если же муж терпеливо после каждого месячного цикла, не прикасаясь к жене, дает по одному талаку, то его намерение и цель совершить развод выглядит твердым и непоспешным — это означает, что семейной жизни пришел конец, и решение мужа непреклонно.
Такой развод противоречит всем тем принципам, которые содержатся в священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ. Неправильным согласно Сунне и Корану будет считаться развод, при котором муж за один раз расходует трехкратный талак. Также противоречит Сунне развод, при котором муж решит разводиться с женой после интимных отношений в срок чистого периода, а также, если талак дается во время менструального периода. Большинство ученых считает, что это грех, но такой вид развода является действительным. В доказательство этому можно привести риваят от Махмуда ибн Лябида ﷺ, где сказано, что один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ совершил трехкратный талак за один раз, и Пророку ﷺ не понравилось это, но Посланник Всевышнего ﷺ, по одной из версий, все равно посчитал действительным этот развод. Однако существует группа ученых, которые считали такой развод недействительным среди них, шейхуль-Ислам ибн Теймия, его ученик ибн аль-Кайим, из современных ибн Баз, ибн Усеймин и другие.
завести свой онлайн дневник »
новые дневники »
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ё
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Э
- Ю
- Я
Вынашивая ребёнка, женщина обретает довольство Всевышнего, так как её положение приравнено к богоугодному деянию. Эти 9 месяцев обладают множеством достоинств для будущих мам, так как они несут в себе множество испытаний, пройдя которые человек удостаивается награды Господа миров.
1. Беременность – путь в Рай. Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Женщины, вынашивающие ребёнка, а затем рожающие, кормящие их грудью и проявляющие к ним любовь и милосердие, если будут молиться и не станут плохо относиться к своим супругам, несомненно окажутся в Раю» (Ахмад, Табарани, Хаким).
При этом особо возвеличиваются в исламе многодетные женщины, о чём говорится в одном из хадисов: «Не поведать ли вам о женщинах, пристанищем которых станет Рай? Это любящие, многодетные и полезные для своих супругов…» (Насаи).
Подходящее время для развода (талак)
Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.
Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.
Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:
«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.
Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ
«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.
С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).
Давать развод (талак) следует однократно
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:
«Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
رَاجِعِ امْرَأَتَكَ
«Верни свою жену!».
Тогда тот сказал:
إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً
«Поистине, я дал ей развод трижды».
Пророк ﷺ сказал:
قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا
«Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).
Абу Дауд сказал об этом:
أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً
«Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».
Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.
Есть два вида талака: раджи и баин.
Талак раджи — это такой талак, после которого можно вернуть жену без совершения повторного акта нике в течение периода идды. А если время идды выйдет, то можно возобновить брак путем совершения нике. В терминологии исламского семейного права это называется «руджу».
Идда — это период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину. Период идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности — до родов. Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать ее всем необходимым.
Талак баин (безотзывный развод) — это такой талак, после которого вернуть жену без совершения нового акта никаха невозможно.
Это все — в том случае, если муж дал жене один или два развода. А если муж выдал троекратный талак (то есть дал три развода), то теперь муж и жена не смогут воссоединиться. Такой талак называется «талак муголляза». Это развод, исключающий возможность возобновления брака.
Будет ли действителен талак, данный в шутку?
Бытует мнение, что, если развод дан с серьезными намерениями, тогда он будет действителен, а иначе — нет. Например, мужчина сказал формулу развода, чтобы припугнуть жену, или сказал слова развода в шутку и т. д. Такое мнение неправильно и ошибочно. Одно лишь произнесение слов талака в адрес своей жены в здравом рассудке (с намерением развода или без него) прекратит действительность брака.
Многие считают, что развод — это грех и ни в коем случае нельзя произносить эти слова. Так ли это?
Это тоже не так. Развод — это нежелательное действие, однако при наличии уважительной причины развод (талак) не является грехом, а в некоторых случаях он может оказаться единственным выходом из трудного положения. Конечно, без причины дать талак — это причинить вред своей семье и жене. Положительные и отрицательные стороны развода нужно понимать правильно. Для принятия правильного решения лучше всего обращаться к знающим людям (алимам).
Возможные причины развода
Развод у мусульман без отсутствия причины порицается и противоречит их религии. Для такого крайнего поступка должны быть веские основания, среди них:
- Наличие болезни или уважительная причина. Сюда относят обнаруженные только после замужества родственные связи между супругами. Причиной развестись выступает наличие у одного из супругов венерического или психического заболевания.
- Нехватка денег на еду, одежду и другие потребности. По правилам ислама мужчина должен обеспечивать свою семью. Если же этого ему не удается, жена имеет право потребовать развода.
- Частое отсутствие мужа или его пропажа без вести. В этом случае тоже допускается попросить расторжения брака, чтобы не начались сплетни и слухи.
- Отсутствие взаимопонимания, упреки и постоянные ссоры. Обижать друг друга могут начать словесно, но позже перейти к физическим действиям.
- Отсутствие интимной близости. В результате этого у молодой пары не будет семьи вовсе. Такие проблемы не выставляют напоказ, а решают в узком кругу родных.
- Неверность одного из супругов. Это считается грехом, и непозволительно в семейных отношениях. Именно в таком случае талак обычно спасает от дальнейшего морального падения и осуждения обществом.
Длительность вынашивания малыша зависит и от здоровья женщины, и от здоровья малыша, а также от особенностей текущей беременности. Все факторы слишком многочисленны, чтобы их перечислить, а потому коснемся лишь самых распространенных.
- Генетическая предрасположенность. Чтобы понять, есть ли у женщины вероятность родить преждевременно или переносить свое чадо, нужно выяснить, в какие сроки происходили роды у ее собственных матери, бабушки. Если женщины в роду рожали раньше срока, есть все основания полагать, что и в данном случае природа повторит генетическую программу.
- Возрастной фактор. Слишком юные беременные (до 20 лет) и возрастные мамочки, которым более 36 лет, чаще других значительно отклоняются от дня, отмеченного как ПДР, в ту или иную сторону.
- Очередность родов. Первородящие женщины дольше готовятся к родам — мышечная ткань менее растянута, шейка матки более тугая, а потому у них есть склонность к запоздалым родам. Чем больше было родов в личном анамнезе, тем выше вероятность, что роды состоятся раньше срока ПДР.
- Здоровье. Хронические болезни будущей мамы всегда увеличивают вероятность преждевременного родоразрешения, а эндокринные патологии, наоборот, чаще приводят к перенашиванию.
- Негативные внешние условия. Курение, алкоголь во время беременности, а также длительный стресс, который испытывает будущая мама, повышают вероятность родов раньше положенного срока. Малая физическая активность, ожирение способствуют перенашиванию.
- Эмоциональная неготовность женщины к родам. Боязнь родов часто приводит к тому, что шейка матки в срок не вызревает, родовая деятельность долго не начинается. Желание родить побыстрее, если оно сильное, вполне может привести к родам досрочно.
- Многоплодная беременность. Двойня и тройня оказывают более сильное давление на внутренний зев матки — своеобразное запорное кольцо. Чем сильнее это давление, тем быстрее начинаются роды. Поэтому двойни и тройни обычно рождаются до 39 недели.
- Индивидуальные биологические ритмы. Женщины с коротким менструальным циклом (менее 28 дней) обычно рожают раньше ПДР на 1-2 недели, а женщины с длинным менструальным циклом носят детей до 41 недели и даже более.
Причину родов до срока или пролонгации беременности в большинстве случаев достоверно установить невозможно. А потому отмеренный природой для конкретной женщины срок гестации просто принимают как должное.
Первые схватки — как себя вести?
Первые схватки – латентные. Они не слишком болезненны и больше похожи на боли в пояснице и нижней части живота при менструациях. Постепенно эти ощущения будут напоминать «опоясывание» с усилением – схватка зарождается где-то в спине, опускается по пояснице, опоясывает, переходит в нижнюю часть живота и охватывает весь живот. Потом постепенно отступает, начинается период отдыха.
Рекомендация 3: откажитесь от длительных перелетов
Возможно в 1 триместре беременности вам захочется отправиться в отпуск в дальние страны. Например, на Кубу, в Шри-Ланку, Танзанию. Отдых в экзотических странах — это конечно хорошо, но ваше здоровье и безопасность будущего малыша должны быть на первом месте!
Во время перелета происходит очень большой перепад давления, и как эту нагрузку перенесет ваш организм — можно только догадываться. Вполне вероятно, что все пройдет замечательно, но возможны и некоторые проблемы:
- обострение токсикоза;
- частые позывы к мочеиспусканию;
- повышенная утомляемость;
- проблемы с пищеварительной системой;
- головокружение.
Рекомендация 6: избегайте переохлаждения и перегрева организма
Если до беременности вы любили попариться или, наоборот, окунуться в прорубь, то во время беременности свои привычки нужно пересмотреть. Перегрев и переохлаждение опасны для плода, особенно в первом триместре гестации.
Переохлаждение нарушает кровообращение, что может вызвать гипоксию плода. Также не стоит забывать о том, что во время беременности снижается иммунитет, а значит возрастает риск простудных заболеваний.
Перегрев организма на ранних сроках беременности негативно сказываются на формировании плода и повышает угрозу выкидыша. Поэтому в первом триместре гестации от бани и сауны лучше отказаться. Во втором и третьем триместре при отсутствии противопоказания сауну и баню можно посещать.
Рекомендация 7: не используйте краски для волос и ногтей с токсичными веществами
Безусловно, даже в период вынашивания ребенка каждая женщина хочет оставаться красивой. Поэтому у беременных часто возникает вопрос: можно ли во время беременности окрашивать волосы и делать маникюр?
Окрашивать волосы во время беременности можно, однако нужно выбирать щадящие органические краски, состоящие из натуральных компонентов. Неорганические краски содержат аммиак и другие вредные вещества, которые могут вызвать у беременной аллергию, усилить симптомы токсикоза.
Дело с маникюром обстоит сложнее. Маникюр всегда начинается с того, что с ногтей удаляется старый лак. Снимают лак ацетоном и другими веществами, у которых очень резкий запах. Это может вызвать у вас аллергическую реакцию, даже если до беременности аллергии на ацетон у вас не было. А все дело в том, что во время беременности снижается иммунитет, а значит увеличивается вероятность аллергических реакций. Если вы все же решили отправиться в салон на маникюр, то попросите у мастера маску, которая защитит дыхательные пути от попадания вредных веществ.
Для маникюра также следует выбирать щадящие лаки, которые не содержат токсичных веществ — фосфорных кислот, ацетоновых спиртов, формальдегида.