В МЧС рассказали, какой огнетушитель лучше выбрать для автомобиля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В МЧС рассказали, какой огнетушитель лучше выбрать для автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Современный автомобиль — это настоящий сборник материалов, которые быстро воспламеняются и хорошо горят. Бензин, масло, резина, пластик и даже обивка сидений — все это вспыхивает быстро, а горит интенсивно. Если не начать сразу принимать меры по локализации и ликвидации огня, машина превратится в факел и полностью сгорит.
Немаловажный фактор, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый (ОП) или углекислотный (ОУ).
Начнем с порошковой модели. У нее срок годности самого баллона – 10 лет. Но в течение этого времени придется один раз огнетушитель для автомобиля перезарядить. А точнее, через 5 лет после выпуска изделия в эксплуатацию. Как понять, когда прибор был произведен. Для этого необходимо ознакомиться с этикеткой, наклеенной на корпус баллона. На ней есть римские и арабские цифры. Первые показывают месяц выпуска, вторые год. Понятно, что через 10 лет агрегат надо будет заменить полностью, а через пять сдать на перезарядку.
Что касается углекислотных агрегатов, то в зависимости от производителя срок годности варьируется в диапазоне 15-20 лет. А вот перезаряжать их надо, как и порошковые, через 5 лет. Еще одно различие – это срок освидетельствования. Приборы ОУ надо проверять каждый год на предмет наличия номинального давления газа внутри баллона. Для этого просто промеряют манометр агрегата, который и показывает величину давления. Если оно ниже номинального, обозначенного в паспорте изделия, то агрегат передается на перезарядку.
Рекомендуется один раз в 3 месяца проверять манометр. Это должен делать владелец автомобиля. То есть не стоит ждать, когда прибор проверят сотрудники ГИБДД.
Причины пожара в автомобиле
Возгорания в машинах могут возникать из-за:
- Неправильного обслуживания авто. Это отсутствие регулярного технического обслуживания, неисправность электрической системы или системы охлаждения, надобность замены масла и фильтров, других деталей, которые могут вызывать возгорание.
- Неправильной эксплуатации ТС. Это перегрузка автомобиля, установка несертифицированных световых и иных приборов: дополнительных ламп, зарядных устройств, автомагнитол и т.д. Все это приводит к перегреву электрической системы, возгоранию.
- Нарушения правил нахождения в машине, перевозки особых грузов. Курение внутри, транспортировка легковоспламеняющихся материалов — бензина, спирта, лаков, вызывает возгорание.
- Поджога. Иногда пожары в машине — результат умышленных действий, например, поджога.
Чтобы не допустить возгорание в ТС, надо следить за техническими системами, соблюдать правила эксплуатации, не курить внутри автомобиля, не использовать легко воспламеняющиеся материалы и избегать перегрузки автомобиля.
Лучший огнетушитель для автомобиля
Наиболее распространенным и рекомендуемым типом АО являются порошковые A, B, C класса. Они эффективно тушат пожары, связанные с жидкими горючими веществами (класс A), газами (класс B), электрооборудованием (класс C).
При выборе огнетушителя необходимо обращать внимание на его размер и вес, чтобы он был удобен для хранения в машине, легко доступен в случае пожара. Еще следует убедиться, что прибор отвечает требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, имеет действующий сертификат соответствия.
Некоторые производители АО предлагают специальные модели, разработанные для автомобилей, которые могут оснащаться удобной крепежной системой, дополнительными опциями: фонариком или аварийным молотком, т.д. Перед покупкой надо ознакомиться с характеристиками прибора, отзывами других владельцев.
Где проверяют автомобильные огнетушители
Проверка работоспособности АО в РФ производится в авторизованных сервисных центрах технического обслуживания, ремонта автомобилей. Кроме того, проверку приборов можно выполнить самостоятельно:
- Внешний осмотр. Проверьте вид огнетушителя на наличие повреждений, трещин, коррозии или других дефектов.
- Давление. Проверьте давление при помощи манометра. Давление должно соответствовать указанному на этикетке.
- Пломбы. Проверьте пломбы на клапане и на других частях. Убедитесь, что они не повреждены и не нарушены.
- Состояние шланга и насадки. Проверьте, чтобы шланг и насадка находились в хорошем состоянии, не были повреждены и не были заблокированы.
- Дата истечения срока годности. Проверьте срок годности прибора.
Если какой-либо из этих параметров не соответствует стандартам, огнетушитель нужно заменить. Также рекомендуется проводить проверку и осмотр огнетушителя регулярно, чтобы обеспечить его надежность и готовность к использованию в случае необходимости.
Переходя к годности автомобильных огнетушителей, надо начинать с ОП-2. Время службы баллона ограничено 10 годами. Что касается огнетушащего вещества, находящегося внутри корпуса, то его перезаряжают каждые 5 лет. Получается, что за указанный срок службы модели ОП-2, ее нужно будет один раз перезарядить.
Стоит ли оно того, ведь стоимость перезарядки ОП-2 равна цене самого устройства? Поэтому рекомендуется через 5 лет просто купить новый, а старый выбросить. Это проще, чем возиться с зарядкой. Более дорогие модели, например, ОП-3, лучше подзаряжать, потому что цена экземпляра довольно высока по сравнению с заправкой.
Мы рассматриваем огнетушитель для автомобиля, поэтому не станем излагать полную классификацию всех типов таких устройств. Расскажем лишь о тех, что рекомендуется использовать в автомобилях. Для транспортных средств подходят два основных вида огнетушителей, различающихся применяемым огнетушащим веществом: порошковые и углекислотные. Оборудовать машину аэрозольным или пенным устройством пожаротушения, согласно требованию норм пожарной безопасности (НПБ) не рекомендуется.
- Порошковые огнетушители используют для тушения специальный мелкодисперсный порошок. Для использования в авто рекомендуется подбирать универсальные устройства, предназначенные для тушения различных классов пожара (А, В, С. Е). Основные достоинства порошковых огнетушителей: умеренная цена, компактность, неприхотливость в хранении, длинная струя, возможность применения для тушения различных очагов возгорания, уверенная работа в сильные морозы. Из недостатков можно отметить следующие особенности: склонность порошка слеживаться, отсутствие у него проникающей способности и возможности охлаждать горящие предметы, отчего огонь может разгореться вновь.
- Углекислотные огнетушители вытесняют кислород из очага горения и образуют защитную пленку, одновременно охлаждая горящие предметы. Углекислота обладает хорошей проникающей способностью и не оставляет следов, в отличие от порошка. Но при этом углекислотные устройства тяжелее и дороже, более требовательны к условиям хранения, могут вызвать отравление или обморожение при неправильном использовании. А еще они плохо тушат горящую древесину и некоторые металлы.
Решение, какой тип огнетушителя выбрать для своей машины остается за водителем. А вот размер и количество приборов, необходимых для оснащения разных типов машин определяют законы, ГОСТы и правила.
Легковой автомобиль должен быть оборудован минимум одним огнетушителем с весом заряда от двух килограмм и объемом не менее двух литров. Те же требования распространяются и на легкие грузовые машины массой до трех с половиной тонн.
Автобусы и грузовые автомобили массой от 3,5 до 7,5 тонны должны оснащаться двумя двухлитровыми огнетушителями. Грузовые машины массой свыше 3,5 тонны должны иметь два пятилитровых прибора.
В легковом автомобиле огнетушитель должен находиться в салоне, в легкодоступном месте. В легких грузовых машинах и автобусах один огнетушитель находится в кабине, второй — в кузове или пассажирском салоне. На тяжелых грузовых машинах один баллон располагается на шасси, а другой должен быть закреплен в кузове автомобиля.
Для надежного крепления огнетушителя в автомобиле используются специальные кронштейны. Место его расположения нужно выбирать так, чтобы иметь возможность быстро воспользоваться прибором по назначению. ПДД рекомендуют размещать его под водительским креслом машины. Также важно избегать излишнего нагрева огнетушителя в автомобиле.
Что важно знать при покупке
Исходя из всего вышенаписанного становится понятно, что в каждом автомобиле обязательно должен быть исправный огнетушитель. Самым надежным вариантом является наличие сразу двух средств тушения: например, порошковый и углекислотный.
Обязательно покупайте огнетушители в проверенных специализированных магазинах, которые имеют все необходимые сертификаты и документы.
Огнетушитель не должен быть прикреплен или уложен так, чтобы он не соприкасаться с другими предметами, которые могут деформировать его корпус.
Выбирая размер средства, отталкивайтесь от габаритов своего транспортного средства:
- двухлитровые порошковые или углекислотные огнетушители подходят для легковых машин;
- для грузовиков аналогичное устройство должно быть объемом не менее 5л;
- в автобусах применяется должно быть два средства пожаротушения не менее 5 литров каждый;
- для бензовозов применяются порошковые, с объемом не меньше 5л, также 2шт.
Приобретите надежное средство пожаротушения, содержите в исправном виде, но лучше всего, если он вам никогда не понадобится.
Огнетушители для авто, как и для строений, различаются по принципу действия и тушащему веществу на несколько видов:
- углекислотные (ОУ);
- порошковые (ОП);
- водные или водно-эмульсионные (ОВ или ОВЭ);
- пенные (ОВП или ОХП);
- аэрозольные (ГОА или АГС).
Внутри авто огнетушителей углекислотных находится кислота, которая при выходе из баллона прекращает доступ кислорода к месту возгорания, останавливая процесс. Срок годности авто огнетушителя углекислотного типа составляет до 10 лет при его перезарядке после 5 лет после покупки или после каждого использования. Цена авто огнетушителя начинается от 900 рублей. Он помещен в крепкий стальной корпус, который не раскалывается и не ломается при авариях, а кислота не оставляет грязных следов.
К недостаткам можно отнести:
- риск отморожения рук;
- большой вес;
- отказы в работе на морозе;
- опасность больших объемов углекислоты для людей.
Из-за опасности для людей ОУ лучше не использовать в закрытых помещениях. При возгорании ГСМ углекислотный огнетушитель лучше порошкового, а при возгорании электропроводки – наоборот.
Порошковый огнетушитель для автомобиля содержит внутри мелкий порошок, струя которого направляется непосредственно в очаг возгорания. Распыленный порошок закрывает доступ кислороду. Небольшой объем позволяет возить ОП в небольшом багажнике. Стоимость порошкового огнетушителя начинается от 400 рублей и зависит от объема. Хранить в автомобиле ОП можно до двух лет, при большем сроке порошок может слежаться.
Огнетушитель для машины порошкового типа:
- мало весит;
- работает при любых температурах;
- занимает немного места.
К недостаткам, кроме небольшого срока службы и слеживания порошка можно отнести пластмассовый корпус, который может треснуть от серьезного удара, в результате чего машина будет сильно испачкана. То же происходит и во время тушения, после чего машину придется отдать на мойку, но это лучше, чем на свалку. После тушения порошковым огнетушителем в редких случаях возможно повторное возгорание.
Авто огнетушители для автомобиля водного или водно-эмульсионного типа содержат внутри воду или водную эмульсию с добавками, помогающими тушить огонь и препятствующими замерзанию, но на сильном морозе это не всегда помогает. В местности с не очень холодной зимой он показал себя с лучшей стороны:
- он не опасен и может быть использован в салоне ТС без угрозы людям;
- у него самая длинная из всех огнетушителей длина струи.
Корпус ОВЭ годен в течение 5 лет, но раз в год его следует перезаряжать. Стоит он от 3,5 до 5 тысяч рублей. К недостаткам относятся его особенности:
- замерзание на сильном морозе;
- дорогая заправка;
- подверженность ржавчине изнутри;
- плохие тушащие свойства при возгорании горючих жидкостей.
Пенные огнетушители делятся на 2 подвида:
- воздушно-пенные (ОВП),
- химические пенные (ОХП).
Пенные огнетушители внутри содержат воду с добавлением состава, образующего пену. Их срок службы ограничен одним годом, предназначены они для тушения горючих жидкостей, включая масло и бензин. Плохо работают в условиях суровой зимы, не поддается перезарядке, стоят более полутора тысяч рублей.
Аэрозольные огнетушители делятся на подвиды:
- генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА);
- аэрозольные горящие составы (АГС).
Аэрозольные огнетушители значительно отличаются от остальных по конструкции и принципу действия. Бурно выделяемые мелкодисперсные аэрозольные частицы образуют облако, которое при сильном нагревании загорается, прекращая или значительно замедляя горение в очаге пожара. При тушении пожара в здании или на открытом воздухе огнетушитель просто забрасывается в очаг горения, дальше все происходит без участия человека.
На транспорте используется ГОА в ручном и полуавтоматическом исполнении. Он устанавливается под капотом и при полуавтоматическом режиме срабатывает самостоятельно в пожароопасной ситуации, а в ручном режиме активируются с помощью кнопки, находящейся в салоне.
ГОА устойчивы к ударам и вибрации, занимают немного места, но одного баллона может не хватить для полного тушения пожара, поэтому желательно не использовать его в качестве основного. Может храниться и использоваться и в салоне автомобиля. Срок хранения в машине до 2 лет. В холодную зиму может замерзнуть, его нельзя перезарядить, но ГОА обладает рядом преимуществ:
- безвреден для людей;
- занимает немного места;
- пригоден при тушении возгорания любого типа (кроме возгорания жидкостей, для горения которых не нужен кислород).
Аэрозольные огнетушители дешевы и стоят от 250 до 600 рублей.
Чаще всего используют углекислотные и порошковые огнетушители для авто. МЧС рекомендует порошковые модели, а опытные водители считают, что лучше иметь два – один (ОУ) в багажнике и один (ОП) в салоне (кабине). Например, если вы решили иметь два огнетушителя, то можете комбинировать ОП-2 и ОУ-1.
Углекислотными огнетушителями можно тушить возгорания классов «В», «С», Е», но они не годятся для пожара класса «A». Большинство порошковых устройств годятся для всех четырех классов пожара, но есть и те, которые работают в диапазоне «В», «С», Е».
Какой огнетушитель лучше для дома и дачи
Огнетушители способны спасти человека от пожара. С каждым годом изделия усовершенствуются и становятся эффективней. Чтобы правильно подобрать качественный огнетушитель для дома или дачи важно учитывать несколько нюансов:
-
Огнетушащая способность. Изделие должно обладать высокой способностью тушения пожаров класса А, В, С и Е. это твердые вещества, горючие жидкости, газы и электроприборы. Огнетушащая способность указывается на этикетке прибора возле класса пожара, чем больше эта цифра, тем выше способность прибора потушить пожар.
-
Надежность. Зависит от вещества, которым тушат и от качества комплектующих, которые использует производитель.
-
Широкий температурный диапазон. Оборудование для дома и дачи должно быть в рабочем состоянии в любые морозы или жаркое лето. Самый оптимальный диапазон – от -40°С до +50°С.
-
Вес прибора. В зависимости от типа огнетушителя, они имеют разный вес. Важно, чтобы его мог поднять не только мужчина, но женщина или подросток. Так углекислотный весит до 18 кг, так как у баллона толстые стенки для удержания газа с большим давлением. Порошковый весит до 8 кг, а ОВЭ – до 10 кг.
-
Длинна струи. Наименьшее расстояние – 2 метра, а максимальное – 10 м. все зависит от вида конструкции.
Какой огнетушитель лучше для автомобиля
По законодательству ездить в автомобиле без огнетушителя запрещено. Он необходим для тушения твердых (салон, резина, пластик), жидких веществ или электронных приборов. Согласно правилам, автомобильный прибор по весу не должен превышать 2 кг, а для грузового транспорта – до 5 кг. Поэтому при покупке изделия в авто следует учесть следующие параметры:
-
температурный диапазон – чем он больше, тем лучше;
-
срок эксплуатации – важно своевременно проводить перезарядку;
-
правильно подобранный тип оборудования в зависимости от класса тушения.
Срок годности автомобильного огнетушителя
Все ёмкости раз в 5 лет подлежат обязательной полной проверке со сменой заряда, даже если все показатели в норме. Изготовителем может предусматриваться и увеличенная частота техобслуживания.
Вид | Срок годности для техосмотра (лет) | Годность заряда и перезарядка (не реже) |
Углекислотный | До 15 – 20 |
|
Порошковый | До 10 |
Обновление заряда проводится чаще, если это указано изготовителем. Например, заново заправлять автомобильные огнетушители порошкового типа некоторых моделей предписывают раз в 4 или 1,5 года, углекислотных – раз в 2 года.
Прохождение техосмотра включает осмотр устройства пожаротушения, фильтров, всех узлов, проверку массы заряда взвешиванием.
Полная перезарядка потребуется после применения или при отклонении нормы веса заряда от 5%. Ёмкость могут признать негодной досрочно. Не восстанавливают – заменяют новым.
Где находится огнетушитель в автомобиле по ПДД
Главным критерием правильного хранения устройства является его доступность в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Правилами определено, что хранить огнетушитель следует в кабине транспортного средства, а не в багажнике или дополнительных емкостях, имеющихся на грузовых машинах. Конструкция должна быть надежно закреплена в удобном для использования месте. Зафиксировать устройство можно с помощью специального кронштейна.
Действия водителя в случае возникновения пожара должны быть четкими и осмысленными. Для этого он должен ознакомиться с инструкцией по применению устройства. Она должна быть нанесена на корпус огнетушителя и быть хорошо читаемой. Порядок действий водителя предполагает следующее:
- сорвать находящуюся на чеке конструкции пломбу;
- выдернуть за металлическую дугу чеку из места фиксации;
- направить раструб огнетушителя на очаг пожара;
- сдавить скобу рычага.
Огнетушитель для автомобиля введение
Требования правил обязывают нас возить в автомобиле исправный огнетушитель.
Многие пренебрегают этим требованием, забывая, что ездят по соседству с дневным запасом взрывоопасного бензина и большим количеством раскалённых деталей автомобиля, от которых бензин может легко загореться. К сожалению, надеяться в случае загорания автомобиля продеться только на себя. Дело в том что автомобили горят очень быстро, порой 15 минут достаточно чтоб от авто остался обугленный остов (в некоторых случаях достаточно 3-х минут). А такой ситуации действовать надо быстро и решительно, тем более что тушить пожар надо на стадии зарождения т.к. потушить разгоревшийся автомобиль под силу лишь пожарной машине. Но откуда взяться решительности, если многие даже не знают, как пользоваться огнетушителем и где точно он лежит. А те, кто знает, не имеют практических навыков работы с ними.
Мой первый опыт использования огнетушителя был в спокойной обстановке (мне повезло). Просто истек срок проверки, и я решил потренироваться. В роли подопытного кролика выступал огнетушитель ОП-2 – порошковый двух литровый. У большинства автолюбителей в багажнике лежит именно такой зверек.
На самом деле всё просто – выдернул чеку, направил раструб на огонь и нажал на затвор. Но есть одно «НО» оказалось порошка в огнетушителе не так уж и много! Пара бодрых «выстрелов» и ещё пара слабых «пшиков» и ВСЁ ОП-2 кончился. На такой расклад я не рассчитывал. В случае реально развивающегося пожара, скорее всего, первый выстрел был бы пробным, второй- пристрелочным и два «пука» в цель. И я не вру – по паспорту продолжительность подачи ОТВ у огнетушителя ОП-2 не менее 6(!) сек , площадь тушения: 0,65 м2. Представляете, каким метким и хладнокровным надо быть при тушении реального пожара!
Операция направлена на минимизацию воздействия компонентов огнетушащего вещества на окружающую среду, человека. После разбора устройства на отдельные механизмы, их обезвреживание, они отправляются на переработку, каждый этап которой прописан законом.
Выполняя утилизацию огнетушителя необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Устранение давления в баллоне путем спуска через клапан.
- Демонтаж комплектующих механизмов.
- Извлечение внутренних составляющих.
- Просверливание отверстия в корпусе для нарушения целостности.
- Заполнение документов.
- Составление акта на утилизацию.
Правила утилизации.
После разборки огнетушителя корпус отвозят на металлолом, остальные комплектующие подлежат захоронению на полигоне с отходами.
Обязательные требования при выполнении утилизации следующие:
- Наличие специально отведенной территории для проведения операции, необходимого оборудования.
- Тщательный подбор персонала. Минимальный возраст сотрудника – 18 лет.
- Обязательное прохождение курсов, сдача теста, получение допуска к выполняемым работам.
- Применения средств защиты.
- Работа в соответствии с инструкцией.
Какой огнетушитель подойдет в автомобиль: требования 2020 – 2020
Новые правила гораздо строже регламентируют, какой огнетушитель должен быть в автомобиле 2020 – 2020. Требования изменились по некоторым пунктам. Рекомендуется перед приобретением огнетушителя проверить устройство по каждому из перечисленных пунктов:
- Каждое противопожарное приспособление должно отвечать двум ГОСТам-НПБ 155-2002 и Р51057-2001.
- Разновидность тушащего вещества. В 2020 – 2020 году допускается два типа: углекислотный и порошковый.
- Правильная маркировка. На качественном огнетушителе указывается вся основная информация от состава смеси для тушения до инструкции применения.
- Срок эксплуатации. Со временем полностью заправленный огнетушитель потеряет существенную часть давления и важные свойства смеси для тушения. Даты перезаправки, дозаправки, срок эксплуатации должны быть указаны на самом устройстве.
- Требования к весу заправленного огнетушителя следующие: 2 кг для легковых автомобилей, 5 кг для грузовых автомобилей.
- Объем аналогичный, 2 литра для легковых, 5 литров для грузовых.